Прощайте, красотки, прощай, небосвод!
Подводная лодка уходит под лед.
Подводная лодка - морская гроза,
Под черной пилоткой - стальные глаза
Ю. Визбор Четыре года назад, в июне 1997, любители самого, пожалуй, экзотического класса симуляторов - симуляторов подводных лодок - смогли в полной мере оценить Jane's 688(I) - наиболее полную и реалистичную игру в этом жанре на то время. И вот теперь их наконец-то ждет новая впечатляющая игра, в которой игроку доступны сразу три разновидности современных атомных субмарин - это все та же 688(I) Hunter/Killer, новая американская разработка Seawolf (на вооружении Флота США пока состоят лишь три таких корабля) и, что, вероятно, будет особенно приятно российским геймерам - русская "Акула". Несмотря на то, что новая игра выходит под маркой иных фирм (Electronic Arts и Sonalysts), нежели симулятор от Jane's, многие разработчики той игры принимают участие и в нынешнем проекте, а игравшие в Jane's 688(I) найдут немало для себя знакомого - но, конечно, и много нового.
Игра, как вы уже догадались, посвящена очередному противостоянию между Америкой и Россией, причем будут фазы как холодной войны (во время которой вам категорически запрещено применять оружие, и главное в миссиях - выполнять их скрытно, чтобы не засветиться в территориальных водах противника), так и, собственно, "горячей", возможно даже, с нанесением ядерных ударов по целям в глубине вражеской территории. Кампаний в игре две, за каждую из сторон; пока что протяженность кампании - 13 миссий, но, возможно, к моменту выхода игры это число возрастет. Большинство миссий в обеих кампаниях совпадают, но ваши цели, разумеется, меняются в зависимости от того, проходите вы их за русских или за американцев. Кампании, в общем, линейные, но не совсем - если выполнение основных целей миссии обязательно для дальнейшего прохождения, то дополнительные вы можете и не выполнить, однако это способно осложнить вам жизнь в следующих миссиях. Кроме того, корабли, подводные лодки и самолеты в миссиях нередко размещаются случайным образом, так что, даже если вы проходите одну и ту же миссию несколько раз, она не будет полностью повторяться. Среди задач миссий может быть разведка и слежка, эскорт и перехват конвоев, противостояние с другими подводными лодками, спасательные операции, установка мин, высадка десанта и атака наземных целей.
Помимо кампаний, имеется также режим отдельных миссий (таковых 29), а также Instant Action, где вы можете сами задать своих и врагов и отправляться целиком в бой. Кроме того, будут и три обучающие миссии (очевидно, по одной на каждую субмарину).
Пока еще неясно, насколько точно будут смоделированы все различия между тремя подлодками, не будет ли реализм частично принесен в жертву сбалансированности - но, безусловно, что различиям этим уделяется достаточное внимание. Например, конструкция российского сонара отличается от американских, а противоторпеды на Seawolf запускаются иначе, чем на 688(I). "Акула" вооружена до зубов лучшими разработками российских оружейников, включая 65-сантиметровые торпеды, поражающие цель на расстоянии до 35 миль, и ракетные торпеды "Шквал", развивающие скорость в 200 узлов. В свою очередь, Seawolf имеет преимущество в невидимости (в частности, может идти бесшумно на скоростях до 20 узлов), скорости (более 35 узлов в погруженном состоянии) и маневренности. Глубина погружения у Seawolf 600 м. против 450 у более старой 688(I). Зато 688(I) рассчитана на длительные походы под полярным льдом и способна проламывать лед. Вообще, арктические миссии обещают стать весьма интересной частью игры. В целом, различия в технических характеристиках, бортовых системах и вооружении определяют свою тактику для каждой из трех субмарин.
Как положено в хороших симуляторах, у пользователя будет возможность выбрать уровень сложности. При максимальном реализме, как и на настоящей подводной лодке, полагаться придется исключительно на показания приборов (всплытие с подъемом перископа - скорее исключение, чем правило, ибо демаскирует подлодку; по этой же причине обычно не применяют и активный сонар). Причем показания эти далеко не столь однозначны, как, например, в авиасимуляторах. Вот как выглядит типичная охота за целью. Сначала с помощью гидрофонов засекается звук. Для того чтобы определить источник этого звука, расстояние до него, а также его курс и скорость движения, подлодка должна совершить несколько маневров, чтобы акустик мог прослушать звук с разных углов. Попутно по характеру звука определяется тип цели. Все это требует времени, умения и определенной доли удачи. Как характер цели, так и ее местоположение могут быть определены неправильно, и в этом случае никакое самое современное вооружение вам не поможет. Впрочем, не будем забывать, что подводная лодка - это не истребитель, управляемый одним человеком, и AI ваших помощников должен оказать вам посильную помощь.
Разработчики обещают совместить детальное моделирование работы приборов с простотой интерфейса. Многие приборы будут выглядеть одинаково на разных лодках, что, на мой взгляд, не есть хорошо. Русских надписей на "Акуле" мы, к сожалению, не увидим (а жаль - могли бы сделать опциональные панели), зато русскую речь, и притом качественную (надеюсь, озвучивали наши соотечественники) должны услышать. Вообще звуковое сопровождение в игре обещает быть на уровне - от щелчков тумблеров до гула моторов и звуков лопающихся пузырей.
Графика также вполне на высоте, включая, разумеется, трехмерные виды с внешних камер, как надводные, так и подводные (и подледные в том числе). Всего в игре будет более 250 детально смоделированных трехмерных объектов, включая мирные и военные корабли разных стран, морскую авиацию и айсберги. Плюс красивые взрывы и различные мелкие, но приятные эффекты, вроде брызг, появляющихся на линзе перископа.
Многопользовательская игра включает как баталии друг против друга, так и кооперативный режим. Здесь тоже возможны различные уровни реализма, в частности, могут быть отключены внешние 3D-виды, так что капитанам подлодок, как и в реальной жизни, придется полагаться только на показания приборов.