Компания BioWare Corp, создавшая в свое время Baldur's Gate, работает теперь над второй серией этой масштабной классической RPG. Относительно подробностей сюжета разработчики пока темнят, ясно лишь, что действие будет происходить в королевстве Amn, что находится в южной части Побережья Меча (Sword Coast). События начинаются вскоре после окончания сюжета первой игры, так что вам предстоит встретить как уже знакомых персонажей (пятеро из них могут присоединяться к вашему отряду - среди них Minsc, Imoen, Jaheira и Edwin; других, таких как Garrick, Coran, Tiax и Xzar, вы можете лишь встретить, но не взять с собой), так и, разумеется, новых. Игра начинается в достаточно драматичной ситуации - вы пробуждаетесь в тюремной камере. Затем появляется Imoen и помогает вам бежать. Выясняется, что по соседству заключены Minsc и Jaheira, но от их камер нет ключей...
Подобное начало, между прочим, напрямую влияет на gameplay. Вы можете импортировать персонажа из первой игры, однако понятно, что, оказавшись в положении узника, он лишился многих полезных предметов. Некоторые из них вам удастся отыскать потом, другие, баланса ради, утрачены навсегда. Кстати говоря, репутация из прошлой игры тоже не наследуется - вы прибыли в новую страну, где вас не знают.
Но, разумеется, вам не обязательно проходить первую игру, чтобы играть во вторую. Если вы начинаете с нуля, то должны сформировать своего персонажа по классической схеме - с выбором расы, класса и т.п. (в целом игра выстроена в соответствии со второй реакцией правил AD&D). Доступных игроку рас будет 7: люди, эльфы, полуэльфы, два вида гномов (Dwarves и Gnomes), халфлинги (Halflings) и новая раса полуорков. Классов будет 8 (в скобках указывается начальный и максимальный уровень для каждого): воин (7, ?), паладин (7, 17), рейнджер (7, 17), колдун (7, 17), жрец (7, 21), друид (8, 14), вор (8, 23) и бард (8, 23). Друид как будто бы имеет не слишком большие возможности для развития, но, на самом деле, друид 14-го уровня достаточно крут, чтобы тягаться с представителями других классов более высоких уровней. Правила допускают также создание персонажей, принадлежащих сразу к нескольким классам - естественно, ничто не бывает бесплатно, и за дополнительные умения вам придется платить необходимостью делить то же количество point'ов на большее число направлений. Кроме того, каждый класс имеет несколько специализаций (обычно 3, но у магов их целых 8), которые, однако, вы не можете выбрать при старте, а должны заработать, выполнив определенный квест. Впоследствии вы можете построить специфическое сооружение - замок, храм и т. п., короче говоря, stronghold - соответствующее полученной специализации; оно требует определенных хлопот по его содержанию (например, если вы бард, то ваш stronghold - театр, и вам необходимо нанимать актеров, распределять роли и т.п.; если воин, то вам придется защищать свой замок от врагов...) - но, в свою очередь, приносит доход в виде денег, дополнительной информации и прочих полезных вещей.
Максимальная численность вашего отряда - шестеро, но состав их непостоянен; вы можете в любое приглашать одних и отказываться от услуг других. Всего персонажей, которых вы можете брать в команду, 16. В это число (как и в число членов команды) не входят заколдованные монстры, личные животные (будут и такие) и другие подобные персонажи, которые в определенных условиях могут сопровождать вас и сражаться на вашей стороне, но не управляются вами непосредственно.
Мир игры весьма масштабен; только минимально необходимый для прохождения путь займет где-то 50-60 часов реального времени, а вместе с различными квестами, поисками полезных, хотя и не необходимых, артефактов и т.п. вы можете рассчитывать на 200-300 часов игры. Таким образом, учитывая, что нормальный человек не может играть сутками напролет, полное прохождение может занять у вас не один месяц. В Baldur's Gate II около сотни квестов и побочных линий, некоторые из которых проходятся в течение минут, а другие могут затянуться на несколько дней. Вам предстоит посетить эльфийский лес, высокогорье, мрачные подземелья, города обычные и подводные и прочие достопримечательности. Все это - пешком, лошади и иной транспорт в игре не предусмотрены, однако разработчики уверяют, что постарались избежать ситуаций, когда нужно долго куда-то идти по ничем не примечательной местности, где ничего не случается.
Не запутаться в путешествиях вам поможет журнал, куда автоматически записываются пройденные квесты, квесты, над прохождением которых вы работаете, а также ключевые события и сведения. Кроме того, в журнале имеется раздел для ваших собственноручных записей.
Естественно, в этих приключениях вы сможете добыть и использовать множество полезных предметов; однако количество носимого с собой ограничено и зависит от вашей силы. Вместе с тем решена проблема, когда все место в inventory забивается драгоценными камнями или свитками заклинаний: первое отныне складывается в специальный кошель, второе - в соответствующий футляр. Единственной валютой в игре является золото, которое карман не тянет, то бишь тоже не занимает места в inventory. Если вам все же некуда запихать какой-то предмет, вы можете оставить его на земле и вернуться за ним позже; однако учтите, что неподконтрольные вам персонажи и монстры тоже умеют подбирать то, что плохо лежит. Встречаются, впрочем, сундуки и прочие хранилища, куда можно отложить лишнее и быть уверенным, что никто не тронет это до вашего возвращения.
Особой категорией носимых предметов являются останки павших в бою товарищей, которые могут быть воскрешены в храмах. Впрочем, храмовая магия тоже не всесильна - если жизнь упала до нуля, то воскрешение возможно, а если аж до минус десяти - тут уже остается только играть Шопена. Теоретически, если вам не везет достаточно крупно, вы можете оказаться в ситуации, когда приходится тащить на себе сразу пять трупов - если погибла вся команда, кроме вас. Если же смерть настигла вас, то, даже если другие остались живы, тут уже поможет только восстановление из старой записи.
Общение с другими персонажами строится на обычной диалоговой структуре с ветвящимися вариантами ответов. Отдельные диалоговые фрагменты довольно короткие, обычно 2-3 предложения, то есть, задав вопрос, вы можете не опасаться, что вам придется в ответ выслушивать сагу на пять экранов. Чем выше уровень вашей репутации, тем больше пользы вы можете почерпнуть из разговоров. При этом ваши товарищи по команде могут проявить инициативу и вмешаться в разговор (будем надеяться, не слишком деструктивным образом). Вообще персонажи обладают достаточной индивидуальностью и самостоятельностью, могут ссориться, крутить романы и т.п.
Бой в Baldur's Gate II призван удовлетворить поклонников как real-time, так и turn-based баталий: в принципе это real-time, однако вы можете в любой момент поставить игру на паузу и в этом положении отдавать команды. Более того, вы можете задать специальные условия, при выполнении которых игра становится на паузу автоматически: например, когда жизнь персонажа падает ниже некоторого уровня. Вместе с тем существуют и определенные ограничения - например, вы не можете во время паузы менять оружие и доспехи, если вы пытаетесь это сделать, пауза снимается. В целом, по заверениям разработчиков, ваши товарищи не нуждаются в том, чтобы в бою их водили за ручку - AI достаточно хорош, в том числе и для командных действий (и у врагов, разумеется, тоже). Но если вы предпочитаете авторитарный стиль руководства, можете отключить AI своей команды и управлять каждым непосредственно.
Есть также ограничения, связанные с правилами AD&D. Например, маг (любой владеющий магией персонаж) не может одновременно носить доспехи и применять заклинания (исключение составляет лишь один доспех - эльфийская кольчуга, которую, впрочем, надо еще найти). Вообще использование заклинаний здесь - не такая простая штука, как во многих других играх. Сначала заклинание надо переписать со свитка в вашу книгу заклинаний (делается это, понятно, кликом мышки, ну да не в этом суть). Потом - выучить заклинание, для чего прочитать его из книги (другим кликом) и проспать потом целую ночь без перерывов (а перерывы очень даже могут случиться, если вы ночуете не на постоялом дворе, где за определенную плату вам гарантируют безопасность, а где-нибудь в чистом поле, где на вас могут напасть враги). Наутро заклинание появляется в списке доступных. При этом после использования оно оттуда пропадает - типа, вы его забыли, и надо учить заново! Учитывая, что можно заучить несколько копий одного заклинания и последовательно их использовать, ситуация ощутимо отдает маразмом.
Еще один не слишком логичный момент, связанный с магией - противомагическая защита теперь ограждает вас только от вредных заклинаний. А раньше ограждала от любых, в том числе, например, целительных, что было в полном соответствии с пословицей насчет любви кататься и возить саночки.
Движок игры претерпел определенные изменения, и хотя в целом игра осталась практически двухмерной (стандартная изометрическая проекция), однако теперь добавлены отдельные трехмерные объекты и эффекты (в основном связанные с заклинаниями), использующие возможности 3D-акселераторов. Однако если вы все еще не обзавелись современной видеокартой, не расстраивайтесь - можно играть и в software режиме. Поддерживаются разрешения 640*480 и 800*600, а также, неофициально, 1024*768 (в опциях отсутствует, но можно прописать в конфиге).
Интересы желающих перекраивать игру на свой манер также учтены. Возможности переписать все и вся вам не дадут, но внешность персонажей и скрипты, описывающие их поведение, менять можно.
Многопользовательский режим аналогичен однопользовательскому, с той, разумеется, разницей, что команду образуют живые игроки, а не управляемые AI персонажи (впрочем, если кого-то в нужное время не оказалось в онлайне, его функции могут быть переданы AI). Соответственно, играть по сети могут до шести человек. При этом один из них все равно считается главным, в случае его гибели необходимо перезапускать игру из старой записи, и только он может ставить игру на паузу. Вы можете импортировать персонажей из однопользовательской игры в многопользовательскую и наоборот. Помимо Интернета и локальной сети, поддерживается также игра вдвоем через модемное или COM-портовое соединение.
Короче говоря, любителям RPG будет чем заняться. И притом в течение долгого времени.