"- Да, Вы же Цусиму просрали...
- Зато я Муданзян брал!"
Из фильма "Небеса обетованные". Каждый народ имеет свои исторические корни и свои особенности, но наверняка без преувеличения можно сказать, что и прошлое и современность Японии представляются нам европейцам наиболее экзотичными. Страна, достигшая такого невиданного уровня экономического развития, не может не привлекать к себе внимания. А посему любой экскурс в ее историю может оказаться не только просто любопытным, но и весьма познавательным. А уж если это "путешествие" нам предлагают пережить не в качестве стороннего наблюдателя, а став непосредственным участником событий, то это вдвойне интересно. И именно это нам с Вами удастся сделать в новой стратегической игре - Shogun: Total War.
Средневековая Япония была разрозненной феодальной страной. Разбитая на десятки провинций, она оказалась очагом междоусобных войн различных кланов за тотальное господство. И нам с Вами как раз предстоит возглавить один из этих кланов и попытаться объединить всю Страну Восходящего Солнца под его знаменами.
Шестнадцатый век был очень интересным и в тоже время жестоким периодом в истории. Интриги, тайные убийства и открытые военные столкновения были вещами само собой разумеющимися. Каждый старался достичь своей цели любыми возможными путями, а лозунг "Цель оправдывает средства" можно было смело вынести на знамя любого из кланов.
Выбор стороны, за которую Вы будете играть, во многом определит все дальнейшие методы борьбы. Часть кланов славится своими воинами, сила и мораль которых дает неоспоримые преимущества в открытых столкновениях, другие же делают упор на "тайные операции", воспитывая Ninja, непревзойденных шпионов и убийц. Какой путь Вам больше по душе? Я не знаю. Но для себя я избрал второй.
Вся игра разбивается на два сильно отличающихся по смыслу этапа - стратегический и тактический.
На первом, подобно настольной игре, перед Вами простирается вся карта Японии. Она похожа на большое лоскутное одеяло, разделенная на десятки провинций. Часть из них исконно принадлежит Вашему клану и приносит ежегодный доход, остальные же, либо нейтральные, либо уже подчинены другим кланам.
На этом этапе торопится некуда, т.к. он реализован в Turn-Based форме. Каждый ход охватывает один сезон (лето, осень, зиму или весну). В это время Вы можете перегруппировать и передислоцировать свои войска, начать какое-либо строительство или заняться дипломатией.
Все происходит в той же близкой к настольной манере. Каждая боевая единица отображается фишечкой на карте. За один ход ее можно переместить не далее чем на соседние с текущей провинции. Причем если Вы попытаетесь ввести войска на территорию противника, то ему придется обязательно объявить войну, в то время как шпионы (Ninja, например) могут перемещаться куда угодно беспрепятственно.
Кстати, предварительная засылка шпионов перед атакой является не только желательной, но в большинстве случаев и необходимой. Т.к. только при этом у Вас появится информация о реальной численности обороняющихся войск. А, не зная численности противника, в Shogun победить вряд ли удастся. Кроме того, натренированный Ninja может убить главнокомандующего вражеских войск непосредственно перед атакой, что снизит их моральный дух и даст Вам дополнительные тактические преимущества.
Кроме перемещения уже созданных войск, на этом же этапе можно начать тренировку новых. Для этого в провинции должен быть построен замок и соответствующие роду войск сооружения (Bow Dojo, Sword Dojo, Horse Dojo или Spear Dojo). Каждый вид воинов требует разного количества денег и времени для "производства" (тренировки), поэтому целесообразно создать несколько провинций с развитой военной инфраструктурой, чтобы иметь возможность быстро наращивать численность войск.
Часто Вам придется оставлять часть своих солдат во вновь захваченных провинциях с целью предотвращения бунтов, которые весьма вероятны сразу после захвата. Именно поэтому нужно иметь в тылу стратегический резерв (даже не очень опытных солдат), который можно ввести на оккупированные земли, а опытных бойцов направить на дальнейшую экспансию.
Также к стратегической части относится и строительство. Здания, которые могут быть возведены в каждой провинции, можно условно разделить на три категории: военные (о которых говорилось раньше); политические (например, Geisha house или Tranquil garden), для тренировки шпионов, дипломатов и т.п.; и экономические (например, Port), повышающие денежные доходы от провинции.
По прошествии года все провинции платят дань своему господину. И именно эти средства составят основу Вашего бюджета в ближайшие четыре сезона. На них Вы сможете развивать свою армию и обустраивать провинции.
В целом этот этап требует весьма неторопливого подхода. Практически никакие действия "нахрапом" здесь не проходят. Даже если Вы нападаете на силы противника, гораздо меньшей численности это еще совсем не означает победу. В 9 случаях из 10 вражеский генерал не даст Вам бой, а отступит на время для перегруппировки, но уже в следующем туре можно ожидать от него достойного ответа. Поэтому "будьте мудры и неторопливы", вот основная заповедь.
После завершения "стратегической части" Вы, как и принято, нажимаете кнопку "конец хода" и следите за действиями противников (и союзников, если таковых заведете). Именно в этот момент могут возникнуть реальные боевые столкновения, приводящие нас ко второй, тактической части игры. Правда, не всегда нужно самому управлять боем. Компьютер предложит рассчитать исход предстоящей битвы автоматически (как это происходило в игре Warlords, например), но, как правило, пользоваться этой возможностью стоит только при значительном начальном перевесе сил. Во всех остальных случаях гораздо эффективнее провести бой самостоятельно.
Итак, поговорим о тактических поединках (а точнее о битвах, т.к. при такой численности противоборствующих войск этот термин ближе). Здесь мы попадаем практически в другую игру. Если попытаться найти аналог происходящего, то, пожалуй, ближайшим родственником я назвал бы игру Warhammer: Dark Omen.
Самым существенным отличием Shogun оказывается численность войск, находящихся под Вашим руководством. Если в Dark Omen счет шел на десятки и сотни, то здесь нас ожидает уже следующий порядок чисел - сотни и тысячи. Да, да, не удивляйтесь, даже в самом начале своей карьеры меньше 200 человек с каждой стороны в битвах Вы не встретите. А максимально возможное число, названное авторами игры, это 5'000!
Естественно, что основная война здесь позиционная. Т.е. зачастую выигрывает не тот, у кого войск больше, а тот, кто сумел правильно построить тактику имеющихся сил на данной местности. Вот Вам два примера.
В первом случае мои войска в только что захваченной провинции подверглись атаке превосходящих вдвое сил врага, пытающегося вернуть свою исконную территорию. Но к счастью, провинцию разделяла на две половины река, и моя оборона находилась на одной стороне, а противник наступал с другой. Единственный маршрут лежал через довольно узкий мост. И вот на нем-то как раз, под градом стрел моих лучников, и полегло огромное количество неприятельских сил. А всего-то требовалось заблокировать копейщиками выход с моста и грамотно расставить лучников. Потеряв около 40% личного состава, нападавшие с позором отступили.
Второй пример радикально противоположный. Тут уже я полез в атаку. Казалось бы, сил было много: 120 копейщиков и 120 лучников. Итак, я высадился на вражеской территории, но сразу сопротивления не встретил. Делать нечего, построив войска в походный порядок, я двинулся на поиски врага. В результате, мои воины прошли пешком почти всю провинцию и, естественно, достаточно сильно устали. И вот тут как раз и появился враг. Им оказались лучники противника, затаившиеся в лесочке на холме. Попав, под град вражеских стрел, мои измотанные длительным маршем войска не только оказались не в состоянии атаковать, но и с позором бежали с поля боя. А ведь по данным разведки, численность противника в этой провинции была в почти два раза меньше числа моих войск.
Надеюсь, эти два примера достаточно красноречиво показали Вам, что назвать эту игру RTS в привычном смысле слова практически нельзя. Уж больно здесь все по настоящему и никакое численное превосходство не позволит Вам пренебречь тактикой.
Что ж, общую картинку я нарисовал, теперь обратимся к деталям.
Всего в вашем распоряжении может находиться около 15 различных родов войск, отличающихся как вооружением, так и боевым опытом. После каждой битвы выжившие воины получают "очки опыта", которые помогают им более стойко переносить "тяготы военного быта". Прошедшие несколько битв войска с большим упорством противостоят атакам противника, реже самопроизвольно обращаются в бегство и на них проще положиться в бою (т.е. ими проще управлять).
По видам войска подразделяются на кавалерию, копейщиков, меченосцев (самураев) и лучников. На более поздних этапах игры появится еще и войска с огнестрельным оружием (мушкеты и аркебузы), которое не является исконно японским, а привезено в эту страну голландцами.
Каждый род войск имеет свои характеристики и назначение в бою. Так никто не противостоит кавалерии лучше копейщиков, а лучники практически беспомощны в рукопашном бою и т.п. Эти принципы надо тщательно учитывать, выбирая боевые построения и планируя атаку или оборону.
Для лучшего осмысления текущей ситуации в игре предусмотрена "интеллектуальная пауза", во время которой Вы сможете спокойно осмотреть происходящее на поле боя и дать дополнительные команды войскам.
И надо сказать, что такое дополнение игрового процесса отнюдь не выглядит лишним, потому что AI противника находится на очень достойном уровне и может преподнести Вам массу сюрпризов. Авторы утверждают даже, что в процессе игры AI будет изучать Вашу тактику ведения боев и стараться найти ей противодействие. Не уверен, что это действительно так, но в каждом бою я получал вполне адекватный отпор, и часто менял свою тактику, особенно в зависимости от местности и сезона.
Кстати, о погодных условиях. Выбор правильного дня для атаки (а его игра Вам предоставит), иногда может сыграть очень важную роль. Так в дождливую погоду враг не сможет применять огнестрельное оружие, да и эффективность лучников значительно снижается. В такую погоду часто могут оказаться удачными даже лобовые атаки на стан врага. А зимой, например, войска устают сильнее, чем в летний период. И еще множество подобных нюансов, которые я лучше предоставлю выяснить Вам самим.
К сожалению, за кадром игры остался такой интересный момент, как осада замков. Осада происходит только в стратегическом режиме, а когда у осаждаемых кончаются припасы, они пытаются прорваться. Но это все тот же обычный тактический бой (разве что на местности Вам покажут замок). Никаких тебе осадных машин, катапульт и т.п., а жаль, это было бы, наверное, интересно. Возможно, что в Японии такие методы осады просто не практиковались, и все дело в этом, я точно не знаю...
И несколько слов о графике. Вся местность в тактической части игры полностью трехмерна, но, к сожалению, войска и деревья - спрайтовые. Нельзя сказать, что это сильно портит общее ощущение от игры, т.к. в процессе боя часто некогда следить за красотами, но в свете последних 3D стратегий уже хотелось бы видеть все в объеме. Например, когда камера приближается к лесу и передо мной возникает совершенно плоское дерево или при построении часть войск повернута строго лицом, а часть строго боком, это несколько раздражает.
Правда, в большинстве случаев вся игра идет достаточно на большом удалении камеры, когда все эти придирки можно смело отбросить в связи с мелким масштабом. Видимо, авторы на это и рассчитывали, стараясь таким смешанным подходом к графике снизить системные требования к игре, а за это большинство игроков скажет им только спасибо.
Все события, описанные мной в этой статье, рассказывают Вам о режиме Campaign. Естественно, что им игра не ограничивается. Кроме него есть очень обстоятельный режим Training, призванный обучить Вас всем тонкостям управления войсками. Есть режим Historical Battles, позволяющий поучаствовать в реальных сражениях, с заранее расставленными войсками. И, конечно же, Skirmish режим, в котором Вы сможете сами выбрать местность, погоду, силы противника и собственные войска.
Не обойдены стороной и сетевые баталии, так что, отточив свое стратегическое и тактическое мастерство, Вы сможете померяться силами с реальными противниками.
Вывод. Игра Shogun: Total War не только затрагивает очень интересную историческую тематику, но и демонстрирует серьезный стратегический и тактический элемент. Она отнюдь не является однодневкой, и скорее может быть рекомендована как серьезное занятие, чем как легкое времяпрепровождение. Посему сначала спросите себя, готовы ли Вы к "тотальной войне", а уж только потом решайтесь вступить в нее...
797 Прочтений • [Shogun: Total War ( Demon )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]