Любителям Grand Theft Auto - радоваться! Игра эта, по степени своей аморальности конкурирующая разве что с первым Carmageddon'ом - и, в отличие от него, не поддавшаяся давлению сил мирового ханжества и в следующих версиях, несмотря на немалый визг, поднятый оными силами - в скором времени должна порадовать общественность третьей своей инкарнацией. Причем разработчики наконец-то избавились от того, что, на мой взгляд, составляло главный недостаток GTA - вместо архаичного вида сверху игра будет полностью трехмерной. Впрочем, для тех, кто по непонятным мне причинам предпочитает все же вид сверху, оставлена опциональная возможность включить таковой и наслаждаться.
Итак, вы по-прежнему выступаете в роли бандита, который, выполняя различные миссии для враждующих гангстерских группировок, должен подняться от полной безвестности до вершин уголовной иерархии, желательно оставшись при этом в живых. Но если в первой игре серии ее герой был вообще безымянным, а во второй сюжет был лишь слегка намечен, то в третьей нам предлагают уже довольно основательную storyline. Итак, в лучших традициях множества боевиков, вы вместе со своим приятелем и подружкой (вашей, а не его) решаете ограбить один из банков славного города Liberty City. Операция задумана блестяще, но в ходе ее проведения возникло одно досадное недоразумение - вас поймали. Однако вашим подельникам удается выйти сухими из воды, свалив все на вас, после чего они благополучно скрываются в компании друг друга, а вас везут в тюрьму. Однако с помощью другого арестанта, которому каким-то образом удалось раздобыть взрывчатку (он вообще-то специалист по взрывному делу), вам удается бежать, сопроводив это дело большим фейерверком. Переполняемый жаждой мести бывшим друзьям и ненавистью к обществу в целом, вы вырываетесь на просторы Либерти Сити...
Несмотря на наличие сюжетной линии, игра предоставляет вам широкую свободу действий, не навязывая никаких линейных кампаний. Вы можете выполнять миссии, относящиеся к основной линии, можете - побочные, позволяющие просто повысить ваш криминальный авторитет и количество денег, можете, наконец, просто оттягиваться в свое удовольствие, давя и расстреливая законопослушных граждан, угоняя и захватывая машины и т.д. и т.п. Некоторые ограничения все же существуют - город состоит из трех районов (коммерческий, промышленный и "спальный"), начинаете вы в промышленном и не можете попасть в другие, пока не пройдете ряд миссий. Каждый район, кстати, делится еще и на кварталы, среди коих попадаются довольно специфические, вроде Чайнатауна или квартала "красных фонарей" (даешь борьбу за нравственность - дави проституток!) Всего миссий будет не менее 80, среди них самые разные - от доставки грузов и пассажиров до устранения боссов наркомафии. Среди криминальных группировок, обеспечивающих вас работой (или смертью, это уж как получится), будут как старые знакомые (в частности, Yardies и Colombians), так и новые банды.
Как и прежде, вы сможете захватить любую понравившуюся машину; таковых теперь будет более 50 видов, включая такси, машины "скорой помощи", фургончики с мороженым, школьные автобусы, армейские танки и даже, в одной из миссий, самолет. Нам обещают, что различия между машинами не будут чисто внешними - иными словами, говорят о чуть ли не симуляторной физической модели (хм, особенно интересно, что там они намудрят с самолетом. Или он, как во втором Carmageddon'e, сможет только ездить? Кстати, в реальности управлять самолетом на земле намного сложнее, чем автомобилем - в частности, задним ходом он ездить не умеет.)
Характер побочных миссий, предлагаемых вам, зависит от того, какой машиной вы управляете в данный момент. Например, если это такси, то вам будут предлагать кого-то куда-то подвезти, а на машине "скорой помощи" вы поможете устроить шухер и отвлечь внимание.
Но машинами ваше техническое оснащение не ограничивается. GTA 3 предлагает вам шикарный выбор оружия, от простой бейсбольной биты до автоматов "Узи" и АК-47, гранат, снайперских винтовок и гранатометов. Естественно, все это надо еще добыть - а для начала можно драться просто руками и ногами, причем, похоже, число возможных ударов будет не таким уж маленьким. Несмотря на то, что в игре можно будет переключаться на вид от первого лица, стрельба осуществляется по характерной для ряда игр от третьего лица схеме - ваш персонаж автоматически прицеливается в наиболее опасного противника, вам остается лишь нажать на спуск.
При всех ваших широких возможностях творить беспредел не следует, однако, не стоит думать, что город наполнен живыми мишенями, вышедшими на улицу исключительно для вашего удовольствия; это вам не Carmageddon. Вы всегда рискуете нарваться на отпор, даже если нападаете не на бандита, а на простого пешехода. Вообще, город живет нормальной жизнью, в нем функционирует медицинская служба (приезжает "скорая", оказывает помощь раненым, которые после этого вполне могут на вас напасть), пожарная охрана (приезжающая обычно туда, где вы баловались с взрывчаткой) и, конечно, органы правопорядка. Как и во второй игре, чем больше преступлений за вами числится, тем более серьезные силы против вас бросают - сначала обычных полицейских, потом ФБР, спецназ, а под конец - армейские части (в общей сложности таких градаций шесть). Но, как уже упоминалось ранее, танки вы тоже можете захватывать...
В городе теперь плавно меняется время суток, что не только сопровождается красивыми визуальными эффектами (от закатов и рассветов до огней реклам и прожектора полицейского вертолета, преследующего вас ночью), но и напрямую влияет на gameplay. Если, скажем, утром на улицах полно школьников и спешащих на работу клерков, то ночью, само собой, в городе хозяйничает совсем иная публика, иначе реагирующая на ваши попытки размахивать оружием... (Кстати, от квартала к кварталу уличный контингент тоже меняется). Некоторые миссии нужно выполнять ночью, для других больше подходит день и большое скопление народа.
Еще один реалистический штрих - беготня по улицам и напряженная езда не проходят для вашего героя даром, он подвержен физической усталости, что, кстати, довольно забавно отображается внешне.
Естественно, что с переходом в 3D графика изменилась радикально и по стилю напоминает, к примеру, Interstate - хотя различных эффектов, конечно, больше, чем в старых играх. Например, ветер может нести по улицам старые газеты, которые при этом довольно реалистично трепыхаются. Ничего, правда, не говорится насчет модели повреждений машин и визуального отображения аварий. Жаль, если этого не будет - иначе игра могла бы полностью затмить Carmageddon, благо по части кровавости, с отрывающимися частями тел и т.п., она ему как минимум не уступает, а по части разнообразия возможностей - заметно превосходит.
Как и прежде, в разных машинах будет играть разная музыка. Разработчики игры планируют приобрести лицензию у владельцев авторских прав на ряд современных хитов.
Короче говоря, GTA 3 обещает стать событием - и наверняка приобретет немало поклонников среди тех, кто относился прохладно к прежним, двухмерным версиям.