Давние любители стратегий, вероятно, помнят игрушку Castles от Interplay. В ней надо было строить замок, заботиться о его экономическом процветании, отражать набеги врагов и решать прочие периодически возникающие проблемы. С тех пор, однако, несмотря переполненность рынка стратегических игр, эта идея не находила достойного воплощения. И вот, наконец, лондонская Firefly Studios - входящая в группу GOD (Gathering of Developers) и известная благодаря таким играм, как Caesar и Lords of the Realm - взялась за реализацию "симулятора замка" (точнее, целого средневекового поместья, практически города) на достойном современных компьютеров уровне.
Итак, вы начинаете с того, что должны выбрать место для будущего замка. От правильного выбора зависит многое. С одной стороны, необходимо учитывать фортификационные качества местности: не стоит начинать строительство посреди плоской равнины, куда лучше подойдет вершина холма с крутыми склонами, особенно если рядом имеется река, также способная преградить путь противнику (впрочем, по всей видимости, выкопать ров тоже будет можно). С другой стороны, необходимо позаботиться и о доступности ресурсов - в первую очередь вам понадобятся камень и дерево, которые, между прочим, тоже можно добывать не где угодно. К ресурсам, которые понадобятся вам на более поздней стадии, относятся железо и нефть.
После того как возведена главная башня, вы начинаете наращивать размеры и мощь своего замка, возводя новые башни и стены, оборудуя бойницы, подъемные мосты и опускные решетки - словом, все то, что использовалось при возведении крепостей со времен норманнского завоевания (1066 г.) по XV век (когда появление огнестрельного оружия и, в частности, артиллерии положило конец золотому веку средневековых замков, а заодно и феодальных владык, разве что формально признававших власть королей). Само строительство в игре особых сложностей не представляет - если ресурсов достаточно, вы просто выбираете, что именно хотите построить, кликаете мышкой в выбранное место - и оно появляется. Вообще-то это не назовешь особо реалистичным - представьте себе, каково, при средневековом уровне технологий, возводить многометровую стену из многотонных глыб! Ну да ладно, играбельность превыше всего.
Когда я выше говорил о достаточности ресурсов, то имел в виду, конечно, не только эти самые каменные глыбы. Ресурсы бывают еще и людские, и всевозможные виды работников представлены в игре во всем многообразии. Тут и каменщики, и плотники, и дровосеки, и кузнецы, и много кто еще. Естественно, их - а также защищающих ваш замок солдат - надо кормить, так что вам понадобятся еще и крестьяне. Сельским хозяйством можно заниматься как внутри крепостных стен (что вообще-то мало соответствует исторической правде - лишнего места под пашни в замках не было, потому, собственно, осада и представляла из себя бедствие для осажденных), так и снаружи.
Вся эта разношерстная публика, естественно, хочет не только работать, но и развлекаться, поэтому в игре имеются также виноделы и трактирщики. Возможность пропустить чарку после трудового дня поднимет дух ваших крестьян и ремесленников, однако смотрите, как бы пьянство не стало для вас бедствием национального - точнее, поместного - масштаба. Ваши крестьяне и ремесленники имеют свое мнение о своем господине - то есть о вас - и если мнение это станет слишком худым, последствия не заставят себя ждать. Правда, полномасштабного бунта, похоже, ожидать все-таки не приходится, но заметное падение производительности труда (а стало быть, и ваших доходов) и рост пьянства будут налицо. Что мне, однако, нравится, так это что в такой ситуации, в отличие от большинства стратегий, вы вовсе не обязаны задабривать недовольных. Есть и другой путь (куда более часто практиковавшийся реальными средневековыми владыками) - послать собственных солдат разобраться со смутьянами. Между прочим, среди многих сооружений, которые вы можете строить в игре, имеются также казематы и камеры пыток (правда, уже один факт их строительства ухудшает настроение ваших вассалов).
Хотя основной аспект в игре делается именно на управление поместьем в мирных условиях, боевые действия, конечно же, будут. Периодически к стенам вашего замка будут подходить вражеские армии, как правило, численно превосходящие защитников (что вполне логично - сидящие в крепости имеют преимущество). Враги будут карабкаться по приставным лестницам, забрасывать на стены крюки, обстреливать замок из катапульт, бить тараном и даже рыть подкопы; ну а ваши бойцы, в свою очередь, будут поливать их стрелами со стен через бойницы (преимущество, даваемое высотой, разумеется, учитывается), поливать кипящим маслом, спихивать со стен и т.п. Если им удастся прорваться внутрь, бой продолжится уже на территории замка. Различных разновидностей солдат будет не меньше дюжины - лучники, копейщики, мечники с двуручными мечами, бойцы, вооруженные топорами и алебардами, и т.п. Планируется также некое "супероружие", транспортируемое на простой тележке, запряженной осликом - судя по всему, источник чумы или другой подобной напасти.
Играть можно как с одним замком на случайным образом сгенеренной карте, так и в режиме кампании, где, очевидно, вы сможете, в конечном счете, подчинить себе всю страну.
Графически игра производит самое отрадное впечатление. Красивые, высокодетализированные средневековые постройки и сооружения, хорошо прорисованные работники и солдаты, за каждым из которых вы можете наблюдать, в том числе внутри помещений; возможность рассматривать пейзаж под различными углами, а также масштабировать (правда, не плавно); видеоролики, которые можно просматривать в маленьких окошках, не теряя из виду остальные события в поместье... В общем, здорово.
Многопользовательский режим также будет - до 8 игроков смогут бороться за господство по Интернету.