И Вселенная содрогнулась от их тяжелой поступи... Поклонники, знающие каждую страницу их многотомной истории, ждут этого момента с нескрываемым нетерпением, ведь с каждым разом они становятся все краше и реалистичнее. Встреча с ними всегда обещает обернуться очередными бессонными ночами, пьянящим вкусом побед и горечью поражений, гордостью от обладания невиданной мощью и ни с чем не сравнимым чувством единения человека и машины. И хотя большинство людей считает их не более чем монструозными механизмами, плодами постапокалиптического развития нашего бедного мира, на самом деле они... но тише, тише... я уже слышу тяжелую поступь за горизонтом... они идут. Приготовьтесь, Мехи идут!
На сей раз встреча с этими выдающимися двуногими машинами ждет нас в, так сказать, несколько облегченном варианте. Игровой небосклон не озарится светом очередного пришествия звезды по имени MechWarrior, мы увидим лишь небольшую толику его света, отразившегося в стратегическом зеркале и принявшего затейливый облик игры Mechcommander 2.
Цифра два однозначно наводит на мысль, что с этой игрой мы уже должны были встречаться, но даже если сие стратегическое воплощение вселенной BattleTech Вам абсолютно неизвестно, выход второй части как раз и дает серьезный повод, наконец, исправить эту оплошность.
Итак, для тех, кто не в курсе, маленькая вводная информация. Игра Mechcommander позволяет Вам вести тактические действия с использованием сокрушительных боевых машин будущего - Мехов. В отличие от своего старшего брата (MechWarrior), поучаствовать непосредственно в боях, так сказать, "посидеть за рулем", Вам, увы, не дадут, а значит, основной задачей станет планирование, отдача приказов и наблюдение за действиями компьютерных подопечных. Игру можно было бы смело отнести к классике жанра RTS, если бы не полное отсутствие ресурсно-строительных действий, стандартная структура модификаций Мехов и т.п. не типичные для этого жанра особенности. Не углубляясь в дальнейшие подробности, можно сказать, что Mechcommander тактическая игра, базирующаяся на идеях и персонажах вселенной BattleTech.
Поэтому, не растекаясь дальше мыслью по древу, сразу перейдем к обсуждению тех радостей, которые приносит нам за пазухой вторая часть игры. А, поскольку радостей этих довольно много, думаю, что оставшаяся часть статьи будет более содержательной и интересной.
Начнем с тактических новаций. Главная среди них - полное отсутствие Fog of War на всей тактической карте. Отказ авторов от такого стандартного для RTS приема дает игроку отличный шанс превратить эту игру в действительно тщательно запланированное действо. Тут к Вашим услугам и использование особенностей местности, и проведение разведок, и нестандартные маневры.
Кстати о маневрах, большинство миссий спланированы именно так, что пытливый стратег всегда сможет найти изящный способ их прохождения, и не будет вынужден применять лобовую тактику. Так, уже буквально в третьей миссии, при атаке на вражеский, и замечу весьма укрепленный, лагерь при наличии в арсенале Меха, оборудованного Jump Jet, можно выиграть более чем изящно. Стоит лишь "пропрыгать" по небольшим островкам к тылу базы, запрыгнуть через стену и захватить пункт управления артиллерией. Видели бы Вы смятение противника, когда все стационарные орудия начали буквально выкашивать защитников, казавшейся до этого неприступной крепости. Безусловно, можно было атаковать этот бастион и в лоб, причем при должной сноровке такая атака далеко не безнадежна, но поиск изящного пути всегда забавлял лично меня гораздо больше.
Естественно, что отсутствие "тумана войны" открывает вашему взору только местность и основные постройки на ней. Чтобы определить месторасположения противников придется еще серьезно попотеть. И здесь неоценимую помощь приносят роботы, оснащенные радаром. Иногда только ради этого ценного прибора приходится брать в бой маленького и почти беспомощного Меха.
Его помощь в планировании операции оказывается просто неоценима. Радар помогает вычислить месторасположение вражеских сил задолго до момента вступления в визуальный контакт. Более того, опытные пилоты, применяя этот прибор, могут определить не только дислокацию противника, но и его характеристики (вплоть до класса вражеского Меха). Таким образом, большое скопление точек на радаре может оказаться невинным танковым батальоном, который вряд ли окажется серьезной помехой Вашим бойцам, в то время как одиноко стоящий тяжелый Мех, наверняка попортит Вам много нервов.
Кроме бортовых радаров для разведки мест скопления противника можно воспользоваться маленьким радарным разведчиком (Sensor Probe), который, будучи выброшен в любое место на карте, на время даст четкую картинку расположения вражеских сил. Однако этот способ разведки уже далеко не бесплатный и относится к разделу Support, о котором я незамедлительно Вам расскажу.
На каждую миссию Вам, как командиру, выделяется определенное количество resource point'ов, причем, эти виртуальные единицы никак не коррелируются с деньгами (так называемыми, c-bills), которые можно использовать между миссиями. В рамках этих "средств" Вы можете получать различную техническую и военную помощь на протяжении только текущей миссии. К такой помощи относится уже упомянутая Sensor Probe, Air Strike (сильно помогающий при штурме укрепленных районов), Repair Truck (способный ремонтировать ходовую часть Ваших героев прямо на поле боя), Scout Copter (еще один дополнительный вид разведки и "заманивания" противника) и несколько других видов.
Пополнить запасы этих RP можно только на поле боя, захватывая склады или грузовики, груженые "добром" противника. При этом нужно помнить, что никакая экономия здесь не является необходимой, поскольку resource unit'ы не переходят из одной миссии в другую. Хотя все же есть один легальный способ преобразовать их в деньги, и о нем я сейчас Вам расскажу.
Среди различных средств полевой поддержки есть так называемый Salvage Craft, который позволяет Вам захватывать поврежденных и покинутых пилотами роботов противника прямо на поле боя. Стоит такая услуга не слишком дешево (10'000 RP), но зато позволяет моментально (и на халяву с точки зрения глобальных финансов) получить в свой "автопарк" нового робота. Естественно, что в большинстве случаев захватывать стоит лишь наиболее продвинутые модели противника, но иногда есть смысл просто потратить все RP, чтобы потом продать лишних роботов и заработать немного дополнительной "капусты".
Но что это я все о боях, да о боях. В сражениях проходит лишь две трети всей игры. Оставшуюся же треть Вы с большим, я думаю, удовольствием потратите на модернизацию боевого парка роботов. Хоть авторы и упростили этот процесс (почти до безобразия), исключив из моделей роботов специальные ячейки для того или иного вида оружия (теперь все пушки валятся в одну кучу на манер Inventory в Adventure), процесс экипировки по-прежнему остается творческим и захватывающим. То любимая пушка не проходит по весу и приходится срочно сбрасывать лишнюю броню в угоду огневой мощи, то замечательный лазер зашкаливает тепловой баланс и нужно выкраивать дополнительное место под Heat Sink, то... да мало ли в этом процессе нюансов, всех и не опишешь.
Кроме того, для каждой миссии приходится довольно вдумчиво отбирать и сам состав Мехов. Мало того, что допустимый вес на посадочном модуле жестко ограничивает Вас сверху, так еще, исходя из задач миссии и рекомендаций дальней разведки, приходится иногда брать более слабых, но очень полезных роботов с Jump Jet'ами или радарами, способных обеспечить свободу маневра в бою, а не только огневую мощь.
Но и это еще не все. Помимо боевых машин в Вашем распоряжении оказывается еще и штат пилотов. Причем все они имеют индивидуальные характеристики, повышают свой ранг от боя к бою, могут иметь дополнительную специализацию на определенных боевых умениях, одним словом, подбор персонала - тоже оказывается задачей творческой.
Таким образом, общая картина игры складывается весьма заманчивая. Если дополнить ее еще прекрасной, хоть и несколько завышено требовательной к ресурсам, трехмерной графикой, то может показаться, что перед нами очевидный шедевр. Однако есть несколько НО, о которых я не могу умолчать.
Самое большое из них заключается в том, что с каждой новой создаваемой игрой во вселенной BattleTech свобода (в высоком смысле этого слова) приобретает все более искусственный вид. И Mechcommander 2 служит ярким подтверждением этого тезиса. Все развитие игры катится по заранее проложенным авторами рельсам сюжета. Хоть иногда нам и дают несколько миссий на выбор, но, как правило, приходится проходить их все, и я бы не сказал, что порядок прохождения может хоть как-то повлиять.
Можно по-разному экипировать роботов, сажать в них разных пилотов, но если Вы думаете, что эти манипуляции внесут серьезные изменения в тактику боя, то Вы, скорее всего, идеалист. Это просто конструктор, который очень забавен и приносит в игру дополнительный fun factor, но его истинное назначение давно уже утратило изначальный смысл, когда каждая модификация могла сыграть роковую роль как на пути к победе, так и наоборот.
Достаточно, например, заметить, что полностью пропал из игры процесс ремонта роботов между миссиями. Неважно, в каком виде Вы привели своих Мехов из боя, уже к следующей заварушке они будут автоматически стоять в ангаре, блистая броней, как новенькие, а главное - все это произойдет совершенно бесплатно...
К сожалению, следующие не слишком лестные слова стоит сказать в адрес AI. Не подумайте, что искусственный интеллект в игре плох, просто он обычный, стратегический, и этим все сказано. В боях между роботами, существует масса специфических приемов, из которых обычно и строится тактика. Здесь же противник ведет себя весьма предсказуемо, попадается на стандартные RTS-уловки в виде засад и заманивания в них врагов пробежками туда и обратно.
Кроме того, иногда происходят просто чудесные ступоры. Помните, выше я описывал обходной маневр в тыл противника с использованием Jump Jet. Так вот, мой робот после успешного захвата артиллерии быстро ретировался из зоны поражения. А два Меха противника, пытавшиеся его атаковать, впали в натуральную "кому", т.к. прыгать они не умели, а механизм pathfinding'а явно дал сбой. В таком замершем состоянии их и нашли мои наступающие силы. И более того, даже когда эти истуканы попали под огонь, их AI не изменил своему упорству ни на минуту, так они и умерли, не поняв, что же происходит вокруг.
Что же сказать в качестве выводов. Игра Mechcommander 2 займет вполне достойное место среди тактических игр в жанре RTS. Если воспринимать ее как игру именно такого направления, то она заслуживает весьма высоких оценок и похвал. Если же пытаться воспринять ее как одно из воплощений вселенной BattleTech, то с этой точки зрения она, скорее всего, покажется слишком упрощенной. И хотя, лично я ожидал от нее явно более серьезного подхода, проведя за игрой несколько долгих вечеров, я получил вполне достаточную долю удовольствия, чтобы не остаться разочарованным.