Законы робототехники в действии Впервые повертев в руках диск с довольно странным названием "Colobot", я нисколько не сомневался, что передо мной - очередная глуповатая стратежка про войну роботов против человечества, или человечества против кого-нибудь, или всех вместе взятых против внезапно нарисовавшегося из ниоткуда страшного и грозного космического противника. С обычным набором миссий, банальным и уже изрядно поднадоевшим "отстройся-наклепай-замочи"... Но все оказалось, с одной стороны гораздо проще, чем я предполагал, а с другой - намного интереснее, чем я даже мог себе вообразить. Но не будем забегать вперед...
Как оказалось, смутившее меня название означает "Колонизацию при помощи роботов" (Colonize with Bots). Вы же выступаете в роли космонавта (или астронавта, кому как сподручнее), которому поручено важное правительственное задание - осваивать и колонизировать новые планеты, дабы измученные всяческими катаклизмами многострадальные жители планеты Z (Zемля) смогли-таки обрести новый себе дом под каким-нибудь неприветливым зеленовато-кислотным небом в созвездии Гончих Псов. Вы руководите самим астронавтом и можете переключаться на любого из своих роботов, которые, кстати говоря, вполне способны делать все самостоятельно, но... выполнено это здесь не в форме приказов, а в виде программки, которую вы и должны для них написать. Подобное программирование и является основной "фишкой" игры, из-за которой она моментально вылетает из разряда игрушек "для всех" и мягко приземляется в категорию "для больно умных".
Но вернемся все же к нашему астронавту. Пузатенький и весьма неповоротливый космолетчик, почему-то с вечно ухмыляющейся рожей, вяло ковыляя на своих двоих, должен оббежать прилегающую к его космическому кораблю территорию в поисках ресурсов или подходящего места для строительства, разыскать покинутую базу прошлой экспедиции, воинственно настроенные форм жизни, или чего-нибудь еще. Кстати говоря, его почему-то абсолютно не волнуют различная сила тяжести и прочие атмосферно-климатические условия на разных планетах, поэтому летает и бегает он везде абсолютно одинаково. Впрочем, все роботы ведут себя точно также.
Задания в миссиях просты, если не сказать примитивны. Ну, скажите мне, пожалуйста, кого заинтересует в наше время строительство банальных конструкций вроде энергетической подстанции, исследовательского центра или ремонтного цеха, да транспортировка до собственного корабля полезных объектов вроде ресурсов или артефактов? Да и бесхитростное и "однокнопочное" уничтожение парочки летающих неподалеку от вас муравьев или паучков вряд ли сможет надолго приковать к себе ваше драгоценное внимание. Да, да, все ваши противники в этой игре выглядят именно как пауки, осы, муравьи и все такое прочее. На бешеных "зергов" и навороченных "протоссов" можете губы зазря не раскатывать.
Каждый робот тратит на все свои действия энергию, расходуемую из здоровенной зеленой батарейки у него за спиной. Поэтому неуклюжему астронавту под вашим чутким руководством необходимо то и дело бегать через всю карту, дабы вытащить использованную батарейку, отнести ее на зарядочную станцию, а потом проделать тот же самый путь, дабы впихнуть ее на место.
Сами роботы весьма разнообразны, и всех их можно легко поделить на боевые и транспортные. У каждого робота есть показатели щита и энергии, а у некоторых - индикатор перегрева двигателя. То есть, например, летите вы себе, летите, а тут вдруг все в з... то есть, в нижней части корпуса... как заурчит, забухает и закудахчет, потом повалит черный дым, и вы на эту самую з... смачно плюхнетесь на потеху ничего не понимающим в доброй шутке роботам. Вывод здесь простой - поменьше смотрите по сторонам и побольше - на собственные датчики, а то ведь так недолго и в какое-нибудь ядовитое болото в самый неподходящий момент шваркнуться. Добавьте сюда еще возможность производства роботов с различным шасси: колесные, гусеничные, реактивные, лапчатые, и вы получите полную картину происходящего.
Прохождение миссий (всего их здесь, кстати, 36) - занятие, надо сказать, не из самых интересных. Есть режим "свободной игры" на уже открытых планетах (всего планет 9, и у каждой свой ландшафт, свои краски), то есть игра бесконечная, без цели и смысла. Аркадное управление роботом, взять/положить объект, огонь по левой кнопке мыши - вот и все, на что вы можете здесь рассчитывать. Не густо, прямо скажем.
Зато здесь есть несколько разделов, которые-то и призваны раскрыть истинный потенциал этой игрушки, позволяя вам основательно напрячь извилины, пытаясь вспомнить хоть что-нибудь из школьного курса информатики; или же просто попробовать приобщиться к азам программирования, даже если вы до последнего времени не подозревали в себе подобных склонностей.
В принципе никто вам не мешает писать программки для роботов и в "миссиях", но там вы в любой момент можете переключиться на их "ручное" управление, и уже интерес не тот. А вот в "exercises" и "challenges" это счастье будет уже недоступно, потому, хочешь - не хочешь, а придется для выполнения задания основательно попотеть, пропахивая предложенный авторами мануал по программированию в данной игрушке в поисках требуемой команды, ее условий или параметров. А мануал здесь, надо сказать, весьма подробный с детальными примерами и дотошными разборами возможных комбинаций и вариантов. Да и язык предлагаемых местных прог довольно похож на С или Java, поэтому заинтересовать игра может довольно большое количество интересующихся вопросом. А что, и обучение и развлечение в одном флаконе получается.
На мой взгляд, весьма недурственная комбинация. Особенно если учесть, что авторы именно так и видят свое детище - не в качестве лоботомически тупой стрелялки-убивалки, а в виде оригинальной программы, при помощи которой играючи (в прямом и переносном смысле) вы сможете освоить что-то помимо развития собственных нажимательных рефлексов.
Первоначальные задания, в которых вы должны сотворить собственную программу будут довольно простыми, типа "проехать столько-то метров", или "взять объект, вернуться в исходную точку" (и все они будут обходиться одной, двумя простенькими командами вроде "move", "grab", "drop"...), а потом найдется кое-чего и посложнее. Например, "поиск выхода из лабиринта", "грамотный объезд препятствий", или вот, к примеру, "сбейте летающую осу". Конечно, до настоящих и серьезных программ всему этому "детскому саду" довольно далеко, но ведь такой задачи никто и не ставил. А все, на что вы можете рассчитывать - это на постоянные тренировки своего бота в правильности езды, грамотном определении цели, точности стрельбы, да транспортировке туда-сюда чего-нибудь дюже важного. Могу сказать, что некоторое время я с довольно большим интересом провозился с тутошним notepad'ом, пытаясь сварганить из предлагаемого набора команд нечто оригинальное. И, если честно, то смотреть потом на выполнение вашим роботом весьма куцей, зато собственноручно написанной программки, не менее интересно, чем само ее написание. Имеется здесь и встроенный компилятор (странно было бы, если бы его пропустили), который сразу же укажет на ваши ошибки - пропущенные параметры, неправильное расставленные синтаксические знаки, ну и т.д. Так что довольно легко исправить все допущенные огрехи, и продолжать пробовать ваять "AI" для ботов в свое удовольствие.
Осталось лишь несколько заключительных штрихов, которыми я и хотел бы закончить эту статью. Речь идет о графическом и музыкальном исполнении игрушки. Я так полагаю, что все это здесь выполнено именно таким образом, каким, по идее, и должно быть. Ничего не раздражает и не вызывает желания заняться экстренным поиском кнопочки "Exit". Более того, иногда даже хочется просто полетать (астронавт и "летающие" роботы имеют такую возможность) по окрестностям и полюбоваться на какие-нибудь конструкции или живописную вереницу гор или озер, покрытых экзотической растительностью. Еще в качестве довеска ко всему этому визуальному ряду идет некоторое количество весьма недурных спецэффектов вроде взрывов, сияний, переливаний и прочая. Под легкое и приятное музыкальное сопровождение смотрятся эта "картинка" весьма и весьма аппетитно. При этом еще можно добавить, что управление камерой удобное, а поведение роботов вообще за свою весьма правильную физическую модель поведения заслуживает отеческой похвалы.
А напоследок я скажу..., что "Colobot" - действительно обучающая игрушка, причем оригинальная и весьма толково сделанная. А потому всех любителей стрельбы на звук шагов и иже с ними прошу особо не беспокоиться, вас данное мудреное буквоедство увлечь не сможет даже при всем желании. Зато всем желающим приобщиться к азам программирования более подходящего и наглядного пособия еще поискать...