Наверное, нет в мире такого человека, который бы интересовался компьютерными играми и не слышал про великое и неподражаемое puzzle/adventure всех времен и народов под названием "Myst". Даже время не смогло сровнять эту эпическую игру с землей, присыпать пеплом забвения и похоронить под тоннами свежеиспеченных новинок. Ну, а его успешное продолжение, Riven, и выход трехмерной версии самого Myst'a только убедил разработчиков в том, что поклонников решения хитроумных головоломок в чертовски живописных мирах со временем только прибавляется, а посему тема еще далеко не исчерпана, и развивать ее еще можно долго и упорно. И вот, наконец, после столь томительных ожиданий, выходит третья часть одного из самых красивых и головоломных проектов на сегодняшний день. По счастью, новый разработчик, которому был доверен проект, "Presto Studios", вполне успешно справился со своей задачей. Да и могло ли быть как-то иначе, ведь "Cyan" вовсе и не собиралась совсем отмежеваться от третьего Myst'a. Именно они утверждали сюжет, различные технологические и дизайнерские решения. Одним словом, под чутким патронажем и всевидящим оком отцов-основателей и был реализован очередной мегахит, который, несомненно, впишет свое имя золотыми буквами в современную историю компьютерных игр.
С самых первых минут игры понимаешь, что перед тобой прямейший потомок того самого Myst'a, сохранивший на генетическом уровне все достоинства своих предшественников. Все здесь пропитано тем самым духом от самого основания островов до верхушек скал и шпилей на башнях. Картинка просто завораживает, дизайнерские задумки поражают, особенно поначалу. В общем, душа поет, а глаз уже чутким взором оглядывает окрестности на предмет каких-нибудь подсказок или наводок, при помощи которых удастся разрешить очередную техническую загадку. Правда, один булыжник в огород разработчиков я все же брошу. Дело в том, что вся игра идет в разрешении 640х480х16, хотя даже в нем все смотрится на удивление симпатично.
Как и в оригинале, вы перемещаетесь между определенными локациями, разве что теперь вы можете вертеть камерой во все мыслимые стороны. Обзор в 360 градусов позволяет обозревать все окружающее пространство. Перемещение осуществляется плавно и не вызывает какого-то отторжения. В общем, мы имеем нечто среднее между статичным слайд-шоу из классического Myst'a и его трехмерным потомком.
Сюжет является логическим продолжением предыдущих частей. Атрус со своей женой Катериной мастерит себе потихонечку книгу-портал нового мира. Поначалу он, было, хотел убедить расу D'ni вернуться в свой разрушенный мир и отстроить его заново, но потом пришел к выводу, что лучше все начать с чистого листа и возродиться на новом месте. Для этого он посещает Myst и прочие ранее сотворенные им миры, дабы почерпнуть там для себя какие-нибудь свежие идеи. Ведь новое - это, как известно, основательно подзабытое старое. Новый мир должен быть средоточием всего того выдающегося, что было создано им ранее. К сожалению, увидеть все эти неземные "чудеса" в этой игре нам так и не доведется.
Тихое и спокойное течение жизни Атруса, его жены Катерины и их маленькой дочурки было нарушено появлением волосатого дикаря, который похитил ту самую книгу - Releeshahn. Хотя его в какой-то степени тоже можно понять, ведь и у него случилось несчастье. Одним словом, он хочет жестоко отомстить Атрусу за то, что его сыновья, Циррус и Аченар, разрушили его родной дом. А ведь он был не одинок, коварные отпрыски уничтожили большую часть книг отца, заперев в свое время их создателя на одном из островов. Но это уже давно в прошлом, а теперь вам придется побегать за Сааведро (так зовут дикаря) по нескольким новым мирам и в очередной раз спасти положение, покуда этот дремучий отшельник с поехавшей крышей окончательно все не испортил.
Каждый остров здесь настолько потрясающе красив, уникален и неподражаем, что остается только снять шляпу перед создателями этих мини-шедевров. Путешествуя по ним, вы не просто отмеряете необходимое расстояние от одного паззла до другого, но и наслаждаетесь удивительно живописными видами во время этого самого путешествия. Первый остров, на который забросит вас судьба - это J'nanin. Он выполнен в лучших традициях Myst'остроения: море, крутые скалы, соединенные между собой замороченными лестницами, гигантские дома, выполненные в виде больших белых бивней... Здесь вам поначалу предстоит решить одну из самых простых загадок, провезти луч света через цепочку маячков. Потом придет время и для более навороченных. В конце этого острова вы откроете три новых книги, и сможете прямо отсюда отправиться на три новых острова. Это Voltaic, Amateria и Edanna.
На Voltaic'е вам нужно восстановить все механизмы и системы острова, чтобы, в конце концов, немного покататься на большом и красивом корабле. Как и раньше, решение всех технических задачек потребует от вас недюжинной выдержки и смекалки. Главное помнить, что все решения здесь вполне логичны и ничего запредельного авторы нам не предлагают, просто на "раскалывание" одних механизмов или понимания принципа действия других уходит иногда гораздо больше времени, чем мы рассчитываем. Зато какой безумный щенячий восторг испытываешь, когда, наконец-то, твердолобая задачка оказывается решенной - словами и не передать. Ведь именно за это все мы так любим неподражаемый Myst-стиль.
Ну, а если по каким-то причинам "терпелки" на решение замороченных головоломок у вас окажется не в достаточном количестве, то вы всегда можете вернуться опять в J'nanin и попробовать решить другой остров. Как раз для этого эту книжку всегда кладут на самое видное место.
В Amateria вас ждут, пожалуй, самые нетривиальные головоломки из всех, какие мне тут только встречались. Да и выполнен он в таком необычном стиле - помесь американских горок с японскими пагодами, в обрамлении из зеленых болот и подсвеченных у воды гигантских каменных столбов. Только на подбирание с пола упавшей от удивления челюсти потребуется какое-то время. Для того же чтобы получить здесь все три кода, вам предстоит решить три больших паззла, основная суть которых сводится к скатыванию огромного шарика по металлическим желобам. Ну, а в самом конце вам самому удастся прокатиться по всему острову, наслаждаясь полетом фантазии и чувством вкуса, присущим создателям этого мира.
Edanna - вообще разговор особый. Этот мир не похож ни на что, виденною вами ранее. Представляет он из себя огромное подобие дерева, торчащего из воды. А внутри он, скорее всего, похож на некое подобие рая (отсюда и созвучное название), как это видится авторам. Живописные лианы переплетаются между собой, в проемах в стене мелькают солнечные лучи и выхватываются кусочки океана, причудливые стволы переплетаются друг с другом, создавая естественные спуски и подъемы. При этом добавьте сюда еще буйство сочных и ярких красок, которые органично сочетаются с самыми мрачными и затемненными участками (это чтобы поиск соседней локации был максимально затруднен). Практически все головоломки, которые вас здесь ожидают, никак не связаны с техническими устройствами и механизмами. Здесь нужно иметь дело исключительно с органикой: электрические скаты, цветки-фонарики, растения-мосты и растения-лестницы, ну и т.д. Да уж, за оригинальность и новаторство создателям спокойно можно вручить приз зрительских симпатий. Может быть, это даже один из самых сложных для покорения миров, поскольку в отличие от старых-добрых механизмов, какое-то время тут уходит только на понимание принципа действия цветка или растения.
На каждом из этих трех миров вы должны найти символ острова и принести его на J'nanin, чтобы получить доступ к последнему миру, Narayan'a , на котором и затаился до поры до времени Сааведро со своей ворованной книжкой.
Последний мир поражает не меньше других: величественно поднимающиеся к небу в разлитом повсюду неподвижном облаке из паутины сооружения, слепленные словно из огромных салатовых пузырей. Понять, где это все находится, довольно сложно, поскольку даже после того как вы уберете защитное поле, повсюду, насколько хватает глаз, будет одна сплошная розовая пелена. А вот составление фраз из символов мне здесь определенно понравилось, талантливо, ничего не скажешь.
И, как обычно, под занавес авторы припасли для нас несколько различных концовок, поэтому вы можете как оправдать надежды Атруса на спасение его нового гениального творения, так и бесславно погибнуть, сражаясь со злобным мстителем.
Звуковое и музыкальное оформление в игре сделано ничуть не хуже, чем общий визуальный ряд. Правда, запоминающиеся мелодии (шикарное начало - просто блеск) появляются тут, к сожалению, не так часто, как хотелось бы, и большинство времени вам придется слушать только завывание океана, стрекотание птиц или же скрип плохо смазанных дверных петель, медленно вращающихся шестеренок, поворачивающихся ручек и рычагов, раскручивающихся турбин, иногда перемежающихся неспешными и спокойно-мелодичными фрагментами. Правда, отгадывать головоломки в такой обстановке, оно, может, даже и лучше получается.
Конечно, есть у этой игры и свои слабые стороны, которые я и попытаюсь осветить напоследок. Дело в том, что для полного соответствия современным игровым стандартам игре катастрофически не хватает интерактивности. Знамо дело, бывалых myst'опроходцев это никоим образом не остановит, поскольку стиль и геймплей оригинала оказался тут выдержан практически полностью. Но начинающих поклонников замороченного puzzle-solving'a и аккуратного pixel-haunting' это может и отпугнуть.
Статичные и застывшие во времени и пространстве картинки оживают лишь во время работы механизмов или очень редкого появления каких-нибудь существ или животных. Один раз мне даже посчастливилось наблюдать молнию, что выпорхнула из грозовых облаков на горизонте! Правда, она тут же, видимо испугавшись собственной наглости, исчезла и больше не появлялась. Колышущаяся же вода немного сглаживает эту ситуацию, вот только смотрится она действительно неплохо лишь в отдельных местах, а, к сожалению, не повсеместно.
Как водится, для освещения сюжета в игру включено небольшое количество относительно эффектных (по нынешним, конечно, меркам) видеороликов, вплетенных в общую канву, и в движок, кстати, тоже. То есть, в то время, пока кто-то перед вами ходит, размахивает руками и сообщает последние новости, вы можете спокойно вращать камеру. К сожалению, о них можно вспоминать лишь время от времени, поскольку появляются они крайне редко. Атруса с его семейством вы увидите только в самом начале и в финале. Общество же буяна Сааведро будет вас баловать почаще: на протяжении игры несколько раз встречаются особые устройства - помесь граммофона и телевизора, на которых можно просматривать оставленные им для вас сообщения.
Я это все веду к тому, что кому-то с непривычки, либо из-за недостатка опыта в подобного рода приключениях, игра может вполне показаться скучным нагромождением непонятным образом связанных между собой паззлов и не более того. Но мы-то с вами, я надеюсь, не принадлежим к их числу, и я не буду вас больше задерживать - ведь впереди вас ожидает еще столько оригинальных и зубодробительных паззлов. В этом смысле я вам даже немного завидую, у меня-то это все уже позади. Эх, и почему это всегда такие сногсшибательные игрушки так быстро заканчиваются...