Жизнь торговца и опасна, и трудна, и на первый взгляд... Небезызвестная Frog City, уже успевшая основательно набить себе руку на серии Imperialism, решила порадовать поклонников торговых экономических стратегий своим новым творением под названием Trade Empires. В принципе, название игры говорит само за себя - ваша основная задача заработать как можно больше денег, покупая товары в одном месте и продавая их в другом. При этом, понятно, не забывать следить за меняющейся конъюнктурой на том или ином рынке и своевременно обустраивать города и поселки, где вы расположили свои торговые точки. Вот эти две задачи и являются ключевыми, да, пожалуй, что и единственными в данной игре.
Сам игровой процесс здесь довольно прост, и разобраться в нем не составит никакого труда даже юзерам, весьма далеким от игрушек, основанных на торговле и приумножении собственных капиталов. Однако и здесь хватает хитростей и тонкостей, о которые будет сломано немало копий в попытках обогнать своих конкурентов из соперничающих между собой торговых кланов.
Для начала, как водится, необходимо понастроить свои рынки в городах, только после этого вы сможете собственно торговать. Потом проводятся дороги (хлипкие тропинки позже сменят надежные мощеные дороги), можно еще проложить и каналы, потом неплохо бы понастроить до кучи портов или речных верфей, чтобы можно было наладить водное сообщение и плавать по морям и окиянам в свое удовольствие. Для улучшения же работы дорог не лишним будет и наличие караван-сарая в каждом городе.
Так-с, когда инфраструктура мало-мальски налажена, остается изучить рынок, то есть, где что требуется и по каким ценам его хотят отдавать. После этого прокладываются торговые маршруты с учетом всех этих запросов, и, в конце концов, остается только нанять торговцев (чем больше, тем естественно лучше, правда, в любом сценарии они ограничиваются лишь 30 индивидами, поэтому главное - эффективность и еще раз эффективность!) и регулировать их деятельность.
Дальше торговцы сами будут кататься по указанному маршруту, а вам остается наблюдать за этим со стороны, корректировать товары при смене конъюнктуры или запросов, при этом постоянно поглядывая на темпы пополнения собственного кошелька, да постоянно обустраивать города, в которых находятся ваши рынки. Делается это для того, чтобы население городов росло, а, стало быть, прибавлялось и покупателей на рынках, которые и будут оставлять там свои денежки во славу вашего кармана и бога торговли Гермеса, что в принципе одно и тоже.
Короче, в городах можно еще понастроить конюшни, бараки, ратуши, замки, таверны, многочисленные ремесленные мастерские (например, для обработки золота и дальнейшей продажи уже драгоценностей), склады, ну и т.д. При этом всегда можно посмотреть на требования, которые предъявляют горожане к данному городу, то есть чего ему не хватает, что неплохо бы закупать в большем количестве. Неспешное же течение времени всегда можно ускорить аж в четыре раза, что придаст игре чуть больше динамичности.
Жизнь торговца и опасна, и трудна, и на первый взгляд... так, о чем это я. Ах да, ваши караваны, впрочем, как и поселки, могут время от времени подвергаться набегам всяческих варваров и разбойников, а морские рейсы - соответственно пиратов. Для предотвращения всех этих напастей, а также минимизации убытков каждому торговцу можно в помощь нанять охрану, которая и будет заниматься не свойственными торговому люду операциями.
Чтобы игра не была такой скучной, какой она может показаться на первый взгляд, авторы предлагают нам весьма обширный список эпох, в которых предстоит торговать. 18 эпизодов (сценариев) игры, каждый из которых существует практически независимо от прочих, охватывают времена от (чуть не сказал "сотворения мира") становления первых цивилизаций и вплоть до Англии XIX века. То есть начинается все с Месопотамии, дремучего Китая, чуть менее дремучей Индии, древнего Египетского царства, потом события перетекают в Римскую империю, затем Центральную Азию, продвинутые средние века и просвещенную Европу и заканчивается сия цепочка в промышленно-индустриальной Англии позапрошлого века. Таким образом, охватывается довольно внушительный временной промежуток от 2500 b.c. (до н.э.) до 1880 a.d. (н.э.).
Правда, надо сказать, что на играбельности это все равно сказывается не особенно сильно. Ну, увеличивается набор доступных для строительства зданий, возрастает количество используемых торговых юнитов, заметно увеличивается и парк товаров, которыми вы можете торговать (сначала продукты, ткани, одежда, ресурсы... потом добавятся изделия из металла, оружие, табак, порох, ювелирные украшения, ну и т.д.), однако, сама торговля, сам процесс создания собственной большой торговой империи, постепенно охватывающей все новые страны и континенты, практически ни в какую сторону не меняется. Так что наличие всех этих эпох и империй, конечно, плюс, но плюс, надо сказать, не такой внушительный, как бы этого хотелось.
Графически игрушка выполнена, что называется, в лучших классических традициях (с одновременным игнорированием всех новомодных норм и стандартов). С одной стороны, это хорошо (все ясно, понятно, привыкать, опять же, не нужно), а с другой - ведь всегда хочется чего-то новенького. В общем, на стандартной изометрической карте выстраиваются города (домики все очень мелкие, а караваны еще мельче), прокладываются дороги, каналы. Ландшафт прорисован неплохо, горы там, долины, однако при этом на самой карте наблюдается полный и стопроцентный штиль. То есть, на море нет ни одной волны, а в лесу не шелохнется ни один листик. Единственные активные моменты на экране - это ваши (и не ваши тоже) неугомонные коммивояжеры, постоянно суетящиеся от города к городу, от поселка к поселку со своими караванами. Да, кстати, еще можно менять масштаб на очень большой, на котором отображаются все города и можно легко определиться со всеми производствами и ресурсами в регионе. Таким образом, графику вряд ли можно признать сильной стороной этого проекта, хотя собственно, большего здесь и трудно было ожидать.
В итоге мы получили еще одну довольно интересную экономическую стратегию, которая наверняка понравится большинству поклонников жанра. Правда, всех тех, кому она вдруг покажется излишне простой, я бы посоветовал попробовать поиграть в один из сценариев, где с вами будут соревноваться два или даже целых три других торговых клана (family) и тогда-то вы почувствуете, что настоящая торговля - это не только ценный мех... но и два, три килограмма дурных мыслей, которыми вы будете поносить своих более расторопных противников, зачастую умудряющихся куда более грамотно наладить свой торговый бизнес, уводя буквально из-под вашего носа самые ценные товары и заказы. Так что совершенствоваться в одной из древнейших из профессий можно долго и упорно, что, кстати, и составляет одну из притягательных сторон подобных игр.
Попробуйте, может развозить туда-сюда соль, рыбу, папирус, дрова, порох, пушки, оливы, табак, одежду, ткани, бронзу, чай, лен, виноград, хлопок, золото, украшения, керамику, мечи, шерсть, шелк, деготь, шкуры, зерно, специи и прочая, прочая, прочая... из одной провинции в другую - это не самое пустое из всех возможных игровых занятий? Уфф, а не пора ли доверить управление десятками ни на секунду не останавливающихся караванов и постоянно мельтешащих перед глазами товаров своему приказчику (вот только где бы взять такого); а самому чуток расслабиться и отвлечься от всех этих бесконечных купи-продай, снова купи - опять продай, потом все время купи и пренепременнейше продай, наконец, не забудь купить, а потом ясен пень продать... при этом не прогори, не проколись, смотри, чтоб не надули, не объегорили, чтоб народ был доволен, чтобы вообще у тебя, в конце концов, все было, а тебе за это ничего не было! А вы говорите - торговля...