Знайте своего врага, знайте себя -
и вы не будете знать поражений.
Сун Цу, "Искусство войны" Компания Electronic Arts работает над игрой, которая может стать настоящей сенсацией в мире стратегий. Ее оригинальность начинается уже с темы - согласитесь, не каждый день появляются игры, посвященные средневековой Японии. Даже сами японцы предпочитают выпускать игры на западный манер. А меж тем это была интереснейшая эпоха, и похожая, и отличавшаяся от эпохи европейского рыцарства.
Предполагается, что предки современных японцев пришли из Китая, вытеснив коренное население островов - народ айну. К IX веку японская культура была уже полностью самостоятельной, уйдя от своих китайских корней. В этот же период произошли серьезные изменения в социальном устройстве страны. Императоры фактически потеряли власть, став чисто номинальными фигурами. Управление страной перешло в руки придворных, в особенности в этом преуспел клан Фудживара. Дальнейшее ослабление центральной власти привело к расколу страны на провинции, находившиеся под властью крупных феодалов (даймё), враждующих между собой. На своих землях они обладали фактически всей полнотой власти, но, как обычно, им было этого мало, и феодальные армии то и дело вторгались во владения соседей...
В это время сформировался класс самураев, имевший ряд сходных черт с европейскими рыцарями. Изначально самураи командовали пехотой - причем, в отличие от рыцарей Европы, и сами при этом оставались на своих двоих. Так же, как и в рыцари, в самураи могли произвести за боевые заслуги. Карьера самурая означала служение своему, по-европейски говоря, сеньору - императору или феодалу. Причем служение это было не просто контрактными отношениями - в соответствии с самурайским кодексом чести, оно становилось воистину смыслом жизни. Сам по себе класс самураев не был аристократическим, хотя среди самураев были и знатные особы, некоторые даже вели свое происхождение от родственников императора - но изгнанных от двора и вынужденных устраивать свою жизнь на более простой манер. Однако, по мере ослабления центральной власти и роста феодальных междоусобиц, самураи начинали оказывать все большее самостоятельное влияние на большую политику.
Действие игры относится к XVI веку. Это был период Сенгоку Джидай - эпоха гражданской войны. Лидеры могущественных кланов вели друг с другом многолетнюю борьбу не на жизнь, а на смерть, стремясь занять положение сёгуна - военного диктатора Японии. Их армии в это время имели следующую структуру. Наиболее массовой силой в пехоте были ашигару - набиравшиеся из крестьян стрелки, изначально вооруженные луками, а в более позднее время и мушкетами. (Огнестрельное оружие проникло в Японию из Европы вместе с христианскими миссионерами - последнее обстоятельство тоже находит отражение в игре.)
Самураи, в свое время также использовавшие луки, к этому времени отказались от них, переложив функцию стрелков на ашигару, и совершенствовали свое мастерство во владении мечом и копьем. Самураи формировали авангард пехоты и наступали при поддержке стрелков; копейщики прикрывали фланги. Существенная роль принадлежала также кавалерии, проводившей стремительные рейды. У самурайской армии существовало много боевых формаций, предназначенных для разных тактических ситуаций; благодаря железной дисциплине, войска перестраивались быстро и эффективно. Копейщики были наиболее эффективны в строю, а когда при столкновении войск ряды смешивались, наступал черед самурайских мечей.
И вот теперь самое время сказать о потрясающих возможностях движка, делающих битвы в Shogun: Total War самыми реалистичными из всего, что мы видели. Количество сражающихся может доходить до 5000 - вполне реальное число для феодальных армий - и... каждый из них смоделирован отдельно! Такого еще не было. Были либо сражения между небольшими отрядами, как в Myth, либо - между армиями, в которых минимальной боевой единицей был юнит, символизирующий собой как минимум взвод или роту. И вот теперь у нас будут по-настоящему большие армии, состоящие из отдельных солдат. Причем каждый из них не просто отображается визуально, но и имеет индивидуальные характеристики - силу, опыт, боевой дух и т.п. В общем, как в жизни.
Естественно, подобный подход порождает чрезвычайно высокие требования к AI. Тысячу бойцов за ручку водить не будешь, к тому же бои происходят в реальном времени, так что соображать они должны быстро. И похоже, что разработчикам удалось успешно решить эту задачу. Все эти тысячи бойцов не путаются в трех соснах (или вишнях?) и друг друге: они благополучно находят дорогу на пересеченной местности, не стреляют по своим (если им явно не приказано обратное), не стоят на месте, спокойно глядя, как их атакуют. Не существует универсальных приемов, которые будут срабатывать у вас всегда: компьютерные оппоненты учатся на собственном опыте и подыскивают противодействия вашей прошлой тактике; это достигается благодаря использованию нейросетевых технологий.
Естественно, реализма игре добавляет и превосходное качество графики. Взгляните на эти плавные холмы, на эти деревья, пагоды, небо, наконец, на сами армии - это больше напоминает фильм, чем компьютерную игру. Вы можете разворачивать изображение под любым углом и масштабировать в широких пределах - от армий до индивидуальных солдат. Игру будут сопровождать также видеовставки, напоминающие сцены из фильмов Акиро Куросавы.
В игре представлены 8 противостоящих друг другу феодальных кланов, которые возглавляют их исторически достоверные лидеры - Чосокабе Куничика, Хожо Ужицуна, Имагава Йошимото, Мори Мотонари, Ода Нобухайде, Шимазу Такахиса, Такеда Нобутора и Юсуги Томооки. Причем борьба между ними разворачивается не только на военном, но и на дипломатическом поприще. На официальном уровне вы можете заключать союзы, предъявлять ультиматумы и т.п., а на неофициальном - подсылать противникам шпионов и наемных убийц. При этом, разумеется, и другие даймё будут применять подобные методы в отношении вас. В средневековой Японии фанатичный культ чести удивительно сочетался с коварством и предательством.
Никакая война невозможна без опоры на крепкий тыл, и в этой игре, как и во многих стратегиях, победа будет зависеть не только от ваших полководческих талантов, но и от вашей способности разумно управлять подконтрольными провинциями. Как обычно, вам придется распоряжаться ресурсами, строить здания разного назначения и тренировать там бойцов и других полезных специалистов по борьбе с вражескими кланами.
Из воинов вы сможете производить (Ржевский, молчать - солдатами не рождаются, солдатами становятся) легковооруженных самураев (оснащены мечом и луком), яри ашигару (стандартная легкая пехота, вооруженная длинными копьями - яри), яри самураев, легкую самурайскую кавалерию (вооружены мечом и луком), воинов-монахов (ставили на своих позициях портативный храм, что смущало противников из числа буддистов - но не христиан), теппу ашигару (стрелки, вооруженные аркебузами - грозная сила на расстоянии, но почти беспомощны в рукопашной), тяжеловооруженных самураев, оснащенных алебардами-нажината (кстати, совсем не похожими на европейские алебарды, т.е. боевые топоры; японская нажината - это скорее короткий изогнутый меч на длинной деревянной рукоятке), тяжелую самурайскую кавалерию (прочные доспехи и мечи делали их атаки практически неотразимыми), самураев, вооруженных двуручными мечами но-дачи, мушкетеров (те же теппу ашигару, но с более совершенным, нежели аркебузы, оружием) и, наконец, тайшо - генералов.
Теперь перечислим тех, кто не состоит в действующей армии, но порою может принести не меньше пользы, чем целые полки. Это эмиссары (самураи-дипломаты), христианские священники (эффективны в качестве эмиссаров при посылке к даймё, принявшим христианство), ниндзя (ну, тут все понятно - шпионы и убийцы; их целями могут быть эмиссары, командиры частей, тайшо и сами даймё - естественно, чем выше ранг потенциальной жертвы, тем меньше шансов на успех), гейши (посылаются к вражеским даймё с дипломатическими миссиями, но при этом - превосходные шпионки и убийцы) и, наконец, глава христианской церкви в Японии - он может быть только один на всю страну, так что вы не можете "построить" своего, если кто-то из противников вас опередил; имеет огромное влияние на даймё-христиан, однако уязвим для атак ниндзя.
Помимо полномасштабной кампании, в которой вы начинаете с одной провинции и должны покорить всю Японию, можно играть в режиме отдельных исторических миссий. Сетевая игра поддерживает Интернет, локальную сеть и даже игру по е-мэйлу (вот последнее непонятно - с real-time это никак не сочетается; должно быть, в этом режиме результаты битв вычисляются автоматически). Правда, играть друг с другом по сети смогут лишь двое игроков.
В общем, Shogun: Total War обещает стать новым этапом в развитии стратегических игр. Выход игры планируется на зиму 2000 года.
695 Прочтений • [Shogun: Total War ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]