Есть вещи, которые независимо от изменений окружающего мира, искривлений пространств и разрыва миров обретают культовый статус и через сотни лет остаются такими же актуальными, как и в пору своего рождения. Игровой индустрии трудно соперничать с шедеврами древней Греции или незабываемыми творениями итальянского зодчества, но даже у этого капризного ребенка есть свои маленькие заслуги. Достаточно вспомнить Тетрис, братьев Марио и самое яркое творение Сида Мейера, Civilization. Гениальная по внутреннему и внешнему содержанию Civilization стала прародителем мощнейшего стратегического направления и одним из самых любимых развлечений в колыбели хакерства, Массачусетском Технологическом Институте. Но время шло, сменялись поколения компьютеров, а вместе с ними и уровень требований к игровой продукции. Вполне естественно, что перерождение популярного проекта с вливанием небольших идей должно было принести вожделенный доход. Civilization 2 вновь получила титул игры года и признание публики в многомиллионных тиражах. Последовавший конфликт между разработчиком и издателем привел к расколу вселенной Civilization, а Сид Мейер решил попробовать свои силы в космическом направлении. Но история развивается по спирали, и Сиду уже под маркой Firaxis предстоит одолеть знакомую высоту в третий раз, предложив затаившему дыхание миру Civilization III.
В объятиях одержимости
Civilization - одна из тех редких игр, что захватывает ваше воображение целиком, парализуя и лишая возможности общаться, спать и работать. От рассвета до заката вы просиживаете у мерцающего экрана монитора в поисках философских ответов, покоряя народы и отстраивая грандиозную империю. Люди не могут оторваться от компьютера десятки часов, теряют работу, ругаются и запирают подруг в платяном шкафу или, как очень известный адвокат, подают иски против Сида Мейера, лишившего их размеренной бюргерской жизни. Создается впечатления, что, обратившись в темные робы, сотрудники Firaxis приносят жертвы силам зла, губя благочестивые людские души. Но реальность куда проще иллюзорных мечтаний. По словам самого Сида Мейера, успех Civilization базируется не на алхимии и чернокнижии, а двух основных элементах. Вам предлагается повлиять на историю человечества, получить контроль над миром и создать свою собственную могущественную империю. И именно здесь в бой вступает второй основной элемент - желание попробовать еще раз. С каждым новым ходом это желание только нарастает, превращаясь в навязчивую идею, поражая мозг и парализуя сознание. А пошаговая система лишь усиливает эффект, давая возможность немного подумать, пробудить фантазию и почувствовать, как виртуальные враги становится вашими личными врагами, а маленькие проигрыши превращаются в грандиозные поражения. Игра становится частью вашей жизни, а скрытое до определенного периода в недрах подсознания воображение расцветает буйством красок. Вспомните, ведь именно благодаря вашему воображению покрытый пикселями, как остров мхом, классический DOOM стал страшнейшей игрой, а Final Fantasy заставляла вас рыдать над особо трагичными моментами. И именно благодаря вашим эмоциям и фантазии Civilization III вновь станет самой обожаемой стратегией в мире.
Возрождение империи
Когда Сид Мейер и Firaxis начали размышлять над дизайном будущей Civilization III, им пришлось существенно пересмотреть концепцию оригинальной игры. "Оригинальная концепция обладала множеством аспектов, но только военное направление было сбалансировано лучше всего", - объясняет Мейер. - "Этот путь был самым простым прохождением игры". Поэтому упор в создании Civilization III был сделан в первую очередь на развитие экономической и дипломатической моделей, которые призваны стать важнейшими компонентами новой игры. Чем успешнее будут ваши дипломатические ходы, тем выше вероятность удачного завершения игры. Предполагается, что можно будет одержать победу, используя исключительно дипломатические каналы, не прибегая к насилию и военным действиям. Неплохой выход для пацифистов.
С другой стороны, культурная составляющая и пересмотренная военная модель обязались стать не менее значимыми частями общего действа. Более того, культура станет одним из столпов игрового процесса. Строительство библиотек и образовательных учреждений усиливает влияние империи и поднимает уровень жизни ее жителей. Чем древнее библиотека, тем больше культурных очков находится в вашем распоряжении, а чем больше культурных очков в вашем распоряжении, тем быстрее проходит процесс ассимиляции вражеских городов.
Возвращение к корням
Кроме инновационных и подчас весьма спорных решений Civilization III не забывает о своих истоках. Сид Мейер вспоминает: "Мы всегда любили открытость первой игры. Было очень просто и весело начинать все сначала. И уже в самом начале игры можно было получить практически все крутые возможности из могущественного арсенала". Именно поэтому уже в самом начале Civ III игроки могут участвовать в приключениях и наблюдать ныне разрушенные чудеса света. Но не думайте, что Civ III упростилась до минимума, чтобы удовлетворить вкусам детской аудитории. Так же, как и в оригинальной игре, уровень сложности растет в геометрической прогрессии, а неожиданные проблемы превращаются в горный поток подарков из виртуального рога изобилия. Правильные решения в развитии технологий, войны и дипломатия становятся головной болью большинства игроков. Даже переправа армии противника через небольшой ручеек может вылиться в долгий и бескомпромиссный конфликт. Но не стоит расстраиваться раньше времени. Специально для новичков, Firaxis заготовила десяток помощников, которые с радостью помогут вам вжиться в игровой мир, найти заблудившихся солдат, а также дадут ценный совет в практически неразрешимой ситуации.
Приближая реальность
Художники в Firaxis очень трепетно относятся к своей работе. Их столы пестрят историческими справочниками, копиями известных картин и энциклопедиями по мировой истории. Так, для воссоздания знаменитой Вавилонской башни они обратились к классическим наброскам Питера Бругхеля, а при строительстве виртуального Капитолия использовали оригинальные чертежи из библиотеки конгресса США. По замыслу Firaxis это поможет игрокам ощутить себя в максимально реалистичном мире. Интересно, что для большого игрового реализма компания отказалась от промежуточных роликов, которые вызывают исключительное раздражение у большинства поклонников игры. Им на смену пришли искусно вживленные интерактивные сцены, воссозданные на оригинальном игровом движке.
Новая грань Civilization
Civilization III предложит игрокам более активно использовать природные ресурсы для развития империи и усиления собственной власти. Каждая из цивилизаций облает своими запасами, поэтому в каждом конкретном случае можно говорить о принятии уникальных решений. Например, из железа и урана можно производить полезные предметы, упрощающие жизнь жителей империи. Такая роскошь, как бивни слонов, делает горожан счастливее и укрепляет мощь вашего государства. Обмен товарами между городами порождает торговлю и дополнительную прибыль в вечно пустую казну. Кроме того, игроки могут создать монополию на производства определенного типа вещей, подмяв под себя континентальных конкурентов и, заработав кучу денег на спекулятивных операциях с ценными бумагами. Интересно, что объединение двух городов с одинаковыми ресурсами может привести к недовольству населения, массовым выступлениям, а, возможно, и небольшой кровопролитной войне.
На службе общества
Каждая из цивилизаций получает культурные очки в зависимости от местонахождения города, его построек и времени их сооружения. Согласно новым правилам, если вы построили культурное сооружение (библиотеку или одно из чудес света) в самом начале игры, то они будут производить культурные очки на протяжении всей игры. Они также могут переманить на вашу сторону часть войск противника, а также помочь адаптироваться захваченным в плен юнитам. Повлияет ваш культурный уровень и на отношения с соседями, как на дипломатические, так и на торговые. Как говорилось выше, захваченные территории лучше ассимилируются в регионах с высокой культурой. В иных случаях горожане могут бастовать, отказываясь работать и поднимая организованные мятежи. В критичных ситуациях это может привести к снижению обороноспособности города и даже свержению официального правительства. Появление случайных бонусов, которые могут серьезно облегчить вашу жизнь в трудные момент мировой истории, также зависят от уровня образованности ваших граждан.
Этот чудесный мир
Чудеса Света всегда были и остаются фирменным штрихом Civilization. Панамский канал - одна из новинок. Когда вы создадите эту грандиозную конструкцию, вам представится возможность выбрать определенное место на карте и соединить два океана. А можете построить Великую Китайскую Стену и отгородиться от внешнего мира. Обещают даже Интернет, но разработчики еще сами не знают, как он будет функционировать. Кроме того, в Civilization III мы увидим традиционный набор чудес, включая Храм Артемиды, Пентагон и Вавилонскую башню.
На полях сражений
Военная тактика в Civilization III немного изменилась по сравнению с предыдущими играми серии. Например, изменились зоны контроля. Добавилась возможность дистанционной атаки. Катапульты могут разрушать стены крепости, а если ваш город построен недалеко от моря, то проплывающие мимо корабли противника смогут открывать огонь на поражение. Юниты можно будет объединять в армии и перебрасывать на дальние расстояния. Например, если вы объедините в армию несколько солдат и один танк, то во время неожиданной атаки, то танк выдвинется вперед, защищая более слабых солдат. Вполне естественно, что чем больше армия, тем гибче набор наступательных и оборонительных тактик. Интересно, что если ваш противник обладает даже небольшой армией, вам придется создавать аналогичное соединение, иначе вы обречены на поражение даже при численном превосходстве разрозненных сил. Именно в создании комплексной военной машины и состоит одно из самых ярких нововведений Civilization III.
Интересно, что армии можно создавать одним из двух способов. Вы можете развить Национализм (новая технология) и заставить свою экономику работать в одном из трех режимов: мобилизации, нормальном или мирном. В режиме мира военные строения и юниты будут строить в два раза дороже. В случае мобилизации вам предстоит скатиться к небольшому экономическому регрессу, но военные юниты и строения обойдутся вам значительно дешевле. Второй путь создания полноценной армии заключается в привлечении на свою сторону известных лидеров. Они появляются случайным образом после удачных сражений и несут на себе отпечаток реальных исторических персонажей. Кроме возможности формирования армии, лидеры дают бонус на определенные виды техники.
Ядерная угроза
Ядерная технология совершила серьезный скачок по сравнению с предыдущими играми этой серии. Для нанесения точечных ударов вы можете использовать два вида ядерных зарядов. Вам предлагаются ICBM, которые способны поразить любую цель на карте, и тактические боеголовки, которые размещаются на подводных лодках или авианосцах. Впрочем, в отличие от Civ 2, использование ядерного оружия может привести к победе, если вы будете достаточно расторопны. Если же ядерные боеголовки появятся у ваших противников, то смысла в использовании ядерного потенциала больше не будет. Впрочем, с разработкой ПРО ситуация может измениться коренным образом.
И вновь ресурсы и торговля
Мы вновь возвращаемся к ресурсам, торговле и культуре. Как уже упоминалось выше, ресурсы являются составляющей частью игрового процесса. Но, взглянув первый раз на карты, вы ровным счетом ничего не увидите. Первые ресурсы появятся только с разработкой технологий для их добычи. Например, до того, как вы научитесь работать с металлом, этот ресурс будет вам недоступен. И вполне возможно, что у вас находятся обширные запасы этого элемента, но вы просто еще не знаете об этом.
Более того, добыча ресурсов напрямую связана с дипломатией и торговлей. Например, для производства вам потребуется уран, залежи которого притаились на территории соседа, и открытие полномасштабных боевых действий - не лучший способ решения проблемы. И именно торговля ресурсами поможет вам заработать немного денег и получить в свое распоряжение требуемые компоненты.
Просто факты
- Многопользовательский режим будет строиться на основе двух новых компонентов, хранящихся за семью печатями. Разработчики обещают нечто, о чем мы никогда не слышали.
- Игра начинается традиционно за 4000 лет до нашей эры.
- Количество цивилизаций сократилось до 16, но в одной игре могут участвовать не больше семи.
- Каждая из цивилизаций будет обладать своими уникальными юнитами. У Германии это будет Панзер Танк, а у азиатов - химические войска.
- Варвары в отличие от оригинальной серии игр будут обладать своими городами. При этом один уничтоженный город варваров будет рождать еще два мелких в случайной точке игровой карты.
Долгий путь
В тот момент, когда Firaxis подписала издательский договор с Hasbro, Сид Мейер и его команда начали тестировать Civilization III. Они заменили графику из Alpha Centauri классическим строениями, немного подправили движок и стали обкатывать оригинальные идеи. Для Мейера, который ценит тщательность и реализм, главным остается игровой дизайн. А это значит, что многое из того, о чем вы прочитали в этой статье, еще сотни раз изменится, подправится и отрегулируется за оставшийся 7-месячный период разработки. Что-то исчезнет навсегда, а что-то останется неизменным, но в успехе нового творения легендарного дизайнера сомневаться не приходится. Если все будет идти по плану, то мы увидим Civilization III уже в декабре этого года.