BG2: BG or not BG? Наверное, никому из вас не нужно объяснять, что скрывается за странным названием "Baldur's Gate". Об этой игре не слышал, ну разве только глухой, и не играл в нее только тот, у кого-либо вообще нет компьютера, либо тот, кто принципиально с играми не совместим. Не удивляйтесь, как ни странно, но такие люди тоже бывают, сам встречал. Все же остальные представители человеческого рода, гордо именующие себя геймерами, прошли эту игрушку вдоль и поперек (некоторые даже по несколько раз кряду), после поставили на самое видное место подле компьютера и регулярно протирают пыль со всех пяти дисков. В общем, сказать, что это была выдающаяся игра (а почему собственно была?)- это значит, не сказать практически ничего.
Это была не просто игра - это был самая настоящая мини-революция, всколыхнувшая весь компьютерный мир и давшая новый толчок (или пинок, если хотите) дальнейшему развитию CRPG. Дело в том, что разработчики из Bioware в свое время создали такой совершенный (ну почти совершенный, не придирайтесь) движок, что на его основе можно еще долго ваять все новые и новые игрушки, не особенно утруждая себя его модернизацией или подгонкой под новые требования. И действительно - вскоре (помимо дополнения к Балдуру - BG:TOSC, конечно) в свет вышли такие мегахиты, как Planescape: Torment и Icewind Dale. То, что эти проекты будут успешными, не сомневался никто, но все же такого "полета фантазии", какую нам явили авторы в Torment, уж точно никто не ожидал. Некоторые, например, до сих пор отойти не могут. Ну да ладно, оставим лучше рассуждения на тему "о вселенской значимости BG..." в стороне и перейдем непосредственно к его младшему брату - BG2.
История повторяется дважды...
Baldur's Gate бал самой ожидаемой компьютерной RPG в 1998 году, а его продолжение, BG2, является (вернее являлось)... одним из самых ожидаемых проектов 2000-го. Действительно, до сих пор никому еще не удавалось затмить или хоть сколько-нибудь серьезно потеснить оригинал с принадлежащего ему по праву трона. Да, вышедшие после BG игрушки были хороши, но они были всего лишь удачным клонированием уже с успехом реализованных идей. Да и оценивают их все, вооружившись "мелкоспоком", лишь с точки зрения "чем же это они таким отличаются от оригинального BG?..", а не как абсолютно самостоятельные проекты. Короче говоря, BG есть, был и будет (не всегда, но какое-то время точно) самой выдаю... хотя, что тут говорить, вы и без меня все знаете.
Спустя два года создатели Балдура решили, наконец, выпустить долгожданное продолжение саги под названием "Baldur's Gate 2: Shadows of Amn". И цифра 2 в названии, между прочим, стоит очень даже не случайно. Потому что в результате целой кучи мелких новшеств (косметическому ремонту подверглось существенное количество игровых моментов) сама игра прилично преобразилась. Вы только сильно не пугайтесь, на самом деле это все тот же старый добрый Baldur's Gate со всеми своими плюсами и минусами (эти, к сожалению, сюда тоже переползли), только лишь слегка модифицированный. Так что, если вы являетесь фанатом предыдущих игр из серии BG, BG:TSC, PS:T, IWD... то без особого труда освоите и эту, потому что практически весь геймплей, включая прокачивание, обучение и снаряжение шести своих персонажей, реалтаймовые бои с возможностью ставить паузу в любой момент, путешествие по карте, выполнение квестов... - все это здесь осталось, так сказать, в первозданном виде.
Брат брату волк.
Сюжет является логическим продолжением первой части. Тем же, кто по каким-либо причинам ее пропустил, я вкратце нарисую положение вещей, которое сложилось к началу BG2. На Побережье Мечей (Sword Coast), что во вселенной Forgotten Realms, враждовали между собой два крупных мегаполиса, Baldur's Gate на севере и Amn на юге. Обстановка накалилась еще сильнее после того, как какое-то проклятье было наложено на металл, и его качество с каждым днем становилось все хуже и хуже. Вы в роли юного ученика своего наставника расследовали всю эту ситуацию и, в конце концов, завалили главного негодяя в рогатом шлеме по имени Саревок, подмявшего под себя большую часть Балдура.
Как окажется впоследствии, Саревок приходился вам родным братом, а отцом был сам Bhaal - бог смерти (Lord of Murder), спустившийся во времена, прозванные позже "Time of Troubles", на землю и наплодивший энное количество наследников. Между прочим, ходят непроверенные слухи, что Imoen, ваша подружка, вместе с которой вас воспитывал почивший наставник Горайен, тоже является вашей кровной сестренкой... Вот так-так... Скоро, окажется, что сам черт мне здесь брат, сват, зять, тесть, деверь или на худой конец двоюродный племянник.
Короче, события в BG2 развиваются спустя несколько месяцев после гибели Саревока. Вы обнаруживаете себя в темнице некоего Иреникуса, могущественного мага, который очень, знаете ли, любит проводить на своих заключенных разные магические эксперименты, проверяя на них новые заклинания и прочие магические приемчики. Как оказалось, в этой же темнице также держали Имоен, Минска (вместе с его неразлучным типа хомячком Бо, конечно же) и Джахейру (для тех, кто не в курсе - это ваши напарники по первому BG). Да, кстати, из шестнадцати NPC в BG2 пять будут вам уже хорошо знакомы. Помимо Имоен, Минска и Джахейры вы еще встретите Гаррика и Сорана. К сожалению, последние два на этот раз присоединяться к вашей честной компании не будут.
Еще одно новшество: между вами и вашими спутниками(-цами) могут развиваться некие романтические отношения. Так, если вы выбрали в главные герои особь мужеского полу, то советую приударить за Джахейрой, Аэри или Виконией. Еще можно добавить, что члены вашей команды стали гораздо более активны (на порядок), чем раньше. Причем выросли не только их диалоги, изменилось и их поведение. Они все больше становятся полноправными членами команды, а не жалкими куклами, которых постоянно дергают за ниточки, заставляя делать все против их воли.
Идем дальше: выбравшись из темницы, вы попадаете в столицу Амна, Аткатлу. Она примерно такого же размера, как и Baldur's Gate, с разделением по районам, так что здесь есть, чем заняться. К несчастью, вы попали сюда в самый разгар войны между гильдиями воров (shadow thieves) и магов (cowled wizards). Да так неудачно, то Имоен тут же ухватили под белы рученьки и упрятали за решетку за незаконное пользование магией.
Да, если вы в Балдуре абсолютный новичок, то очень рекомендую пройти специальный тренировочный курс, где вас научат пользоваться специальными способностями, типа обезвреживания ловушек, военного искусства, ну и т.д. Чем-то этот тренинг напоминает первоначальные уроки, которые были еще в Candlekeep'e.
Прохождение же в BG2, как и раньше, поделено на главы, которых должно быть где-то 7-9. Так вот, все ваши приключения поначалу будут связаны, помимо выполнения кучи квестов и подквестов, большей частью с поиском коварного мага, который вас заточил в темницу, и вашей подружки Имоен, счастливо воссоединиться с которой вы сможете только в четвертой главе. За время ваших странствий по землям Амна вы будете свидетелем многих удивительных событий и посетите кучу интересных мест, как-то: пиратский остров, подземелье вампиров, логова драконов, подводный город и даже саму преисподнюю. Причем, увеличилось не только количество мест, которые вы можете посетить (карта примерно в полтора-два раза больше, чем раньше), но и значительно возросло количество всех квестов. Так, выполнение только обязательных заданий потребует от вас 60-70 часов геймплея (судя по моим игровым ощущениям, это число явно занижено), в то время как разрешение большего количество квестов потребует уже где-то 300-400 часов. Таким образом, прохождение может затянуться на целые месяцы. Что, кстати, нам и демонстрирует сам R. Muzyka, который в одном из своих многочисленных интервью как-то изрек, что он начал проходить BG2 где-то в марте, а закончил аж в сентябре, причем занимался он этим ответственным делом по паре часов каждый божий день.
А если взглянуть вооруженным глазом...
Ну, а что же изменилось со времен BG, спросите вы, что тут нам такого новенького/свеженького нафасовали? А вот как раз об этом сейчас и пойдет дальнейший рассказ.
Итак, сперва вам надо будет, как полагается, сгенерить по своему вкусу главный персонаж (выбор расы, класса, перераспределение скиллов...), причем, если хотите, вы даже можете экспортировать его из первого BG. Как вы помните, потолком набора ex.p. там было 89 000. Именно с этой цифры и начинается ваш опыт в BG2, а уровень героя сразу с 7 или 8 (в зависимости от класса). Максимально же опыта теперь можно набраться аж 2 950 000 (это соответствует, например, 14/17/23 уровню друида/паладина/барда соответственно). Вы только вдумайтесь в эту цифру! Хотя, не так уж она и велика, как кажется на первый взгляд. Я тоже поначалу думал, что это "ах как много", но впоследствии понял, что ошибался. Дело в том, что очки опыта на вас здесь будут сыпаться постоянно, причем в изрядном количестве.
Например, выполнив особо мудреный квест, можно сразу приплюсовать на свой счет лишнюю пару тысчонок опыта, я уже не говорю про вынос сверхнавороченных монстров. Например, за большого магического голема мне дали целых 45 000! Но это еще что, за красного дракона, Fircraag'a, вообще отвалили 65 кусков!! Кстати, этих огромных огнедышащих тварей (если вы помните, то в BG их еще не было) здесь будет не одна и не две, а, думается, гораздо больше. Лично я двух уже собственноручно на тот свет спровадил. Помимо этих красавцев в BG2 присутствует множество других гигантских монстров, не встречавшихся на просторах Балдура ранее ("всего" видов монстров в BG2 - 130, в BG их было 60). Из новоиспеченных и уже зарекомендовавших себя с "лучшей" стороны, то есть, возиться с ними пришлось долго и нудно, могу отметить джинов, леопардов, элементалов, мефитов, умбер халков, вампиров... В общем, можете поверить мне на слово, однобокой и скучной "мясорубки" здесь не получится, потому что к каждому новому виду монстров придется искать свой, особый подход, подбирая наиболее эффективные против них защитные или атакующие заклинания, мечи и т.д...
Некоторые из свеженьких монстров являются точной копией уже "обкатанных" монстров из Icewind Dale. Да и маги приятно порадовали, сражения с ними теперь чем-то напоминают минную войну: одно неверное движение, то есть неправильно подобранное заклинание или оружие, и один (а то и сразу несколько - это как повезет) членов вашей команды отправляются в лучшие из миров. Правда, как и раньше, в монастырях за довольно солидное вознаграждение их можно запросто вернуть с того света.
Но что это я от создания персонажа отвлекся. Так вот, продолжаем. В отличие от BG, теперь насчитывается аж семь рас против шести в прошлый раз. Новая раса - полуорки (Half-Orc), отличающиеся повышенной силой и выносливостью, "приятным" обаянием и не особо продвинутым интеллектом. В отличие от северных территорий, на землях Amn'a с полуорками не идут нескончаемые войны, да и они ведут себя на удивление спокойно. Количество классов тоже увеличилось. Их теперь целых 11 штук супротив 8, что были ранее.
Из новеньких - это:
Sorcerer - ну, этот понятно, спит и видит как бы на кого-нибудь что-нибудь да закастить, правда, заклинаний он знает меньше, чем маг, зато может кастить их чаще. К тому же, у них нет специализации в магии, какая наблюдается у магов, и они не могут учить заклинания из свитков - они просто получают их с новым уровнем;
Monk - мастер рукопашного боя и специальных способностей, использующей энергию Ki (например, stunning blow). К его недостаткам можно отнести то, что он не может носить броню и способен пользоваться оружием только класса воров (за исключением двуручного);
Barbarian - силен, как стадо быков, в совершенстве владеет любым оружием ближнего боя. Еще он двигается быстрее остальных и, что называется, "страшен в гневе" (один из скиллов - barbarian rage). Недостатки - не может носить тяжелую броню, вроде кольчуг, цельных лат.
Кстати, теперь вы можете выбирать не только класс, но и даже подкласс (новые три класса этого лишены), который отразится на способностях вашего героя. Например, Паладин теперь может быть - Cavalier'ом, Inquizitor'ом или Undead Hunter'ом, а Fighter - Berserker'ом, Wizard Slayer'ом, Kensai. В чем-то персонаж от такого расклада выиграет, но в чем-то обязательно проиграет. Так, Kensai, в отличие от простого Fighter'а, лучше владеет мечом, и с каждым уровнем этот показатель существенно повышается, но в тоже время он не может пользоваться дальнобойным оружием вроде луков, арбалетов, не может носить броню, перчатки, наручи... В общем, поле для самостоятельного "творчества" теперь значительно выросло, и это можно рассматривать только с положительной стороны.
Кстати, новые классы разработчики создавали с учетом третьей редакции правил AD&D 3ed, в то время как все остальные, да и вся игра собственно, базируется на второй.
Заклинаний стало гораздо больше, под 300 штук. Но в тоже время порядочное количество, насчитывающее где-то сотни полторы, из прошлой жизни, то есть из BG, тоже имеются. Особо убойные заклинания наблюдаются у священника, начиная с 7-го, и у мага, начиная с 9-го уровня. Так, к довольно интересным заклинаниям можно отнести: Disintegrate, Power Word: Kill, Finger of Death, Time Stop. Последнее, кстати, мне неоднократно пришлось испытать на собственной шкуре: противный маг постоянно останавливал время (что-то типа паузы, только ставит ее он, а не я) и кастил, что ему заблагорассудится, в то время как я вообще никак не мог помешать ему насылать "порчу" на моих людей.
Новые скиллы тоже появились, правда, их значительно меньше, чем заклинаний. Так, вор теперь может не только обезвреживать ловушки, но и ставить их самостоятельно. Довольно прикольно, скажу я вам, отступая от кучки воинственных монстров, минировать за собой путь.
Появилось и еще весьма интересное новшество, именуемое Stronghold'ами. Это очень большой и серьезный квест (может быть и целая цепочка квестов) для вашего главного персонажа, который позволит ему, в конце концов, при наборе определенного уровня и выполнении всех необходимых заданий стать владельцем некоего имения или же заполучить новые скиллы, магические предметы. Выполнять этот квест вовсе необязательно, да и задания вам будут давать явно не из легких. Причем в зависимости от класса вашего героя и задания, а соответственно и прилагающиеся к ним Stronghold'ы, будут различными. К примеру, Воин получит замок, Бард - театр, Маг - магическую башню, Вор будет рулить гильдией воров. А вот Друиду придется попотеть, чтобы стать Гранд Друидом. Паладин же за свои труды получит массу новых скиллов и легендарный меч "Holy Avenger: Carsomir". Damage этого меча, между прочим, составляет не много ни мало, а 1D12+5, не считая кучи магических фич. Stronghold'ы являются не только предметом гордости, но еще и очень большой ответственностью. Так что придется не только наслаждаться их внешним видом, но и отдавать массу распоряжений и вообще следить за общим положением дел. Взамен же вы будете получать деньги (в виде налогов), очень полезную информацию и все такое прочее. Кстати, не подумайте, что, единожды завладев имением, вы будете восседать на нем вечно. Все эти квесты вплетены в общий сюжет, и потерять свою вотчину можно очень даже запросто.
Еще интересный момент - большинство из этих особых квестов могут выполнять главные персонажи всех классов, вот только по окончании оных им не будет предложено стать владельцем какой-нибудь собственности (вы даже не догадаетесь, что только что выполнили, скажем, Stronghold квест за какого-нибудь Fighter'a), а просто восторженные горожане в благодарность пожмут ручку, подбросят в воздух чепчики, да скажут пару ласковых на прощанье.
Изменения коснулись не только внутреннего содержания, но и чисто внешнего оформления. Про графику я расскажу чуть позже, а пока немножко пробегусь по интерфейсу. Иконки теперь стали мельче, некоторые даже поменяли свою дислокацию, но в целом все родное, знакомое и узнаваемое. В журнале произошли довольно существенные пертурбации. Теперь вместо просто журнальных записей, разнесенных по главам, мы имеем: журнальные записи, квесты, выполненные квесты и отдел личных пометок и пояснений. Кстати, с квестами нечто подобное в Torment'e уже было. В Inventory тоже появились новшества. Так, наблюдается новая (модернизированная) иконка, позволяющая давать в каждую руку бойцу по мечу (это вместо щита). Кроме того, есть и парочка (может их больше, но мне пока на глаза попадались только эти два) новых предметов для хранения драгоценных камней и свитков с заклинаниями. В первом случае это мешочек, а во втором - специальная книга. Что ни говори, а идея рассовать, что называется, "по полочкам" все эти вечно валяющиеся в инвентаре без присмотра различные камушки и свитки очень даже разумна: и место экономится, да и порядку, опять же, больше.
Красиво жить не запретишь...
Обозрение графических моментов начнем, пожалуй, с заклинаний. Уж больно они круто теперь смотрятся. В общем, если вы не играли в BG, то тут вы точно будете поражены их неземною красотой. Так, новые спеллы (старые, впрочем, тоже немного подправили) теперь выглядят гораздо симпатичнее, чем прошлые. Помимо этого, графический движок претерпел и целый ряд других изменений, то есть добавилось некоторое количество новых анимированных объектов на заднем фоне. Это могут быть какие-то магические сферы с эффектно перекатывающимися внутри молниями, или же развевающиеся на шпилях башен флаги, искрящиеся фонтаны в центре больших городов. Ну, а про то, как эти самые фоны нарисованы, я вообще молчу. Красотища такая, что глаз не оторвать. Огромные замки с орнаментом во всю стену, гигантские статуи с магическими артефактами, древние полуразрушенные руины странной архитектуры... перечислять можно долго, но толку-то - это ВИДЕТЬ надо.
Кстати, разрешение теперь можно выставлять не только 640х480, но и 800х600. В принципе, можно вообще поставить что-то запредельное вроде, подумать страшно, 2048х1536(!), только делать это вы будете уже на свой страх и риск, поскольку официально они уже не поддерживаются. Поддержка графических ускорителей имеется, но использовать ее вовсе не обязательно. Да и, на мой взгляд, сколь-нибудь существенных изменений в графике при этом не происходит. Так, лишь очень незначительно изменяются эффекты от заклинаний, водные анимации.
Ну, а чтобы вы смогли более грамотно рассматривать окружающие ландшафты, придумана новая и очень рулезная фича: по кнопочке "H" (hide) скрываются сразу все панели интерфейса и вашему взору предстает во всей своей красе отменно прорисованные ландшафты на все 800х600 (или сколько точек вы там выставили). Правда, управлять персонажами в таком положении неудобно, зато переходить с места на место - более чем.
Еще заметное новшество - примерно в два раза увеличилось количество кадров на каждого персонажа в игре, поэтому ходят они теперь плавнее и чисто внешне гораздо приятнее. В общем, от былой "рывкообразности" остались только воспоминания.
Положительные изменения коснулись также и мультиплеера. Причем разработчики попытались пофиксить сразу массу траблов, с которыми пришлось столкнуться игрокам в первом BG. Например, вы теперь можете, не ставя на паузу игру, разговаривать с различными NPC (если это только не ключевой квест), тем самым не отвлекая соперников, или самостоятельно затовариваться в магазинах и лавочках. Вроде бы, и сама игра идет более стабильно, да и количество пауз и задержек уменьшилось.
Вот, собственно, и все. Каких-то глобальных выводов я тут делать не буду, потому что вы и так знаете, что BG - это не просто игра, а целая вселенная, целый мир, в котором можно запросто утонуть, однажды захлебнувшись вкусом пьянящей победы, притягательностью новых, подчас очень неожиданных странствий и манящей таинственностью колдовских артефактов.
Ну, и в заключение я хотел бы вас немного приободрить: не думайте, что с завершением BG2 все закончиться. Ни шиша подобного. Как говориться, все еще только начинается: своего персонажа из BG2 вы сможете импортировать в еще не вышедшую, но уже обещающую стать мегахитом RPG под названием NeverWinter Nights. По моему мнению, для трехмерных CRPG она будет примерно тем же самым, нехилым шагом вперед, чем был в свое время BG для плоских, двухмерных. В общем, как всегда, остается только ждать, надеяться и верить, что все самое лучшее нас еще только ожидает.