Ежики в туманеСимуляторы охоты на динозавров уже давненько протоптали себе дорожку к геймерскому сердцу, видимо, всему виной неслабое желание очутиться лет эдак на 50 миллионов тому назад, вдохнуть широкой грудью запах сырого болотного папоротника поутру, да самолично пострелять зубастую и клыкастую живность - опаснейшую из тех, что когда-либо носила Земля. На сей раз компания Sunstorm Interactive решила пнуть для порядку своего конкурента в лице Action Forms с их Carnivores'ами и выпустила свой "динозавровый симулятор" под названием Primal Prey. В вольном переводе его можно перевести, как "Первобытный трофей". Что ж, может, с амбициями у авторов и все в порядке, однако игра в результате получилась весьма неоднозначная. Итак, вы в роли охотника за динозаврами отправляетесь из текущего 2040 года, на 50 с хвостиком миллионов лет назад, дабы выполнять заказы всевозможных клиентов компании. На эти самые заказы, кстати, и разбиты все миссии. Имеется четыре эпизода, с нарастающим уровнем сложности, в каждом из которых обитают 6 одиночных миссий, плюс еще одна "случайная" и для себя любимого - трофейная. В последнем случае вы можете пострелять рычащих зверушек только в свое удовольствие, потом подстреленную живность можно лицезреть в своеобразном Зале Славы - этакий небольшой музей с вольерами под открытым небом, где чучела динозавров застыли в самых живописных позах. А вы, как заправский турист или же, скорее, матерый ветеран, ходите вокруг, любуетесь на неопасных теперь монстров и почитываете информационные таблички, вспоминая славные деньки. Динозавра замочу, пусть меня научат. Но пока об этом думать еще рановато, поэтому сначала остановимся на обычных миссиях. Все они подразделяются на те, в которых вы должны убить динозавра (охотникам для трофея, кулинару для жаркого, медику для получения антивируса) и те, в которых следует его только усыпить и доставить заказчику живого. Ну, мало ли он ему зачем приглянулся, то ли за поведением проследить, то ли в ковбойском родео народ развлечь. Да, чуть не забыл, в этой игре очень важен пол динозавра, потому что одним клиентам нужно поймать или убить самку, а другим самца. Причем узнать это до того, как вы подойдете к уже обездвиженной тушке, не представляется возможным. Поэтому я сперва стрелял диносов, что называется, "на ощупь" и выяснял, "кто есть ху".., а уже потом спокойно по различной цветовой раскраске (цветовым пятнам на голове) отличал представителей разных полов друг от друга. В принципе, вы можете сразу же выбрать любую миссию из любого эпизода, хоть на самого T-Rex'а лыжи навострить. Однако с непривычки ведь может и кондрашка хватить или еще чего похлеще. Такие здоровенные "зубастики" шуток не любят, в два счета склацкают и фамилии не спросят. Поэтому начинать рекомендую с самого начала, то бишь с простецких заданий вроде "подстрелить абсолютно безобидного Гастониа", "собрать яйца из кладки Трицератопса". Потом можно уже пробовать потягаться с какими-нибудь большими, но глупыми травоядными вроде Игуанадона, ну и, в конце концов, на самых опасных и свирепых плотоядных замахнуться. К слову сказать, большие "тушки" вроде Стегозавров и Трицератопсов - не самые опасные противники в этой игре, они довольно неуклюжи и вы всегда сумеете вовремя увернуться от несущегося на вас такого сопящего "локомотива", ну, конечно, если в самый ответственный момент мышка не начнет "буксовать" на заляпанном кока-колой и кремом от пирожного коврике. На летающих в вышине Куацелкоатлов вообще можно особого внимания не обращать, они так медленно пикируют, что за это время можно спокойно: погулять с собакой, поругаться с соседкой, плотно перекусить и краем глаза послушать последние новости, покуда они до вас долетят и не попробуют цапнуть. Ну, или наоборот: поругаться с собакой, погулять с соседкой, краем глаза перекусить и плотно послушать новости... К самым же "неудобным" и опасным оппонентам я бы отнес "сладкую парочку": Рапторы - Тродоны. Общее у них то, что охотятся они, как правило, стаями и так носятся вокруг вас, что вы не то, что вовремя прицелиться не успеете, даже как следует чихнуть не получится. Помните, что случилось в самом начале с маленькой девочкой в "Парке Юрского Периода 2", или потом с отбившимся от общей группы охотником? То-то, твари эти хоть и мелкие (Раптор, знамо дело, покрупнее, но опасен он не размерами), но так резво шныряют вокруг, что спастись от них нету практически никакой возможности. Перестрелять их всех навскидку не получится, да и убежать, честно говоря, тоже. Единственный выход - не бежать к стационарному временному порталу, из которого вы появляетесь в начале каждой миссии, а немедленно вызывать экстренный временной портал и отправится обратно в свое время. Только это палка о двух концах. Во-первых, вы сразу же потеряете половину призовых денег в миссии (которых вам теперь уже не видать как своих ушей), зато, во-вторых, можете спасти свое оружие. Дело с том, что после вашей смерти в некоторых случаях вы потеряете один из своих драгоценных "стволов". Поэтому сперва покумекайте, что лучше, потерять кучу денег или лишиться оружия. А стоят они здесь очень даже немалых денег, за хороший "ствол" придется "горбатиться" 4-5 крутых миссий, не меньше. Раз уж разговор зашел об оружии, стало быть, так тому и быть. Спи, моя радость, усни. Местный арсенал не впечатляет своей изысканностью. Все пушки в этой игре поделены на три вида: стреляющие усыпляющими транквилизаторами; стазисные - которые не убивают, а лишь на короткое время обездвиживают жертву; и просто убойные - дробовик, винтовка и всяческие разнокалиберные энергетические штуковины. Особняком здесь стоит такое странное оружие, как уменьшительный луч. При помощи него вы можете уменьшить любого динозавра буквально до размеров крысы. Так, я, забавы ради, уменьшил как-то Тиранозавра и потом долго забавлялся, гоняясь за микроскопическим Рексом по болотам. Кстати говоря, все графические "навороты" от выстрелов и взрывов выглядят настолько архаично, что без умиления на все это смотреть просто невозможно. Конечно, чтобы купить солидное оружие понадобится весьма внушительная сумма с тремя нулями, однако они того стоят, уж можете мне поверить. В качестве дополнительной помощи, понятно, что не бесплатно, предлагается еще некоторый набор снаряжения, включающий в себя: термические очки, прибор ночного видения, голографическую приманку для динозавров, маскировщик запахов, просто приманку с запахами, оптический прицел и стазисную мину (взрывать ее можно самому, выстрелив с безопасного расстояния). В общем, для большинства ваших нужд всего вышеперечисленного должно с лихвой хватить. Хватило бы вам только терпения на все это еще и заработать... :) Ну, а сама охота она и в Африке, и в мезозойской эре - и есть охота. И эта игра не является исключением: иной раз приходится долго бродить по округе в поисках подходящего экземпляра. И, как и положено по закону подлости, вы все время будете натыкаться не на тех животных, которых вам "заказали" в текущей миссии. А то ведь еще, высматривая очередной трофей, можно и не заметить, как вам на спину прыгнет какой-нибудь агрессивный Раптор или ухватит за мягкое место сам T-Rex. Немного печалит, хотя с другой стороны и добавляет остроты, необходимость проходить некоторые миссии на время. Хозяин, какой колор делать будем?... (с) "Мимино" А теперь я перехожу к самому больному месту этой игрушки - к ее графике. К моделям динозавров у меня особых претензий не возникло (хотя их раскраска явно контрастирует с естественной - все каких-то ярких кислотных цветов) - двигаются они, перебегая с места на место, вполне натурально, при этом еще открывают рот и щиплют травку, дышат, поднимают пасть к небу и рычат. Рык, как и полагается, у разных видов разный, поэтому, малость попривыкнув, по нему можно различать, кто в какой близости от вас находится. Особо полезно это будет ночью, когда придется полагаться в основном на слух. Еще отслеживать динозавров можно по следам, которые они оставляют на земле. Возвращаясь к графике, хочу сказать, что к окружающему пейзажу у меня вопросы есть и притом большие. Начну с того, что авторы сделали вообще всего ОДНУ единственную карту на все миссии. На ней нарисовали немножко высоких деревьев, "проявляющихся" из пустоты буквально на ваших глазах, да кучку папоротников, хвощей и кустарников. Середину же локации затопили некоторым количеством болот, некоторые из которых, кстати говоря, ядовиты и опасны для жизни. Ну, а некоторое разнообразие они попытались привнести сюда при помощи ночных, утренних и вечерних миссий, но получилось это тоже, надо сказать, не ахти как. Ведь даже днем видимость составляет в лучшем случае несколько десятков метров, а потом идет сплошной и нескончаемый молочный туман. Видимо, так сделано, потому что большее слабенький движок просто не потянет. Именно поэтому динозавры мне здесь чем-то на "ежика в тумане" напоминают. Утром или вечеров цвет тумана меняется на красный или желтый и видимость ухудшается еще примерно вдвое (интересно, вдвое хуже, чем "очень плохо" - это как назвать?). При этом использовать вспомогательные приборы типа ночного видения и термоочков нельзя - только, видите ли, в ночной миссии, хотя и так ни черта не видать. В общем, блуждать по ночному или утреннему лесу - это удовольствие для посвященных. Я, кстати, поначалу ночью, особенно в лихой погоне за ускользающей из глаз добычей, постоянно в хлюпающие ядовитые болота сваливался, потому что цвет-то у земли везде практически один и тот же. Нет повести печальнее на свете... В завершение статьи мне хотелось бы отметить, что определенный и весьма приличный потенциал у игрушки был, но, как это обычно и бывает, весьма посредственная реализация его сводит "на нет". Конечно, если подключить собственную фантазию и самому "дорисовывать" в своем воображении "живописный мир триасового или мелового периода"... может, будет и ничего. А пока мы имеем весьма средненький охотничий симулятор с кривоногим охотником, который бегает не намного лучше, чем стреляет, а плавает еще хуже, чем бегает; симпатичными, но слишком аляповатыми динозаврами; абсолютно пресными и неинтересными ландшафтами; кучкой наспех слепленных миссий и на закуску все это приправлено еще энным количеством багов. Кстати, на первый из ляпов игры я натолкнулся сразу же, как только уселся играть. Здесь можно пробежать СКВОЗЬ любого динозавра и вам за это ничего не будет. Иногда и они могут проходить сквозь вас, когда специально не гонятся и не хотят насмерть затоптать. А вот второй оказался куда хуже - вы можете в одночасье потерять все деньги, оружие и снаряжение. Как бороться с этой напастью разработчики честно рассказывают в разделе "TroubleShooting" файла Read.me, обитающего на диске. Почему славным парням из Sunstorm Interactive, знавшим об этом, оказалось не под силу это поправить - остается неразрешимой загадкой.