Сим-Сим откройся, Сим-Сим отдайся... Игрушки, созданные по мотивам дивных восточных сказок и мифов, еще на заре становления индустрии развлечений пользовались определенной популярностью и всегда находили отклик в чутких геймерских сердцах. Вспомните хотя бы классического "Принца Персии", который стоял едва ли не на каждом офисном компьютере в свое время. Видимо, поэтому мода на все восточное не проходит и по сей день, а значит, всегда найдутся и те, кто предложит нам очередное приключение, в котором придется сражаться с коварными магами и могущественными джиннами на фоне роскошных дворцов, спасать красивых принцесс и совершать еще кучку другую сопутствующих званию героя подвигов.
На этот раз своеобразной Шахерезадой выступил некогда славный Silmarils, без ложной скромности преподнеся свое творение, как первую в истории игру-сериал. Ну, насчет первой я бы поспорил... Тем не менее, первый эпизод, "Письмо Мелиссы", был действительно выложен для бесплатного скачивания, а все последующие, с очередностью выхода раз в месяц, предлагалось скачивать уже за деньги. Более того, по их мнению, получалась просто бешеная экономия, так как вместо 350 франков (средняя стоимость видеоигры, по их заверениям) пользователю за полные 7 эпизодов надобно было оплатить всего 149 франков. Просто умилительно.
Ладно, оставим французов с их мудреными финансами и опустимся на нашу грешную землю, где на моем диске оказались все 7 эпизодов, поэтому про муторные ползания по Интернету в поисках очередной главы я забыл сразу же и бесповоротно.
Али, его Баба и все, все, все... Сюжет крутится вокруг пяти дочерей одного султана, которым уготована весьма незавидная роль. Дело в том, что по местным законам, описанным в одной древней книге, по достижении 20-летия дочь султана обязательно должна выбрать себе мужа или... ее с позором выгоняют из дворца, нарекают "Al Jotahi" (уличной девкой) и лишают всех королевских прав. Игра начинается в аккурат за день до наступления двадцатого дня рождения у одной из пяти дочерей султана, Мелиссы. Она пишет письмо своему возлюбленному Али (ну, как еще могут назвать главного героя, если Аладдин уже занят?), с просьбой встретиться на кладбище и отправиться к отцу, у которого Али должен попросить руки его дочери.
Но не так все просто на самом деле. Есть в городе один препротивнейший тип, занимающий по совместительству должность Главного Визиря, который хочет сам прибрать всю власть к рукам, и поэтому строит всяческие козни Али, подсылая к нему убийц, заманивая в смертельные ловушки. Делает он это потому, что тоже умеет читать (какой грамотный попался) и вычитал в древней книге следующее: "После смерти султана вся власть переходит к его старшему сыну, если такового нет, то к жениху старшей невесты, а в случае отсутствия такового... (ну, вы-то уже поняли) - к Главному Визирю".
В общем, на протяжении всей игры Али предстоит все время бороться с коварством и хитростью кровожадного Визиря, который просто так от своей задумки не отступится. Да и все пять королевских принцесс, которых ему предстоит найти, тоже, что называется, себе на уме.
Если б я был султан, то б имел дворец! Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь играть, - это графика. Не скажу, что она такая уж прям шикарная, но что очень и очень симпатичная это точно. Да вы просто скосите глазки чуток вправо, на прилагаемые скриншоты, и убедитесь, что мои похвальбы вовсе, знаете ли, не пустое сотрясание воздуха. Ослепительные восточные дворцы, богатое внутреннее убранство храмов, мрачные и сырые подземелья, бездонные пещеры - все это стоит того, чтобы на него взглянуть. Причем городские улицы населены не только злодеями, которые только и ждут того, как бы побыстрее надрать вам задницу, но и вполне мирными горожанами да торговцами. Правда, поговорить с ними у меня так и не получилось, Али сразу же вытаскивает свой здоровенный тесак и начинает рубить ни в чем не повинных людишек в капусту. Потом сбегается стража и приходится выносить всех подряд, без разбора пола, возраста и выяснения статуса занимаемой должности.
Дизайн всех уровней тоже выполнен на вполне подобающем уровне, никогда не знаешь, куда нужно двигать дальше, - то ли залезть на башню, а потом по жердочкам спрыгнуть в пролом в храме, то ли найти какой-нибудь секретный проход на самом видном месте, о существовании которого вы раньше даже и не догадывались. И что радует, за каждым новым поворотом сюжета вас ожидает новая архитектура, новые персонажи и, понятное дело, новые демоны. А добавьте сюда еще медленно стелющийся над самой землей туман, мерцающие на стенах факелы, плюс многочисленные эффекты от использования магии, и вы почувствуете, что чисто внешне игра вполне может конкурировать с тем же "Prince of Persia 3D", тем более что у них, мягко говоря, много общего.
Управление главным героем, Али бесстрашным, тут довольно стандартно, вид от третьего лица. Разве что камера, болтающаяся у вас за спиной, не всегда грамотно выбирает нужные ракурсы, благо, что движок позволяет поправить это самостоятельно. Помимо гладкого бега вы можете выполнять еще целую кучу прочих акробатических этюдов: лихо прыгать в разные стороны, лазать по канатам, ходить по жердочке, ползать по лианам и еще много чего другого. Потом еще необходимо то и дело нажимать различные рычаги, сдвигать плиты, передвигать огромные ящики (на манер паззлов из Tomb Raider'a).
Правда, я бы не сказал, что само управление здесь очень уж удобное, например, отсутствие самого банального бега в сторону (стрейфа) вызывает просто недоумение. Зато авторы включили в игру часть своих приемчиков, например, при двойном нажатии правой или левой стрелки Али развернется на 360 градусов, а при двойном нажатии вперед будет бежать вдвое быстрее. Вот только на фига все эти выкрутасы нужны, спрашивается?
Для успешного решения многочисленных паззлов надо периодически почитывать различные надписи, которые могут быть на стенах, столах или саркофагах, и в которых разъясняется принцип действия механизмов, местоположение объектов, ну и т.д. Также вы то и дело будете натыкаться на особые фонтанчики, кликанье на который запустит небольшой видеоролик (просто полуобнаженная танцующая принцесса, полуобнаженная принцесса, размахивающая крутыми мечами, не вполне одетая смеющаяся принцесса... продолжать?), объясняющий продвижение Али Бабаевича по сюжету. Еще есть и такие фонтаны, которые будут восполнять вашу жизненную, а также магическую энергию.
Кстати, с характеристиками Али здесь все предельно просто - имеем всего два стандартных показателя: здоровье и "мана", которая необходима для заклинаний. Здоровье еще можно восполнять из различных живительных склянок, и при помощи поглощения продуктов питания, например хлеба.
Конечно, основным оружием Али является здоровенный меч, который болтается у него за спиной и который он может оттуда вынимать по мере необходимости. Если же вы не успеете его вовремя вытащить, то всегда сможете отдубасить подбежавшего негодяя просто ручками или ножками. Да таким эффектным "финтам" даже сам Брюс Ли, наверное, позавидовал бы. Еще вы можете бросаться ножичками, что очень помогает "снимать" с крыш лучников, или даже небольшими бомбочками. Помимо этого у Али есть еще и магические способности, которые можно использовать, если он найдет магическое кольцо. Всего таких колец четыре штуки, и они позволяют атаковать противников, постреливая в них всякими разноцветными светящимися и разрывающимися при попадании шариками, также ставить себе защитный щит.
А вот с противниками дело обстоит уже хуже. Да, оппонентов здесь хватает (маги, стражники, какие-то бомжи, боевые накачанные тетки, джины, мавры, тигры...), но все они получились какими-то невнятными, несимпатичными и вообще мало претендующими на звание "злодей года". Даже возможность отсекать им части тела не сильно-то исправляет все эти недостатки. Например, как-то я отсек одному зловредному старику в катакомбах обе руки и голову (!), так он все равно, упырь этакий, продолжал за мною гоняться.
В общем, подводя итоги, хотелось бы сказать, что "Arabian Nights" - игра, несомненно, качественная и, скорее всего, понравится большому количеству игроков, уважающих трехмерные приключения с восточным уклоном. Я специально не сказал подавляющему, потому что для этого авторам неплохо было бы сперва отшлифовать геймплей и вычистить валяющиеся по углам собственные недочеты, а потом уже местами грамотно облагородить игрушку какими-нибудь оригинальными или эксклюзивными "фичами" (я, конечно, имею в виду не кривобокое управление, а нечто иное). Ведь все, что я тут увидел, уже давным-давно активно используется, и ничего нового вы здесь не встретите. Но все же это вовсе не помешает, надо полагать, успешному продвижению продукта в массы, к тому же если еще учесть, что подобных крепеньких и добротных жанровых проектов сейчас выходит не так уж и много на самом деле.