В небе над Лондоном И вновь мне приходится оценивать игру, в которой хорошие идеи и неплохая реализация большинства из них сочетаются с безобразными глюками; моя позиция на сей счет, впрочем, неизменна - никакие достоинства не могут служить оправданием серьезным глюкам (то есть таким, которые создают реальные неудобства пользователю), что и должно отражаться на рейтинге. Впрочем, на сей раз мне в руки попала русифицированная версия, так что весьма возможно, что ответственность за наиболее раздражающие глюки лежит отнюдь не на Rowan Software, а на небезызвестной российской компании 1С - хотя с определенностью это утверждать не могу.
Чтобы сразу покончить с темой русификации, отмечу, что в целом она сделана довольно прилично, причем переводчик был в ладах не только с русским языком (что уже радует), но и, судя по всему, с авиационной терминологией. Не к месту разве что излишняя русификация - трудно представить себе британского или германского пилота, в сердцах восклицающего "Блин!" (кстати, даже и русский пилот времен Второй мировой так бы не воскликнул - это эрзац-ругательство появилось относительно недавно). Ну и, как водится, наблюдаются проблемы с длиной строк - русские в среднем длиннее английских, и из-за этого слова могут налезать друг на друга. Русифицирован только текст; голосовые сообщения оставлены оригинальными (что правильно; кстати, представители каждой из сторон, как положено, говорят на своем языке). Однако почему-то не все эти сообщения сопровождаются субтитрами - я так и не понял, то ли это глюк русификации, то ли так в оригинале (допустим, не дублируются сообщения, адресованные не вам). Также при игре за Германию нет голосовых сообщений межмиссионного интерфейса; надо полагать, их вырезали, чтобы впихнуть игру на один диск.
Серьезно раздражающих глюков - тех самых, что упомянуты выше - замечено было два. Во-первых, игру нужно запускать при разрешении экрана Виндов не менее чем 1024*768 (при 16-битной глубине цвета), иначе (как это случилось у меня) при попытке изобразить постмиссионные сообщения и ряд других важных интерфейсных элементов игра вываливается по ошибке, вызванной нехваткой определенных файлов. При этом в самой игре можно выставлять разрешения от 512*384 до 1280*1024 (как 16, так и 32-битные).
Второй глюк еще более неприятен. Игра некорректно работает с памятью, попросту постепенно отжирая ее и не освобождая - причем добро бы только при входе и выходе, так ведь нет, в процессе. К внезапному зависанию посреди миссии это, к счастью, не приводит, но где-то через пару часов игры перестают грузиться миссии и окна интерфейса; некоторое время с этим можно бороться, выгружая другие задачи по Ctrl-Alt-Del, но, в конце концов, все равно придется перезапускать систему (а если вы выйдете в Винды раньше, память так и останется загаженной).
Ну ладно, теперь вы предупреждены и, следовательно, вооружены - и не будете мучаться так, как я поначалу. Так что можно с чистой совестью перейти к достоинствам игры.
Battle of Britain - это больше, чем просто авиасимулятор Второй мировой. И это не рекламный лозунг, а констатация факта. Rowan Software удалось соединить симулятор и стратегию. Подобные скрещивания проводились и раньше, но, если не рассматривать игры несколько иного жанра типа Battle Zone, получались в результате не более чем симуляторы со стратегическими элементами (возможность самостоятельно выбирать очередность целей, формировать экипажи, заботиться о боевом духе пилотов, состоянии техники и боеприпасах - если говорить о симуляторах Второй мировой, то наиболее полно эта концепция воплощена в B-17). Собственно, большей "стратегичности" от таких игр и ожидать нельзя: пилот может управлять своим самолетом, звеном или эскадрильей, но не армией в целом.
Разработчики же Battle of Britain не стали объединять стратегическую и симуляторную составляющую общим персонажем (то есть формально вы вводите имя, но оно служит лишь для обозначения вашей позиции в эскадрилье - никакой карьеры с наградами и званиями вы не делаете, и погибнуть тоже не можете). В результате стратегическая часть игры - это собственно стратегия в военном смысле этого термина: вы командуете всеми вовлеченными в конфликт военно-воздушными силами одной из сторон. В принципе, игру можно пройти исключительно как стратегию, вообще не сделав ни одного боевого вылета и полностью доверив определение результатов всех воздушных боев компьютеру.
При этом, в отличие от многих стратегических игр, интерфейс и, соответственно, возможности сторон далеко не симметричны. Королевские Воздушные Силы Великобритании сидят в глухой обороне; все, что они могут - это перехватывать налеты противника, но не атаковать цели на его территории. Люфтваффе, таким образом, избавлено от задач обороны наземных объектов и целиком сосредоточено на бомбардировочных рейдах (можно также посылать самолеты-разведчики). При этом, если командованию Люфтваффе (то есть вам, если вы играете за Германию) принадлежит инициатива в выборе наземных целей и корабельных конвоев для атаки, то Королевским ВВС, в свою очередь, принадлежит инициатива воздушного боя - именно они выбирают, какие группы и эскадры противника атаковать, а какие не стоит. Иными словами, если британская сторона хочет поберечь силы, она может просто не вступать в бой, отсиживаясь на дальних, недоступных (и не отображаемых) в игре аэродромах. Так что, играя за Германию, победить путем полного уничтожения Королевских ВВС, видимо, нельзя, зато это можно сделать другими способами - я, например, получил сообщение о победе, когда уничтожил всю доступную промышленность и 75% доступных аэродромов (плюс еще кое-что по мелочи); причем мне удалось это сделать уже к 26 августа (исторически Битва за Британию продолжалась до середины сентября; 15 сентября стало днем самого грандиозного столкновения воздушных армий, в котором Германия надеялась окончательно разбить врага, но вместо этого сама понесла недопустимо высокие потери; эти потери вместе с портящейся осенней погодой заставили руководство Рейха отказаться от продолжения операции и сорвали в итоге весь план вторжения в Британию - "Морской лев"). Соответственно, задача при игре за Британию - продержаться до 15 сентября включительно, не понеся критических потерь.
Поскольку вы командуете сразу целой воздушной армией, многое в стратегической части игры делается автоматически - к примеру, играя за Британию, вам достаточно лишь указывать общее число патрулей, направляемых на охрану конвоев или побережья, и число эскадрилий в патруле - а AI уже сам решит, с какого аэродрома, кого и когда послать на перехват. Решает он, впрочем, не всегда успешно, и если вы недовольны его медлительностью, можете кликнуть по вражескому налету и отправить самолеты на перехват вручную. При игре за Германию вы сами выбираете цели, но, если при этом остаются простаивающие самолеты, игра предлагает дополнительные цели (миссии). Здесь тоже не все гладко с AI и интерфейсом: вы указываете только цель налета, а исполнителей игра определяет сама. Причем может определить и так, что самолетам заведомо не хватит топлива - в этом случае миссию придется отменять вручную. Казалось бы, чего проще - кликнул на свой аэродром, потом кликнул на цель - типа, отсюда туда, так ведь нет. Ну или, еще лучше (раз уж игра такая умная и сама берется подобрать исполнителей) - дать пользователю задать параметры миссии: скажем, вот сейчас я назначаю бомбардировки с пикированием, с эскортом. А сейчас - бомбардировки с горизонтального полета, без эскорта. И заодно циферки показывать - сколько осталось еще свободных групп обычных бомбардировщиков, сколько - пикирующих и сколько истребителей. Увы, таких возможностей нет, миссии назначаются, как AI на душу положит - по принципу "сначала отбираются лучшие силы, потом поплоше". А может, я как раз сначала хочу атаковать более легкие цели? Что очень часто имеет смысл, между прочим. Потом, правда, в списке миссий можно вносить изменения в сделанные по умолчанию назначения, но это куда менее удобно, чем задавать их сразу.
Помимо возможности направлять или перехватывать налеты, вы можете перебазировать эскадрильи с одного аэродрома на другой и заказывать производство новых самолетов (точнее, изменять то, что заказывается по умолчанию), менять масштаб карты и просматривать всякую статистику - по целям/объектам, по группам и эскадрильям, по потерям...
Кампания охватывает отрезок времени с 10 июля по 15 сентября (как уже упоминалось можно выиграть и досрочно), разделенный на 4 исторических этапа - начинать игру можно с любого. Каждые сутки игры делятся на три периода - утро, день и вечер. В начале каждого периода отдаются приказы и формируются миссии; впрочем, дополнительные миссии, при появлении свободных ресурсов (а максимальное число эскадрилий, которые могут находиться в воздухе одновременно, в игре ограничено), могут создаваться и во время периода. Действие развивается в real-time; скорость времени, однако, можно менять - от нулевой (пауза) до 600-кратной. Причем время может идти с разной скоростью при отсутствии событий (логично выставить максимальную скорость), наличии в воздухе хотя бы одного налета, разведывательного вылета и при появлении интерфейсных и диалоговых окон. Вы можете определить, при каких событиях (взлет, пересечение береговой линии, подход к цели, бой и т.п.) вам будет предложено принять управление одним из самолетов соответствующего налета или группы перехвата; кроме того, вы можете сделать это сами в произвольный момент, кликнув на иконку налета или перехватчиков.
Тут-то, собственно, игра и переходит из стратегического режима в симуляторный. Вы можете выбрать эскадрилью и свое место в ней (по умолчанию, естественно, командира). Если вы играете за Британию, выбор у вас небогат: вы всегда будете пилотом истребителя, и это, разумеется, либо Spitfire (IA или IB), либо Hurricane (IA или IB). В игре присутствуют еще два вида британских самолета, на которых нельзя полетать (кстати, отрисованы они более схематично, с непрозрачными кабинами) - двухмоторный бомбардировщик "Бленхейм" и экзотический двухместный "Дефиант" - по летным характеристикам это истребитель, но вооружение его состояло из одной задней турели; поначалу пилоты Люфтваффе атаковали его сзади, принимая за "Харрикейн", и получали, естественно, по полной. Однако, разобравшись, что к чему, стали атаковать спереди и снизу, куда турель не достреливала, после чего "Дефианты" пришлось срочно снимать с дневных операций из-за высоких потерь. Однако эти самолеты можно встретить в воздухе лишь в режиме отдельных миссий; в кампании они не участвуют ("Бленхеймы" попадались мне стоящими на аэродромах, где их, естественно, можно забить, но они даже не считаются самолетами, то есть не отображаются в списке сбитых - в отличие от "Харрикейнов" и "Спитфайров", которые попадают в список, где бы вы их ни прикончили - на земле или в воздухе).
У авиатора Люфтваффе вариантов куда больше: игроку доступны 6 типов самолетов (естественно, все сразу они в миссии обычно не присутствуют). Правда, пилотировать можно лишь три из них: истребитель Me Bf 109E-4 (вообще-то в Битве за Британию использовалась в основном модификация E-3), истребитель-бомбардировщик Me Bf 110C-4 (может также нести две бомбы) и пикирующий бомбардировщик Ju 87B-2 Stuka. Заметим, что все три машины в ходе Битвы за Британию показали себя не с лучшей стороны: у "сто девятых" того периода горючего хватало лишь на 10 минут боя над Англией (кстати, в настройках реализма игры можно указать, использовать ли реальный объем бака на Me 109), а "сто десятый" и "штука" оказались слишком уязвимы для вражеских истребителей (вообще в целом потери Люфтваффе в Битве за Британию составляли два к одному, а для "штук" оказались особенно катастрофическими: до 80% их не возвращалось с боевых заданий, так что уже спустя шесть дней они были сняты с боевого применения и вновь востребованы лишь в войне с СССР, где Германия поначалу имела абсолютное превосходство в воздухе. В игре же "штуки" остаются в строю до конца кампании, хотя гибнут не менее охотно, чем в реальной жизни).
Три других самолета Люфтваффе - это бомбардировщики Ju 88A-1, Do 17Z-2 и He 111H-3. В отличие от других симуляторов, предоставляющих возможность летать на бомбардировщиках (таких как Fighter Squadron и B-17), здесь вы не можете ни пилотировать, ни сбрасывать бомбы - вам доступна только роль стрелка, но в полетах на бомберах в этом и есть самый кайф (говорю, естественно, про игры, а не про реальную жизнь). Тем паче, что пулемет управляется мышкой, что намного удобней, чем джойстиком. Как обычно, вы можете переключаться между позициями стрелков; всего вам доступны три таких позиции - носовая, задняя и подфюзеляжная турель (на He 111H-3 были и боковые пулеметы, но из них пострелять не дают). Соответствующие клавиши - 8, 5 и 2 на keypad'е; обратите внимание, в русском readme они не указаны, и я первую часть кампании так и пролетал все время на самой неинтересной носовой турели, ругая ни в чем не повинную Rowan Software. Минус реализму - из пулемета нельзя повредить собственный самолет.
Кстати, о реализме. Игра демонстрирует весьма высокий класс по этой части. Мне трудно сказать, где физическая модель точнее - в Microsoft Combat Flight Simulator или в Battle of Britain - все-таки на реальных истребителях Второй мировой я не летал, тем паче не испытывал их на повреждениях и критических режимах; тем не менее, многое впечатляет. Например, пробоины в крыле вызывают ощутимое падение подъемной силы, в результате чего на посадку надо заходить на большей скорости, иначе машина "провалится" и грохнется (если крылья повреждены не симметрично, то это еще и создает тенденцию к крену). Процедура запуска двигателя ближе всего к реальности после Fly!, где она реальна полностью. Двигатель "Спитфайра" при отрицательной перегрузке не то чтобы глохнет, но дает перебои. Перед посадкой, как и в реальной жизни, надо переводить винт на малый шаг - иначе не хватит полосы (кстати, из симуляторов Второй мировой, где можно вручную управлять шагом винта, на память приходит лишь все тот же MCFS). Взлет и посадка, кстати, представляют значительную сложность - и тут авторы даже переборщили: сесть на брюхо невозможно в принципе (что не соответствует исторической правде), а самолет на пробеге слишком неустойчив по крену, причем это касается не только Me-109 с его узкой колеей, но и других самолетов. Нельзя также сесть на воду (а если в нее врезаться, наблюдается глюк - обломки горят на воде, как на суше). Представления о повреждениях при аварии на разбеге и пробеге слишком суровы - я не верю, что, чиркнув крылом о землю на скорости в 50 километров в час, можно разбиться насмерть (в кампании, как я уже сказал, погибнуть нельзя - миссия просто заканчивается, но в режиме отдельных миссий можно). Переборщили, на мой взгляд, и со сложностью вывода из штопора. Шасси и закрылки, как и положено, ломаются при выпуске на недопустимых скоростях, а вот при касании земли даже на слишком высокой скорости (на Ju 87, у которого, как известно, колеса не убирались, я проделывал это на 450 км/ч) шасси ничего не делается, что не слишком реалистично. Двигатель запросто можно "посадить" перегревом при высоких значениях оборотов и наддува (это доселе было реализовано лишь в Luftwaffe Commander и European Air War, но там не было отдельной регулировки оборотов). А вот потеря одного из хвостовых стабилизаторов (вместе с соответствующим рулем высоты), на мой взгляд, влияет на поведение самолета слишком слабо (хотя это влияние и можно заметить). Зато механизм сбрасывания бомб у "штуки" повреждается как-то уж слишком охотно, после нескольких попаданий по вашему самолету - конечно, шальная пуля может повредить этот механизм, но чтобы с такой регулярностью? Уж куда более вероятен взрыв самой бомбы, чего, однако, не видел ни разу (как и вообще взрывов самолетов в воздухе, кроме как при столкновении; а вот отстрелить крыло можно). Ни разу я не видел также, чтобы самолет пострадал от огня зениток (то же самое, впрочем, наблюдается во многих симуляторах). При перегрузках можно обломать крылья, правда, порою это происходит, на мой взгляд, без должных к тому оснований. Ветер чувствуется более чем - пожалуй, самолет мотает даже чересчур активно. Естественно, отслеживается крутящий момент, из-за чего нормальные - без ухода в сторону - взлет и посадка практически невозможны без педалей (колесные тормоза недостаточно эффективны на большой скорости, а эмуляция педалей с клавиатуры не обеспечивает должной плавности) - но это как раз издержки реализма.
Впрочем, далеко не все аэродромы в игре имеют взлетно-посадочные полосы; чаще это просто поля, по которым можно ездить по каким угодно кривым траекториям. Хотя садиться, равно как и взлетать, строго говоря, вообще не обязательно - вы можете не только войти в миссию в любой момент, но и в любой момент ее покинуть. По собственному желанию вы делаете это, нажав Alt-X, но если вы разбиваетесь или выпрыгиваете с парашютом, это происходит автоматически (кстати, покидание самолета с парашютом сделано вполне реалистично, хотя и уступает в этом плане MCFS, где кабина может попросту не открыться, а за кольцо надо дергать самостоятельно). Убить вас пулей, судя по всему, не могут, но могут ранить - правда, чисто декоративно: в фонаре кабины появляется пробоина (всегда в одном месте), и мир вокруг окрашивается для вас в красноватые цвета, но больше ни на что это не влияет. Ваш выход из миссии, тем или иным способом, равно как и ваше участие в ней, не имеет какого-то особого, специального значения: вы просто влезаете в шкуру пилота одного из самолетов, а покидая ее - снова возвращаете управление AI (уже не симуляторному, а стратегическому). Таким образом, даже при катастрофе вам не приходится проходить миссию заново; с другой стороны, вы не имеете возможности исправить неудачный результат (если, конечно, не восстановитесь из старой записи); но, с третьей стороны, потеря одного самолета - это все равно не критично, у вас их сотни и тысячи. Если вам хочется во что бы то ни стало пройти миссию лично, то, после того, как вас из нее выкинуло, вы можете снова кликнуть по иконке той же группы самолетов и отправляться в бой на следующем из них - и так пока не расколотите всю эскадрилью.
Воздушный бой максимально приближен к реальности - в нем могут участвовать десятки и даже сотни самолетов! Звучит это, конечно, здорово, но на практике заметно осложняет жизнь - слишком легко потерять цель и слишком легко стать целью самому. Тем паче, что классический симуляторный режим слежения за целью имеет здесь свои ограничения - стоит цели слишком сильно уйти в сторону, и он отключается (даже при выключенной опции, отвечающей за слежение только в поле зрения). Это, опять же, реалистично - ведь голова у пилота крутится не на 360 градусов - но неудобно. Сбить самолет нелегко: во-первых, трудно попасть (даже выставив в опциях высокую вероятность попадания), во-вторых, самолеты изрядно живучи, бомбардировщики даже умеют тушить пожар двигателя. Так что при реальном боезапасе будьте готовы к тому, что вам частенько придется возвращаться из боя вообще без единого сбитого (что вполне соответствует исторической правде). Бомбардировщики (и истребители с задним пулеметом) отстреливаются не очень эффективно - вблизи вас, конечно, замочат, но метров с двухсот их можно долбать практически без всякой опаски (правда, трудновато будет попасть). Совершенно не отстреливаются корабли, молчат и зенитные пулеметы на аэродромах - это уже, конечно, явная недоработка.
Самый большой и неприятный глюк AI (к которому 1С уж точно не имеет никакого отношения) - это столкновения в воздухе. Со времен беты разработчикам так и не удалось это отладить. Промучившись некоторое время, я был вынужден выставить несталкиваемость в воздухе (при этом вы начинаете свободно пролетать и сквозь наземные объекты), иначе любой сколь-нибудь длительный воздушный бой кончается одинаково: вас кто-нибудь таранит, притом, скорее всего, свой. Кстати, любой таран - это взрыв самолета, хотя на практике так было далеко не всегда. Причем ладно бы это случалось только при резких маневрах... Однажды, вступив в миссию на спокойно летящем по курсу бомбардировщике, я наблюдал чудную картину - сначала перед носом возникла какая-то решетка, потом появились пилоты, потом слева и справа обозначились двигатели... короче, союзная эскадра обгоняла мою, ничтоже сумняшеся пролетая ее насквозь!
Взаимодействие со своими достаточно обширное (6 пунктов меню с подпунктами), но недостаточно эффективное. Нельзя задать приоритетные цели, как в European Air War - атаковать истребители или бомбардировщики. Нельзя отдать приказ только ведомому или только звену - исключительно всей эскадрилье. Причем слушаются этих приказов они тоже как-то криво. К примеру, если бомбардировщики не находят цель или поворачивают назад, испугавшись врага, вы можете взять управление на себя, чтобы все-таки выполнить миссию - но выполнять ее вам придется в одиночку. Хоть вы и командир эскадрильи, ваши приказы атаковать цель будут проигнорированы.
Ну и, наконец, о графике. Движок достаточно шустрый, что радует при таком числе самолетов в воздухе. Самолеты в общем и целом весьма неплохи, даже колеса крутятся, вот разве что двигатели страдают характерной для многих симуляторов болезнью угловатости, да головы пилотов откровенно квадратные. Металлические бока и плоскости блестят на солнце - красиво, но, пожалуй, чересчур ярко. Солнце, по идее, должно слепить, но это не особо заметно. Дым не ахти (огонь получше), а вот облака довольно приличные, хотя до полного реализма не дотягивают - мешает кое-где заметная зернистость и то, что их фрагменты могут пропадать или появляться при разных поворотах камеры. Тени отбрасываются с учетом положения солнца, но с ними имеются два глюка: во-первых, тень здания не исчезает при его полном разрушении, а во-вторых, на аэродромах попадаются "призраки" - неподвижные тени от несуществующих самолетов. А вот что совершенно отстойно, так это города и леса: они представляют собой сплошной монолит, раскрашенный сверху и по периметру. Впрочем, в Лондоне попадаются отдельные знаменитые сооружения, сделанные довольно неплохо.
Кокпит виртуальный, но рабочий (можно двигать мышкой рычаги и переключатели). Приборов в полете практически не видно, но показания наиболее важных отображаются в статусной строке. Виды с внешней камеры доступны только для своего самолета. Можно записывать фильм своего прохождения миссии и потом сохранять его на диск.
В общем, Battle of Britain - это, несмотря на несколько весьма неприятных глюков, оригинальное сочетание стратегии и симулятора, одна из лучших физических моделей, недурная в целом графика, масштабные воздушные бои, миссии на истребителях и бомбардировщиках и, благодаря полной нелинейности кампании и множественности миссий, возможность рубиться во все это месяцами. Я, во всяком случае, сейчас прохожу ее по второму разу...