Выход очередной игрушки из раскрученной и любимой в народе серии всегда вызывает повышенный интерес. Всем невтерпеж узнать, чем же нас удивят разработчики на этот раз. Конечно, раз от разу удивлять становится все сложнее и сложнее, но, к счастью, большинство создателей умудряется справляться с этими проблемами и выдает "на-гора" хит за хитом. Игру, в которую хочется играть снова и снова, и интерес к которой не остывает на протяжении минимум года, а именно столько приходится ждать появления очередного продолжения или, на худой конец, дополнительных миссий.
Сегодня речь пойдет о ставшей уже эпической серии симуляторов боевых роботов MechWarrior, что в стародавние времена придумала широко известная в узких кругах корпорация FASA. Пересказывать в очередной раз историю "от сотворения мира и до наших дней" я, наверное, не буду, подытожу лишь тем, что в настоящее время FASA мирно пригрелась на большой и мохнатой груди Microsoft. Что на качестве серии в последнее время сказывалось только в положительную сторону - игры становились все шикарнее и шикарнее (если можно так говорить о симуляторе мощной, как стадо быков, пятнадцатиметровой стотонной металлической махины). Венцом творения до последнего времени было принято считать MW3, и, по моему разумению, он это звание сохраняет до сих пор. Дело в том, что в четвертой части разработчики, то ли в угоду фанатам, то ли еще зачем-то, убрали ряд фич, которые были очень интересны. Да, они добавили 6 новых моделей роботов и стопку оружия, но кардинально это ни на чем не сказалось.
Но и теперь MW4 остается почти совершенной игрой, которая будет интересна и прожженным в боях "ветеранам" и зеленым новичкам. "Ветеранам" же, кстати, вообще достаточно сказать, что играбельность и управление почти не пострадало и играть в MW4 не просто интересно, а ЖУТКО интересно. Я, например, начав рано поутру играть, думал по наивности, что "это надолго не затянется", но погрузился настолько в мир гигантских роботов, проживающих во вселенной BattleTech, что снова "обнаружил себя", когда на дворе было далеко за полночь, на экране вяло коптил остов последнего стотонного монстра Daishi, "меха" моего кузена Вильяма из последней 26-ой миссии (вообще-то, здесь все принято считать операциями, тогда это будет операция 7 "Endgame") , а в голове сумбурно роились беспокойные мысли на тему "как все это было угарно". Позже, находясь словно в каком-то тумане, я еще раз взглянул на монитор, на котором неспешно проплывали финальные титры, и еще раз подумал - ведь могут, подлецы, когда захотят!
Конечно, передать словами это ощущение довольно сложно, но одно могу сказать твердо - за последний год только пара-тройка игр нашла в моем лице похожий отклик. Выходит, перед нами не просто хит, а МЕГАхит, пропустив который, вы потом долго будете кусать локти, что за кажущейся простотой не углядели игру с одним из самых увлекательных/затягивающих/потрясных... (подставьте что-нибудь сами по вкусу) gameplay'ем на сегодняшний день.
Сюжет крутится вокруг небольшой семейной разборки, что случилась на одной из планет Внутренней Сферы - Кентарес 4. А дело было так: семья Steiner'ов захватила власть на планете, уничтожив всю правившую верхушку во главе с наследным принцем из семьи Davion. На трон взобрался некто William, приходящийся двоюродным братом главному герою (тот по совместительству был сыном убиенного принца-правителя), которому и предстоит теперь возглавить сопротивление и разбить на своей родной планете все силы коварных Steiner'ов.
Ладно, хватит погружаться в дела семейные, а лучше промоем ей все ее многотонные косточки. К сожалению, теперь отрезать противникам части тела уже нельзя. Уж не знаю, чем это мешало разработчикам, но только возможность эту убрали. К слову сказать, и поведение противников тоже заставляет кое о чем призадуматься. Так, повреждения не оказывают на них практически никакого воздействия. Причем робот с почти полностью выведенными из строя руками и ногами будет "весело" бегать по округе и как ни в чем не бывало расстреливать вас из всех своих орудий. И уже когда ему станет совсем туго - он начнет "вяло" волочить за собой якобы подбитую ножку, при этом не забывая регулярно "орошать" вас своим боезапасом. Конечно, радует все это не особенно, если еще учесть, что у меня оружие очень четко выходит из строя после нескольких прицельных попаданий, а этим "электронным болванам" хоть бы хны.
Но я все же решил проверить эти консервные банки на прочность и пару раз, снарядив свой "мех" орудиями с максимально возможными убойными пушками, эксперимента ради, устроил попавшемуся под руку одному недомерку настоящую головомойку. И что вы думаете, оказывается, они тоже могут отключаться (как и вы, когда перегреетесь), это если по ним как следует "вдарить" одновременно из всех орудий. Во всех же остальных случаях противники будут до последнего вздоха резво бегать вокруг вас, прятаться за здания, вызывать подмогу и... даже "летать", грамотно используя реактивные прыжки. В общем, все это будет доставлять вам кучу хлопот. Но с другой стороны - именно эти "хлопоты" и составляют всю прелесть этой игры.
Еще одно изменение, которое можно заметить невооруженным глазом - это некоторое снижение уровня "гигантизма". Теперь вид "меха", если смотреть от третьего лица, стал примерно наполовину ниже, а вместе с тем куда-то понемногу улетучилось и то ощущение непомерной крутизны, которое вы могли ощущать, находись в кабине этих колоссов. Причем, непонятно почему, но деревья в лесах здесь вышли просто какими-то великанами. То есть не всякий "мех" сможет допрыгнуть с помощью Jump jet'ов до их верхушек. Понятно дело, что ощущать себя великаном, который не в состоянии дотянуться до макушки соседнего дерева, не слишком приятно.
Зато почти во всем другом пропорции оказались соблюдены почти идеально: здания положенных размеров, под ногами все время что-нибудь мельтешит, а корабли (даже навороченные крейсеры) вполне сопоставимы с размерами самих "мехов". И вы даже можете ломать своим могучим торсом небольшие постройки, заборы, сносить вышки...
Раз уж разговор зашел о графике, то стоит отметить, что по этой части игра достойна только восторженных оценок. Передвижения "мехов" (самый сильный, на мой взгляд, момент) выполнены просто изумительно: видно, как работают все узлы и механизмы в их сложных конструкциях. В общем, если бы "мехи" на самом деле существовали (а я думаю, что это совсем и не за горами - вот в Японии уже и вразумительные человекообразные роботы появились), то они должны были бы выглядеть и передвигаться именно так. Ландшафты же здесь очень живописны и разнообразны: пустыня, болото, снега. Какое-то буйство красок не особенно бросается в глаза, зато сделано все довольно качественно и добротно. Причем миссии есть как дневные, так и ночные.
Есть даже в жутком тумане, где видимость ограничивается всего-то парой сотней метров. В ночных же надо бегать с фонариками, освещая небольшой кусок местности перед самым своим носом. А как смотрятся в ночи всполохи от взрывов и прорезающие ночную мглу лучи лазеров - словами и не передать. И попадание всех этих "чудных" штуковин тоже весьма ощутимо. Экран при этом так трясет, что хочется тут же схватить монитор, покуда тот не упал со стола. Еще эффектно смотрится, как умирает очередной робот: сначала он падает, потом его кабина начинает светиться и переливаться голубыми лучами, и, в конце концов, зрелищно взрывается.
Для оживления общей атмосферы тут и там будет сновать всякая живность, в городках суетиться техники, стараясь уклониться от смертельной поступи ваших боевых монстров, а в небе парят птицы. Я их нередко даже путал с вертолетами, поскольку на очень больших расстояниях опознать в летающей точке в небе птицу можно только при помощи оптического увеличения.
Есть, кстати, здесь и настоящий город (о таком в MW3, слабом по архитектурной части, можно было только мечтать). Да нет, не куцые поселки городского типа, а самый настоящий город (в котором и протекают все миссии шестой операции) - с длинными улицами, громадными небоскребами, фонарями на дорогах... Да и бои в городских условиях приобретают совсем другой характер, но об этом мы поговорим чуть позже.
Ну, а про фейерверк от оружия, лазеров, взрывов вообще словами описать нельзя. Это все равно, что пытаться словами описать, например, фильм "Матрица" (этот туда шасть, потом того по рылу хрясь...). Короче, это просто надо видеть. Особенно здорово все это наблюдать с какой-нибудь высокой точки, скажем, с горы, когда в долине происходит "кошмарная мясорубка" где-то так пять против трех. Последние, кстати, находятся под вашим непосредственным контролем.
"Form on me!"
Как происходит этот контроль? Да очень просто. Командами с клавиатуры вы можете отдавать своим "мехам" до 9 различных приказов. Максимум под вашим руководством будет три "меха", но поначалу придется справляться со всем в одиночку. К сожалению, отдавать приказ каждому в отдельности нельзя, поэтому приходится "рулить" всеми одновременно. Я пользовался в основном только двумя-тремя приказами ("следовать за мной", "атаковать мою цель", "атаковать ближайшую цель" - они, кстати, если вы заметили, и выведены в названия абзацев), а остальные игнорировал за ненадобностью.
Да и этими командами, по большому счету (я сказал, предположим) можно пренебречь, поскольку "мехи" все равно самостоятельно будут ходить за вами, если им не отдать другой приказ и самолично же начнут атаковать всех противников, находящихся в непосредственной близости от них. Вам нужно лишь чуть-чуть "корректировать" их просчеты, дабы эффект от их "работы" был максимальный. Единственное, за что можно пожурить ваших напарников (кстати, по-научному они зовутся Lancemates), так это за некоторую медлительность. То есть они могут некоторое время ходить "вокруг, да около", чтобы потом наброситься-таки на очередную жертву. После миссии ваши боевые сотоварищи будут повышать свои показатели в управлении роботами, стрельбе и т.д. Правда, управлять этим процессом вы никак не можете, остается только радоваться чужим успехам.
"Hold Fire!"
А теперь поговорим о таком немаловажном моменте, как комплектация собственного "меха". Этот момент, кстати, многие любят больше всего. Возможно, потому, что только с правильно "сконфигурированными" роботами вы и сможете пройти некоторые, особо сложные миссии. Если же вы не освоите как следует эту, в принципе нехитрую науку (какое оружие с какого расстояния действует, как оно при этом греется, где броня должна быть толще, какие сенсоры использовать, почему постоянно для всего не хватает места и как с этим бороться...), победы вам не видать. Комплектовать оружием и дополнительными устройствами вы можете как свой мех, так и все "меха" своих подчиненных. Конечно, для начала неплохо было бы выбрать робота побольше и помассивнее - здесь это не только показатель мощи, сколько дополнительная информация о том, что на него, родимого, вы сможете навесить самое крутое и тяжелое оружие, которое встречается в игре. После очередной миссии вы сможете выбирать всех тех "мехов" и их оружие, которых завалили в этот раз.
К сожалению, поначалу вам придется довольствоваться только малогабаритными недомерками вроде 40-тонной Chimer'ы или 45-тонного Shadowcat'a. И только много позже вам наконец удастся залезть в кабину 90-тонного Mauler'a или даже 100-тонного Atlas'a, человекообразного "меха" с жуткой гримасой на месте кабины, или в мой любимый Daishi (этот немного похож на больших роботов из Робокопа-2).
Выбрав робота, надо определиться с теми дополнительными устройствами, которые на него можно навесить. Я рекомендую делать это в первую очередь, поскольку потом свободного места, то есть резерва общего тоннажа робота вы уже нигде не найдете, придется отказываться либо от брони, либо от оружия. К таким устройствам относятся 6 штуковин (ECM, BAP, Light Amplification, AMS, LAMS, Jump Jets), четыре из которых улучшают работу сенсоров вам и ухудшают противникам, один позволяет улучшить видимость и последний, "Jump Jets" говорит сам за себя. Но радоваться можете не особенно громко, потому как эта прыжковая способность есть далеко не у всех роботов. Короче, у большинства маленьких она есть, а у больших - напрочь отсутствует.
Вторым пунктом нашей программы (комплектации робота) идет выбор оружия. Здесь у всех свои предпочтения, но лично я основной упор делал на лазеры, потому что стрелять из них можно бесконечно долго, а боезапас на войне, между прочим, дело далеко не последнее. Потом и дальнобойность у них тоже не маленькая. Да, учтите, что более мощные лазеры вызывают больший перегрев, что, впрочем, вполне логично. Если же останется место, то можно присобачить еще пару ракетных установок и что-нибудь из стрелкового оружия. Кстати, все оружие здесь изначально поделено на три вида: Beam (всевозможные лазеры), Ballistic (для этого нужны патроны: пушки, пулеметы, сверхмощные винтовки) и, наконец, Missile (ракеты всяческие).
Для удобства даже все слоты раскрашены в цвета того вида оружия, которое вы в него можете запихнуть. Очень редко попадаются такие роботы, в которых есть вдобавок ко всему и серые слоты - то есть в них можно вставлять абсолютно любую пушку.
После оборудования робота боекомплектом вам предложат выбрать, как же из всего этого вы стрелять-то будете. То есть вы можете на шесть кнопок повесить все свое оружие практически в любом сочетании. Но я бы посоветовал вам лазеры группировать только вместе, пушки отдельно, ну и ракеты, само собой, друг с другом. И еще совет - не перебирайте с количеством оружия. Лучше взять пару-тройку, но супермощного (с ущербом от 10 до 14 и радиусом в 800-1000 метров), а не целый набор всякой бесполезной ерунды.
Кстати, снаряжая свой "мех", не забывайте еще и о таком качестве, как перегрев. Дело в том, что каждое оружие немного нагревает вашего робота и может даже наступить такой момент, когда он самостоятельно отключится (особо "приятно" это наблюдать, находясь в самой гуще боя). Чтобы таких казусов избежать, всегда следите, чтобы у вашего робота было достаточное количество теплопоглотителей (теперь их не надо размещать, просто укажите необходимое количество). Да, вот еще что - немаловажную роль во всем этом играют еще и окружающие природные условия. Так, в ледяной пустыне вы вообще почти не будете греться, а вот в пустыне настоящей - чуть ли не после каждого выстрела, и никакие поглотители в этой ситуации уже не спасают, даже если их навесить по максимуму.
Вот мы понемногу добрались и до третьей части. То есть до управления броней нашего двуногого друга. Брони существует всего три вида: Ferro Fibrous, Reactive и Reflective. Последние два намного легче первого, при этом reactive гораздо эффективнее справляется с мощным оружием, а reflective с лазерами. Далее просто ставите количество брони на все узлы робота (руки, ноги, голова, левая лодыжка, правая ягодица :)) и дело с концом.
Уфф, вроде бы основные моменты по комплектации осветил, пора переходить к боевым операциям. Начнем, пожалуй, с управления. Здесь надо сказать, что в процессе первой тренировочной миссии наступает некоторое разочарование, поскольку там все советуют делать либо командами с клавиатуры, либо при помощи навороченных джойстиков (и ежу понятно, что они должны быть от Microsoft). Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что мышью тоже управлять можно! Сделано это несколько иначе, чем в MW3, но все равно жить можно. В общем, после пары-тройки миссий, настроив под себя весь этот ворох кнопочек, вы поймете, что управление не такое уж и противное, как о нем говорят. Ну, а дальше, оно просто станет с вами одним целым, и различить, где кончаются ваши пальцы и начинаются металлические конечности "мехов", будет уже почти невозможно.
Кстати, осталась здесь и возможность пользования оптическим прицелом, то бишь Zoom. Лично я себе не представляю, как можно (особенно на первых уровнях) сражаться с мехами, что называется "лоб в лоб". Нет, сражаться то, конечно, можно, только для этого надо "всего лишь" залезть в настоящего 100-тонного монстра, а не пытаться какой-нибудь "общипанной курицей" в 30 тонн пытаться рассмешить всех своею несуществующей крутизной. В общем, оптическое увеличение штука полезная, и использовать вы ее здесь будете чуть ли не в два раза чаще, чем давить на гашетку.
"Attack my target!"
А теперь поговорим о заданиях. Здесь я снова немного пну разработчиков, поскольку миссии, как ни крути, получились чересчур однотипные. Кстати, сохраняться в миссиях нельзя, хотя разработчики и обещали. Новичкам это может показаться перебором, а "ветераны" только пожмут усталыми плечами и ответят им маловразумительной фразой, смысл которой может свестись к трем простым словам - "сохранение - удел слабых".
Между миссиями будет целая куча брифингов, в которых "говорящие головы" начнут советовать вам пользоваться новыми тактиками, будут понемногу продвигать сюжет, но по большей части будут нести ничего не значащую лабуду.
Хотя миссии и оказались немного поживее и поинтереснее, чем в третьей части, но все же... все же они могли бы быть и понавороченнее. Короче, вытягиваются они только за счет классного gameplay'я, но никак не за счет своей детально продуманной структуры. В большинстве случаев надо либо: уничтожить всех в точках, которые вы должны обойти (кстати, свобода действий здесь некоторая - вы иногда сами можете решать, куда двигать сначала и выносить там всех: в точку А или, скажем, в точку Е); захватить конвой, уничтожив охранников; отбить корабли; уничтожить посадочные корабли dropship'ы, ну и т.д. и т.п. Короче говоря, почти всегда надо кого-то уничтожить и почти всегда с этим "кем-то" придется изрядно повозиться.
Если же вам захочется снова пройти какие-то миссии или же, убежав далеко от сюжетной линии, запрыгнуть сразу в разборку из финального акта, вы можете посетить режим "Instant Action". Он позволяет проиграть любую из существующих в игре миссий. Во всех баталиях помимо, собственно, "мехов" вам будут противостоять наземные пушки, вертолеты, истребители (эти осыпают с неба ракетами так, что мало не покажется), корабли и всяческие мелкие танчики. Последних, кстати, вовсе не обязательно расстреливать - их можно просто топтать, правда, для этого сначала придется их догнать, уж больно резвые попадаются.
Про вражеских "мехов" разговор особый. Они настолько адекватно реагируют на ваши действия, что не перестаешь удивляться. Например, если вы только выстрелите рядом с мехом, который мирно "пасется" где-то в километре от вас, то он мигом примчится и начнет выяснять, кто тут без евонного на то высочайшего разрешения ошиваться вздумал. Чтобы в них попасть, тоже придется порядком попотеть. Они очень грамотно пользуются рельефом местности, да и в городских застройках чувствуют себя как дома. Ты только соберешься на курок давить, а твоя "мишень", словно почувствовав опасность, скроется за ближайшим домом, чтобы тут же выбежать с другой стороны и всадить тебе в спину слоновью дозу свежего свинца.
Тактик и стратегий борьбы с ними существует великое множество, я могу привести парочку собственных. Например, если у вас на карте имеется большое и глубокое озеро, постарайтесь выманить к нему вражеских роботов. Когда они все там соберутся, выползайте на ближайшую сопку и долбите, пока все патроны не кончаться. Когда те разявы опомнятся, половина из них будет уже в позе "спящего бегемота" кормить на дне голодных рыбок. Еще один действенный способ - расстреливать "мехов" из-за какого-нибудь здания, причем встать лучше так, чтобы вас не было видно, а ракеты ваши смогли бы беспрепятственно попадать в выбранную цель. Если же дела ваши совсем плохи и здоровье уже на нуле, то лучше забраться внутрь (сам знаю, что смешно звучит) большого ангара и переждать там, пока ваши напарники довершат дело. Их иногда тоже подбивают, но пули почему-то в них попадают в несколько раз реже, чем в вас. Происходит это, надо думать, потому, что бегают они гораздо расторопнее.
"Repair at nearest Bay!"
Кстати, в некоторых миссиях присутствует и такая штуковина, как Mobile Field Bay (привет, MW3). Выглядит она как огромный шкаф, как раз по размеру мехов. В них можно заходить и там вам моментально все починят, заодно и боезапас пополнят. Причем чиниться там можно не единожды. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Если вы увидели такой "шкаф" поблизости, знайте - здесь будет серьезная битва, и ремонтный док поместили сюда не красоты ради. Не забыли разработчики и об ваших компаньонах, им тоже можно отдавать такой приказ - "лечиться в ближайшем доке".
Осталось только добавить про богатые мультиплеерные возможности этой игрушки: возможность создавать свои собственные миссии, запускать сервера и, куда ж без этого, рубиться на MSN Gaming Zone.
Но все же я так думаю, что такие игры любят больше за бесподобный сингл, нежели за сетевые баталии, хотя, может быть, кто-то думает иначе. В любом случае, иметь эту игру у себя дома должен любой уважающий себя геймер. Конечно, если он хочет играть в настоящие хиты, а не в какие-то серые посредственности, которых сейчас большинство. А здесь и графика, и музыка, и играбельность - все просто по высшему разряду. Одним словом, эта игра однозначно из разряда тех, которые "надо брать".