Дело было вечером, кастить было нечего... Пожалуй, одним из самых интересных и амбициозных RPG проектов этого года, является детище небезызвестной компании Volition, начавшей свое восхождение к вершинам игрового мира еще с приснопамятного Descent. На сей раз, в Volition решили открыть для себя совсем новый жанр, который они сами гордо величают "3rd Person Fantasy RPG". Чтобы представить себе, что же получилось у разработчиков, попробуйте слить воедино глубину Return to Kondor и трехмерность и эффекты из Ultima IX (в варианте без багов), добавить немного атмосферности из Vampire, и по вкусу приперчить рубкой из Soulbringer, учитывая управление партией в пять человек. Продолжать можно еще долго, но важно другое - игра удалась и, несомненно, вызовет широкий резонанс в игровых кругах. Причем, как мне видится, она будет интересна не только продвинутым поклонникам жанра, которые и так не пропускают мимо своих цепких лап хоть мало-мальски значимые вещицы, но и всем тем, кто только пробует открыть для себя дверцу в бесконечный мир компьютерных фэнтезийных RPG.
Если же еще учесть, что толковых трехмерных RPG за прошедшие пару лет вышло совсем ничего, особенно в сравнении с прочими жанрами, то остается только порадоваться тому, что первый блин на новом поприще у Volition получился на редкость румяным, аппетитным, с хрустящей корочкой, ну, в общем, вопреки всем устоявшимся законам подлости.
Кстати, первыми опробовали на себе данную разработку обладатели PS2, чему в итоге оказались несказанно рады. И только сейчас подошла очередь для версий на PC и Mac. Правда, по заверениям все тех же авторов, в игре за это время произошли существенные изменения: там немножко подправили, тут подчистили... Хотя, на мой придирчивый взгляд, ряд моментов создатели все же упустили из поля зрения. Например, выражения морды/лица персонажей (как главных, так и остальных) оставляют желать лучшего. Во всем же остальном, что касается визуального ряда, придраться практически не к чему, но об этом мы поговорим чуть позже, а пока послушайте историю того типа, за которого вам и предстоит оттопать всю игру.
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет (народная мудрость).
Зовут его Джозеф, и он является прямым потомком Summoner'ов, воинствующих колдунов, наделенных уникальной способностью - вызывать различных существ (что, явствует из названия). Жил он поначалу в небольшом городке Масад, где его и застало вероломное вторжение соседней империи Орениан. Правитель орениан, Марод, будучи человеком крайне жестоким и властолюбивым, не стал дожидаться, покуда освободится трон в собственной стране, и собственноручно разобрался с прежним лидером нации. Потом ему и этого стало мало, и он решил завалить соседнюю империю, в одном из городов которой и случилось жить нашему главному герою. Джозеф, памятуя о неких своих сверхъестественных способностях, попытался применить их на практике, и... вместо изгнания захватчиков разрушил почем зря всю свою деревню и чуть не пришиб всех местных жителей. Дело в том, что страшный демон, которого он с перепугу вызвал, имел свое мнение о том, для чего его вызвал волшебник-недоучка. В общем, с тех пор Джозеф зарекся пользоваться своими талантами и даже выкинул на фиг магическое кольцо, посредством которого демон и был вызван.
Шли годы... Марод опять задумал недоброе, поскольку ему напророчили, будто вся его империя падет от руки того, на ком будет знак Summoner'ов. Вот он и принялся прочесывать все подряд, выискивая искомого персонажа, одновременно сея панику и недовольство в людских душах. Одновременно с этим Джозефа искал его учитель и наставник Яго, но уже с иной целью. Именно с этого момента и начинаются ваши необыкновенные приключения, в которых вам предстоит посетить несколько огромных городов, провести пару сотен битв, разыскать четыре магических кольца и победить, наконец, ненасытного императора. Кстати, о непомерной "мании величия" этого коронованного изверга свидетельствует хотя бы тот факт, что он замыслил отстроить заново легендарную башню Элех, дабы по ней забраться на небеса и урвать себе божественный трон. Вот это я понимаю, крыша поехала...
Перед тем как разбираться с геймплеем, я хотел бы ввернуть пару слов насчет графики, потому как, на мой взгляд, перед нами - один из самых впечатляющих графических движков на сегодняшний день. Особенно, если не обращать внимания на первоначальную, тускловатую деревушку и дойти до столицы королевства, вот тогда-то все и встанет на свои места. Конечно, при желании и здесь можно найти огрехи, вроде обезличенных штамповкой физиономий NPC; камеры, которую никак нельзя "поднять", что порой немного раздражает; но все-таки нигде до этого мне не встречались настолько огромные и в то же время так детально прорисованные города. Бесконечная и запутанная череда улиц и переулков, груды ящиков, торговых фургонов, лотков в порту, многоэтажный и очень красиво расписанный изнутри королевский дворец и т.д. По ним можно ходить долгими часами, каждый раз открывая для себя что-то новое. Поначалу даже легко заплутать и потеряться в этих многочисленных районах, на которые поделен город. Вот это размах, вот это сила. По улицам постоянно прогуливаются стражники и мирные жители. При желании можно даже остановиться и понаблюдать за их разговорами. Кстати, для того чтобы вы не потерялись в толпе (NPC в городах водятся многие десятки, если даже не сотни), "нужные" люди всегда подсвечиваются особыми иконками. Это довольно удобно (особенно это оценят новички), потому как всегда знаешь, чего ожидать от такого человека - очередного квеста, ценных сведений, позволяющих понемногу двигать сюжет, желания продать или купить что-либо.
Кстати, квестов здесь на душу населения более чем предостаточно. Чуть ли не каждый второй "подсвеченный" персонаж спешит "осчастливить" вас своей нижайшей просьбой по самое некуда. Так, не успел я немного побродить по городу, как уже наполучал столько заданий на свою голову, что только на их выполнение ушла целая уйма часов. Конечно, далеко не все из них обязательны, и поэтому в вашем журнале квесты поделены на главные и "всякие разные". Причем побочные квесты иногда сделаны таким образом, что они ничуть не отвлекают от ключевого приключения. Так, например, зачищая подземелья замка от ящериц по пути к покоям своего наставника Яго, вы можете также получить и награду от смотрителя труб, предварительно вручив ему отрубленные хвосты в качестве доказательства своей "очистной" миссии.
Путешествия по бесконечным городам и запутанным подземельям перемежаются странствиями по общей карте. Что-то на манер Final Fantasy, причем, как и там, на вас все время будут нападать случайные монстры, встречи с которыми избежать никак не удастся. Можно, правда, при нехватке времени или желания, попытаться быстренько, не начиная схватки, убежать от ненавистных гадов к границе локации, но не всегда такой хитрый маневр (уже из области Fallout'a) может удаться. Зато если у вас имеется раскачанная команда, и дополнительные очки опыта не помешают, то повоевать тут можно от души.
Incoming!
Заклинания смотрятся очень эффектно: молнии сменяют файерболлами, силуэты героев то окутывает сиреневая дымка, то опоясывает каскад из искр или клубящегося черного дыма, с неба то и дело низвергаются ослепительные яркие лучи... В общем, зрелище битвы, скажу я вам, просто потрясает. Конечно, поначалу вы не сможете им насладиться в полной мере ввиду отсутствия по неопытности навороченных заклинаний, но имейте же терпение. Зато потом можно расслабиться, лениво откинувшись на спинку кресла, и понаблюдать за тем, как, бегая по полянке, ваши подопечные резво и умело расправляются с несколькими здоровенными каменными големами, забрасывая их огненными булыжниками, или же с группкой восьминогих ящериц мраморного окраса, отоваривая их по самое не хочу прочими пиротехническими эффектами.
Видимо, настало самое время поговорить об управлении, магии и всем таком прочим.
Поначалу вы некоторое время рулите одним лишь Джозефом, но потом в вашу команду будут зачислены еще три человека: воровка со стажем по имени Флис из старого города, дочурка вашего наставника Яго - Розалинда, и могучий воин Джекар, который, кстати, хранит давнюю обиду на Джозефа за непредумышленное уничтожение родной деревни. Пятым персонажем сей честной компании может стать монстр, которого вызовет Джозеф, причем убрать его можно тремя путями: либо самому прибить, либо подождать, покуда не убьют в битве (что происходит чаще всего), или же дождаться того момента, когда он сам исчезнет по достижении главным героем очередного уровня. У каждого из этих персонажей, за исключением монстра, имеются свои уникальные способности, наряду с теми, которые встречаются почти у всех.
Как и положено в каждой уважающей себя RPG, любого члена своей команды вы можете по своему вкусу приодеть (требуемая "кукла" для наглядности имеется), навесить любое доступное оружие и даже выставить стиль поведения, но об этом чуть ниже. Главное, чтобы не только на снаряжение хватило денег, но и характеристики героя (спец. способности) были бы уже раскачаны до требуемого уровня. Дело в том, что с ростом уровня и повышением опыта, все персонажи получают многочисленные дополнительные скиллы и заклинания. Контролировать этот процесс вы можете лишь отчасти, увеличивая, скажем, какой-то определенный раздел магии, при помощи распределения бонусных очков.
Скиллы здесь представлены разделами такого рода: боевые приемы, воровские навыки, идентификация (не только предметов, но и монстров), оружие и уникальная способность главного героя - Summon, то бишь сотворение всяческого рода магических существ вроде каменного или огненного голема, минотавра, черного импа и т.д. Для их сотворения необходимо раздобыть магические кольца (Воды, Света, Огня, Камня, Тьмы), причем, комбинируя их в различных сочетаниях, вы можете немного поэкспериментировать с получающимися в результате монстрами.
С заклинаниями дело обстоит гораздо веселее. Все магические способности персонажей поделены на следующие группы: Лечебные (лечение, воскрешение), Темная магия (влияние на противников - не может кастовать, не видит цель), Энергетические (фокусы с молниями), Святые (защита группы, уменьшение ущерба от ударов), Льда и Огня. На выполнения любого из заклинаний расходуется мана, хотя здесь ее принято называть AP - Ability Points (но мы то с вами знаем - как горшок ни назови... он все равно в лес смотрит). Также AP расходуется и на некоторые скиллы, правда, волноваться по этому поводу особо не стоит, благо самовосполняется сей полезный ресурс довольно быстро.
Fire at will!
Бои в Summoner выполнены таким образом, что все и вся здесь контролирует всемогущий AI. Вам остается только, ткнув мышкой в ближайшего монстра, наблюдать за тем, чем же все это побоище закончится. Ваш персонаж будет сам наносить удары, отражать атаки, кастить заклинания и даже при этом лечиться самостоятельно. Нет, конечно, и вы тоже можете непосредственно поучаствовать в этом увлекательном процессе (иначе было бы просто неинтересно), только, на мой взгляд, делать это следует крайне осторожно и осмотрительно.
Итак, для начала разберемся с простыми атаками, а потом перейдем уже и к магическим. Как я уже говорил выше, ваши подопечные обладают рядом боевых навыков (спецударов - здесь "chain attack"), которые вы можете использовать во время боя. Например, толчок, уклонение от ударов или же прицельный удар (выбор: глаза, руки, ноги), коварный удар ножом в спину (для этого сперва придется незаметно подойти сзади). По желанию вы можете заставить AI прикидывать, какими из них следует воспользоваться в данный момент, или же проделывать все это самостоятельно. Правда, как я погляжу, самостоятельные спецатаки куда менее эффективны и действенны, потому что трудно порой предугадывать не только поведение монстров, но и подчас весьма неожиданные выходки собственных напарников.
Чтобы скастить заклинание в Summoner, нужно, как обычно, либо использовать заранее старательно припасенный магический свиток, либо собственные спеллы. Как и в предыдущем случае, вы также можете доверить всю эту бодягу компьютеру, причем предварительно выбрав для каждого из героев свою линию поведения: оружие ближнего боя, поддержка атакующего, дальнобойное оружие, лекарь, лекарь/маг. Для удобства управления в любой момент игру можно поставить на паузу и раздать всем новые целеуказания, поменять стиль поведения, сменить оружие и т.д.
На практике управление компьютером вкупе со своевременными корректировками просчетов оного игроком - направить атаковать всей кучей особо навороченного монстра, убрать почти сдохшего героя подальше от активных боевых действий, поменять в экстренной ситуации атакующее поведение у парочки бойцов на лечебное, ну или банально, задрав штаны, драпать с текущей карты в надежде на последующее триумфальное возвращение - представляется наиболее разумным.
А теперь я хочу рассказать еще об одной фиче Summoner'a, в результате которой прохождение игры получается еще немного запутаннее и мудренее. Речь идет о так называемом одиночном режиме (solo mode). То есть, включив эту опцию, вы можете увести одного персонажа от всех остальных и управлять впоследствии только им одним. Причем подобный режим придуман вовсе не для осознания собственной крутости, просто порой натыкаешься на такие ловушки, которые только таким способом и удается решить. Например, открыть несколько ворот в подземелье вы сможете, только разделив свою команду таким образом, чтобы один персонаж был у одного переключателя, а другой находился, соответственно, у другого. Используется этот режим и в иных случаях - воровка Флис в одиночку должна незаметно прокрасться по дворцу так, чтобы ее никто из охраны не заметил (вот где пригодились воровские навыки). Если же кто-либо из солдат ее замечает, то выполнение этого задания начинается с самого начала (прямо Hitman какой-то).
В заключение я хотел бы сказать еще пару слов об мультиплеере. В отличие от PS2 версии он тут есть (от 1 до 4-х человек). Причем вы можете торговаться с другими игроками (в одиночной игре инвентарь общий на команду). Еще нельзя не упомянуть добрым словом музыкальное сопровождение, которое тут однозначно рулит. На мой взгляд, таких отменных по исполнению музыкальных тем и аранжировок я давненько не встречал.
Подытоживая же все вышеизложенное, хочу сказать, что Summoner - это не просто новая трехмерная RPG, но одна из самых удачных RPG, вобравшая в себя наиболее перспективные идеи целой когорты своих предшественников. Поэтому если вы являетесь поклонником жанра, то я вам очень советую ознакомиться с ним поближе. Если же нет - все равно рекомендую взглянуть хотя бы одним глазком на то, что через год-два будут именовать "классикой" и ссылаться как на образец для подражания.