Выполнить задачу и вернуться живыми Идея использования удачного движка от одной игры в разработке совсем другой - не нова в игровом мире, и нередко это заканчивается весьма плачевно. К счастью, сегодняшний объект моего внимания, Green Berets, явил собой положительный предмет такой "конверсии". Конечно, о хитовости здесь говорить не приходится в силу древности изначального движка, но перед нами - вполне добротная, интересная игрушка, которая, по задумке авторов, должна навеять ностальгические воспоминания всем "мифологам", и заинтересовать новичков, которым предоставляется удивительная возможность перенестись годика так на три назад и отыграть в то, что за них уже давным-давно отыграли их старшие товарищи.
Итак, в начале было слово, то есть в данном случае революционный Myth, как говорится, "обогнавший свое время" и открывший эру трехмерных стратегий. Позже вышло его продолжение, то бишь Myth II, и вот теперь уже совсем другие разработчики сделали так называемое дополнение, устанавливаемое исключительно поверх Myth II: Soulblighter. После инсталляции вы можете продолжать играть в Myth II или же начать новую кампанию - те самые Green Berets. К сожалению, миссий в "Беретах" вдвое меньше, всего 10, но поскольку переигрывать некоторые из них вам придется далеко не по одному разу, на некоторое время и этого должно с лихвой хватить.
Место действия перенеслось в многострадальный Вьетнам, в котором бедных вьетконговцев взрывают и расстреливают теперь чуть ли не в каждой третьей игре на военную тематику (может, это опять стало модно?). Вам с небольшим отрядом бойцов необходимо выполнять задания в тылу у противника и при этом, как обычно, выходить сухим из воды. Миссии не слишком мудреные, и главное здесь - попросту выжить, ну и между делом: спасти пленных, раздолбать в пыль вражеский лагерь, вывести пилота вертолета, удержать блокпост, уничтожить вьетнамцев в туннелях (весьма оригинальная миссия), защитить свою базу от наседающих со всех сторон полчищ оккупантов (хотя кто тут оккупант, еще надо разобраться), ну и т.д. Любители мультиплеера тоже не забыты, имеется поддержка по сети или Интернету.
Для неискушенных в боях предлагается пройти тренировочный курс, в котором вас научат правильно стрелять из базуки, метя при этом не строго в противника, а где-то на середину расстояния до оного, подкладывать взрывчатку, ну и остальное по мелочи. Так же вы узнаете, что все бойцы у вас подразделяются на 4 основных типа: медик, который может лечить как себя, так и остальных бойцов; обычный "зеленый берет", оснащенный автоматом и гранатами; базукоман; и лидер группы. Последний, в зависимости от миссии, может быть оборудован дымовыми шашками, гранатометом, взрывчаткой C4. Кстати говоря, в игре вам иногда будут помогать вертолеты, а на закуску ими даже дадут поуправлять, то есть вы получите под свое командование еще один юнит, зато какой! Причем придется очень ловко координировать работу как воздушной, так и наземной группы: при помощи вертолета "Хьюи" выносить гранатометчиков, засевших высоко в горах, а посредством наземной группы уничтожать противовоздушные пушки, которые могут изрешетить ваш большой и красивый вертолет за несколько секунд. Под конец дадут и из пушек пострелять, но это уже реализовано не так эффектно.
Теперь пару слов об геймплее. Изменился он со времен рыцарей-лучников-зомбиков просто-таки самым кардинальным образом. И теперь победу одерживает вовсе не тот, кто грамотно расставил войска и тактически "перебодал" превосходящие силы противника соперника, то и дело меняя дистанцию; а тот, кто просто первым увидел неприятеля. Пулям по фигу, на какое расстояние лететь, сносят любого за считанные секунды, главное чтобы между стрелком и мишенью не было какого-нибудь неудобного холма. Можно, конечно, немного разнообразить нескончаемые перестрелки точечным перебрасыванием гранат через неровности рельефа, но это уже, как говорится, совсем другая история. Иными словами, с приходом бравых вояк в камуфляже из игры определенно что-то ушло, утекла в песок ее белая неторопливость, вдумчивость, сказочная аура... Но ведь всегда на смену старому приходит нечто новое, и с этим, хочешь, не хочешь, а приходится мириться.
Еще хочется отметить многократное превосходство вьетконговцев в живой силе. В большинстве миссий в вашем отряде будет всего 6 бойцов, а переть на вас со всех сторон будут многие и многие десятки оголтелых желтолицых братьев. Очень редко в вашем распоряжении будут действительно серьезные силы, и тогда можно устроить серьезные разборки из разряда "стенка на стенку".
Что же касается искусственного интеллекта бойцов, то он в целом ряде случаев откровенно прихрамывает на одну из своих извилин. Например, вьетнамцы могут открыть по вам огонь, даже если вы находитесь по другую сторону холма, и так и будут стрелять в него до посинения, не понимая, что лишь "производят много шума из ничего". Зато если в них кинули гранату, они пытаются отбежать в сторону, да и сами, в общем-то, не брезгуют гранатометанием. Ваши бойцы тоже иногда допускают оплошности, могут в пылу спокойно в спину застрелить своего же товарища или сдуру бросить гранату в гущу своих же коллег. Потом то и дело некоторые бойцы как бы засыпают на поле боя (даже если совсем рядом с ними пробегает вражеский солдат) и отказываются вести дальнейшую борьбу, приходится тыкать каждому из них куда бежать или в кого стрелять, а еще "зелеными беретами" себя зачем-то назвали...
По части графики "Береты" звезд с неба не хватают, но и за старыми галошами в подсобку не бегают. Даже сегодня старенький движок второго "Мифа" смотрится на удивление хорошо. Перед каждой миссией нам показывают небольшую заставку на движке игры, которая, как это ни странно, совсем, знаете ли, не раздражает. Да и глаз откровенно радуется качественным трехмерным ландшафтам с деревьями, озерами и болотами, причем спрайтовые деревья и кустарники здесь смотрятся даже лучше, чем их полигональные собратья в других движках. Камера удобная, управление тоже нормальное, так чего еще желать, спрашивается? Вода тут получилась, откровенно говоря, не очень, зато видно как в ней отражаются бойцы и деревья. Спецэффекты вроде взрывов, разлетающихся на кусочки солдатики, кровавых фонтанов во все стороны (огромное количество красных пятен на неприглядном сером фоне смотрится просто замечательно), "булькающая" от разрывов почва - все это осталось таким же, как и во времена оригинальной игры. И что самое интересное, играть от этого не становится менее интересно, скорее даже наоборот. Ведь даже теперь многие из трехмерных стратегий проигрывают и проигрывают довольно сильно этому стильному, бородатому "старичку", есть над чем призадуматься...
Конечно, назвать Green Berets чем-то особенным и из ряда вон выходящим у меня язык не повернется. Но в тоже время я считаю, что он получился вполне играбельным, в меру азартным и в целом весьма удачным продуктом. Может, и не совсем то, что все мы от него ожидали, но все же... К тому же позволяет посмотреть на старый-добрый Миф как бы под другим углом зрения. Вертолеты и пушки - это вам не дубинки и палки-копалки, здесь соображать шустро нужно. В общем, окончательный вердикт будет таков - крепкая, добротная игра, без пафоса и претензий на оригинальность. Ветеранам все же посоветую взять и посмотреть на то, во что превратили их любимую игру, да и потом до выхода третьего "Мифа" все равно еще времени навалом, новобранцам же рекомендую равняться на старших по званию. Классику все-таки надо знать, потому что все новое, как регулярно показывает нам жизнь... это хорошо (или не совсем) забытое старое.