Крутится, вертится шар голубой... С первого взгляда эта игра показалась мне очень странной, со второго она показалась странной еще больше, а третьего так и вообще уже и не понадобилось. Как оказалось, разработчиками игрушки является небольшая конторка Small Rockets, которая ранее была замечена за выпуском всякой мелкокалиберной и низкобюждетной чепухи вроде простеньких гонок, настольных игр и иже с ними. Их очередной проект M.A.D. также не выбивается за рамки проекта средненького пошиба, оказавшегося к тому же столь примитивным, что впечатлений от беглого взгляда на любую из имеющегося десятка миссий уже вполне достаточно, чтобы осознать всю суть происходящего.
Нет, я, конечно, очень даже могу понять, если бы вся эта игра была бы, скажем, каким-нибудь "боевым эпизодом" в большой и навороченной космической стратегии, где бы вам приходилось таким образом захватывать планеты. Но здесь, к превеликому сожалению, на этом тупом посылании ядерных ракет друг на друга все благополучно и заканчивается. Ни тебе дипломатии, ни управления войсками... Интерес же при этом чем-то сродни вышибанию камнями пустых пивных банок на заборе - кто быстрее сметет чужие банки, тот топает пить свое продвинутое пиво.
На дворе, как полагается мрачное и весьма стремное ближайшее будущее, если малость точнее - 2040 год, в котором вот-вот должна разгореться (третья, четвертая, пятая...) нужное подчеркнуть... мировая война. Страны основательно запаслись ядерными ракетами, понастроили на околоземной орбите большие военные станции... и понеслось...
Во время первой фазы игры вы должны захватывать нейтральные страны, вращая наш шарик в любую сторону и выбирая наиболее подходящую для этих целей территорию. Делается эта процедура всего одним кликом на понравившейся стране, а дальше про нее на некоторое время можно забыть. Вообще-то, большого смысла в том какую именно страну себе выбирать здесь нет, разве что если выбрать Антарктику или Австралию, которых ракеты противника могут сначала не достать - радиуса действия ракет может не хватить. Ваш противник в это время делает то же самое, то есть выбирает себе подходящие страны, чередуя свои ходы с вашими. Все, после этого подготовительного этапа игра перетекает уже в real-time'овый формат и пауз больше не предвидится.
Сразу скажу, что в этой игре у вас будет всего-навсего один противник. Даже если вы будете играть с кем-то по сети или Интернету, то игроков может быть тоже только двое.
Так-с... с расстановкой блокпостов дела завершены, а дальше начинаются самые настоящие военные действия. Но для начала необходимо заняться строительством инфраструктуры, то есть построить "в городе" любой вашей страны всего два объекта: площадку для запуска орбитальных модулей и вторую площадку уже для запуска ядерных боеголовок.
Для всех строительных работ, а также запусков здесь используются опять же всего два ресурса: деньги и уран. Добывать или зарабатывать их нигде не нужно, они сами постепенно накапливаются, в зависимости от количества ваших городов, проведенных исследований и т.д.
Потом необходимо построить в космосе станцию, которая тут же зависнет на геостационарной орбите точно над вашим городом (из которого велся запуск), запуская различные базовые модули с земли. В функции станции входит защита ваших рубежей, плюс исследование новых технологий. Чем больше у вас станций, тем лучше, поэтому все, в конечном счете, упирается лишь в банальный вопрос денег. Из этих модулей (жилой отсек, солнечные батареи, пушка, исследовательский центр...), как из конструктора, вы можете собирать разные модификации станции. Самое главные из них это военные блоки и исследовательский центр. С центром все просто, задаете программу исследования из нужной области и занимаетесь дальше своими делами. Например, чтобы ядерные ракеты дальше летали, то есть увеличили радиус полетов, скажем, с 10 до 20, необходимо провести соответствующие исследования именно в этой области.
Ну, а при помощи военных сооружений космической станции вы должны либо в буквальном смысле сбивать вражеские боеголовки на подлете к вашему городу, расстреливая из "вручную" из пушки, либо же строить вражеским ракетам всякие прочие козни. На самом деле, сбить чужую ракету совсем несложно, только я редко этим занимался, потому что к тому времени, как противник сподобился осуществить запуск, я уже благополучно добивал его очередной город, и следить за ракетой, которая может снять здоровья с щита города от силы процентов 10-15 уже, как понимаете, без надобности. К тому же "здоровье" города здесь со временем восстанавливается, правда, не так быстро, как хотелось бы.
Кстати говоря, боевая фаза игры настолько скучна, что я чуть ли не задремал, пытаясь отправить пятнадцатую, семнадцатую или двадцатую... не помню... ракету на вражеский город. Вы должны просто кликнуть на пусковую станцию, выбирая тип ракеты, потом навести прицел на искомый объект на земном шарике и все, вуаля, дальше остается только смотреть. Ракета плавно поднимется вверх, а потом так же плавно опустится в указанной точке, создавая в этом месте такой допотопный "ядерный гриб", за который дизайнерам было, наверное, особенно стыдно перед своим руководством.
В общем-то, весь смысл игры, после того как вы все построили и подготовились к бомбометанию, заключается в том, кто кого "перекликает", то есть, кто умудрится запускать ракеты на противника быстрее, тот и получит после самый главный приз, отеческое крепкое рукопожатие верховного главнокомандующего и очень почетную грамоту со словами "спасибо, сынок, родина тебя не забудет!".
Про однообразие миссий я уже где-то выше упоминал, добавлю лишь, что вся разница между ними заключается лишь в некотором возрастании сложности, да в увеличении числа уже открытых технологий. Так, на последнем уровне у вас в самом начале уже будут открыты практически все модули, и вы можете начинать стрелять ракетами по противнику буквально с первой секунды, в отличие от первых миссий, где эти ракеты еще придется исследовать, а для этого сперва построить на орбите работающую станцию.
Графически M.A.D. выглядит примерно так же, как и играется. То есть ничего особенного в оформлении и спецэффектах я здесь не заметил. Земля, вернее тот плоский и без малейшего намека не рельеф шарик, со схематическими изображением стран выглядит как-то совсем уж незатейливо (это вам не Populous какой-нибудь). Взрывы же, как я уже упоминал выше, отстали от современных технологий годика так на два-три, не меньше.
Полюбоваться можно разве что на дымовые шлейфы от взлетающих с планеты ракет, но и они, понятно, не идут ни в какое сравнение с аналогичными фичами в каком-нибудь современном шутере или стратегии. Таким образом, визуальный ряд, на мой взгляд, очень мало способствует появлению у игрока каких-то новых стимулов или желания оттянуть подальше неизбежный момент нажатия финального "Esc".
Правда, может быть, со своим другом или соседом по работе воевать будет чуточку интереснее, но и в этом я, откровенно говоря, сильно сомневаюсь. Ну и напоследок я хочу все-таки хоть чем-то порадовать поклонников маломощных компьютеров. Может, по этой части игра способна кого-нибудь заинтересовать. Авторы утверждают, что их детище спокойно пойдет на P-166 с 16МB памяти и ускорителем первого поколения на борту. Остается поверить им на слово, потому что проверить данное утверждение на практике мне сегодня уже не представляется возможным.