Армии уступают место кланам Индустрия массовых многопользовательских онлайновых игр - то есть таких, в которых участвуют не группы из нескольких человек, объединяющихся в отдельной "комнате" сервера, чтобы сыграть пару партий в deathmatch, а тысячи пользователей, месяцами живущих в едином виртуальном мире - так вот, эта индустрия продолжает активно развиваться и добралась уже и до мира Warcraft. Собственно, добралась - это смотря с какой точки зрения; с одной стороны, работы над игрой идут уже больше года, а с другой - срок выхода еще неизвестен, но это никак не раньше, чем через два года (а учитывая, что выход Warcraft III в свое время планировался на конец 2000 года, а теперь разработчики говорят о 2002, можно предположить, что и с World of Warcraft возникнут жуткие задержки). Впрочем, на нынешнем этапе уже сделан трехмерный графический движок (если, конечно, он не будет переделываться впоследствии) и 3 расы, за которые можно играть - это люди, орки и Tauren (раса, служащая оркам в Warcraft III и ныне обретшая самостоятельность; вероятно, что-то вроде минотавров). К моменту выхода игры рас будет больше, но не слишком много - зато все они будут существенно (не только внешне, но и по характеристикам) отличаться друг от друга.
Мир игры представляет собой вселенную Warcraft через четыре года после событий доселе еще не вышедшего Warcraft III (уже, кстати, имеющего сильный крен в сторону RPG; World of Warcraft же - это RPG в чистом виде). Если пользоваться аналогиями из научной фантастики, то это практически мир после ядерной войны; столь велики были разрушения и потери, понесенные всеми расами в Warcraft III. Теперь оставшиеся в живых лишь начинают поднимать из руин разрушенный Azeroth. Впрочем, нам обещают, что одним лишь Azeroth'ом территория игры не ограничится - появятся и новые, ранее неизвестные страны.
И более того - развитие игрового мира не остановится в момент релиза. Новые территории, квесты и монстры будут добавляться на протяжении всего времени, пока игра поддерживается Blizzard. Однако за это приходится платить, в самом буквальном смысле этого слова. Доступ к игровым серверам - а это будут только сервера Blizzard, ибо на коленке мир со многими тысячами пользователей не запустишь - будет стоить, вероятно, порядка $10 в месяц.
Начинается игра, как и положено RPG, с генерации собственного персонажа. Здесь вам будут предоставлены богатые возможности по настройке не только различных параметров, но и внешнего вида. Вы не просто конструируете свой облик из нескольких стандартных элементов и текстур - вы, как скульптор, имеете дело с податливой трехмерной моделью, форму которой можно изменять различным образом (хотя, очевидно, все же в некоторых пределах, обусловленных хотя бы расовой принадлежностью). Так что, имея некоторые художественные способности, можно придать персонажу ваши собственные черты (а можно, конечно, воспользоваться и предлагаемыми по умолчанию вариантами).
Управление персонажем самое простое - стрелками с клавиатуры. С помощью мыши, в отличие как от 3D-стрелялок, так и от стратегий, двигаться нельзя; мышь служит исключительно для кликанья на элементы графического интерфейса, которые не вынесены на отдельную панель, а отображаются прямо поверх основной картинки. Таким образом, вы можете одновременно улепетывать от врага (или, наоборот, преследовать его), давя на клавиши, и перебирать мышкой свои запасы оружия и доспехов, дабы на ходу вооружиться наилучшим образом. Заклинания, кроме того, можно не выбирать каждый раз мышкой, а навесить на активные клавиши. Посередине интерфейсных элементов отображается и экранчик диалога с другими персонажами. В левом верхнем углу изображен ваш трехмерный портрет и показатели здоровья и маны (если навести туда мышь, покажут также хит-пойнты). В правом верхнем углу - карта близлежащей местности, на которой красными и синими точками показаны враги и союзники, а стрелками - направления на новооткрытые земли, которые надлежит исследовать, или те места, которые надо посетить, выполняя принятый на себя квест.
Поскольку работы над игрой еще весьма далеки от завершения, сведения о ней пока что отрывочны. Известно, в частности, что бой будет сделан просто, где-то на уровне Diablo - выбираете оружие и долбите мышью по врагу; дополнительный клик позволяет активизировать заклинания. Интересно, как разработчики решили интерфейсную проблему, возникающую в играх с видом от третьего лица, где наблюдаемый со спины собственный персонаж может загораживать противника: здесь он попросту становится полупрозрачным, и можно кликать на врага сквозь него. Впрочем, камеру можно покрутить вокруг персонажа (с помощью правой кнопки мыши) или подвигать, в том числе вперед, что фактически превращает вид от третьего лица в вид от первого.
Враги, само собой, бывают разные - и NPC, и другие игроки; однако далеко не всем нравится, когда их ни с того, ни с сего атакует толпа развлекающихся "коллег", и потому необходим механизм, позволяющим миролюбивым геймерам, предпочитающим исследование мира тупой мочиловке, избегать баталий, навязанных другими игроками. Пока еще точно не известно, как эта проблема будет решена в World of Warcraft, но, скорее всего, будет использована идеология "боевых кланов". Желающий подраться вступает в один из таких кланов, и с этой минуты члены остальных кланов становятся для него врагами; те же, кто не вступает ни в один клан, не могут ни атаковать других игроков, ни быть ими атакованными (что, конечно же, вовсе не отменяет необходимости разбираться с NPCшными монстрами).
В основе графического движка игры использовался тот же, что в Warcraft III, однако он получил существенное дальнейшее развитие. Хотя нельзя сказать, что графика в игре круче некуда, но смотрится она очень даже недурно, особенно по части природы: великолепные рассветы и закаты с соответствующим освещением, весьма правдоподобное небо, деревья, на которых прорисован каждый листик... При этом окружающий мир будет весьма динамичным, включая, например, такие эффекты, как морские волны, накатывающиеся на берег, или волнующаяся под ветром трава. Персонажи несколько более схематичны, но, как заявляют разработчики, они и не стремились к фотореализму, сознательно сохраняя несколько "мультяшный" Warcraft'овский стиль.
При этом, по заверениям создателей, все это должно достаточно быстро работать, притом не только в плане отображения на одном компьютере, но и в плане обмена необходимыми данными по сети; "стандартного модема будет вполне достаточно", уверяют нас. Правда, что они там у себя на Западе понимают под стандартным модемом - еще вопрос...
В общем, многое еще остается неясным, и фанатам Warcraft'a - во всяком случае, тем из них, кто готов перейти из стратегической сферы в RPG'шную - остается только ждать. Ждать придется долго...