Трудно быть богом (почти фантастическая история)."Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил".
А. Сент-Экзюпери. "Маленький принц" Как появляются на свет боги? Вопрос этот почти риторический, и не потому, что ответ на него очевиден, а скорее наоборот, потому что его попросту нет. Это таинство природы недоступно взгляду простых смертных. Происхождению этих загадочных существ не посвящают своих курсов профессора в модных университетах мира. О нем Вы почти ничего не найдете в книгах. И только старые тибетские монахи, загадочно улыбаясь в ответ на столь сакраментальный вопрос, могут ненароком выдать обладание этим тайным знанием легкой искоркой в уголках своих бездонных глаз.
И все же можно попробовать выдвинуть свою, пусть и не до конца научную, но все же гипотезу. Состоит она в том, что Бог рождается именно в тот момент, когда на Земле (или в любом другом уголке необъятной вселенной) появляется первый его последователь, говоря простым языком, верующий. И чем больше таких последователей он обретет, тем больше будет его власть и сила, как в небесной, так и в земной сферах.
И до тех пор, пока хотя бы один человек будет продолжать поклоняться этой неведомой силе, она будет существовать и воздействовать на окружающий мир. Увы, уже не во власти верующих будет решать, какой станет эта сила - злой или доброй, черной или белой. Родившись однажды по странному стечению обстоятельств, Бог начинает свою собственную жизнь, которая может принести в мир создавших его прихожан любые оттенки цвета.
Итак, момент истины настал. Вам, мне и любому желающему, прямо сейчас, предлагается занять внезапно возникшее (и до сей поры вакантное) новое рабочее место Бога. Готовы ли Вы взвалить на себя весь груз ответственности и в то же время получить почти не ограниченную власть над своими прихожанами? Готовы ли нести в их мир плоды процветания и благости или же наоборот, твердой рукой сеять зерна смерти и разрушения? Готовы ли Вы вначале ощущать свою беспомощность в практически элементарных ситуациях, чтобы потом вершить божий суд одним мановением руки? Готовы ли скрупулезно познавать законы чужого мира, чтобы уметь править им в полной мере?
Если ответ на эти вопросы не вызывает у Вас колебаний, то можете смело вливаться в компанию Богов и чувствовать себя в ней равноправным партнером, не утруждая себя чтением дальнейших строк. Для тех же, кто еще колеблется, я чуть приоткрою завесу тайны и покажу небольшую толику того, что в реальном игровом мире с недавних пор носит гордое имя "Black & White" (B&W).
Стараясь дать Вам, дорогой читатель, представление об этой весьма неординарной игре, многие обозреватели прибегают к одному весьма нехитрому приему. Они пытаются раздробить мир B&W на несколько частей, сравнивая каждую из них с какой-нибудь известной игрой того или иного жанра. Рецепт такого коктейля, как правило, оказывается весьма пестрым: начинается все, непременно, со ссылки на одно из первых творений Питера Молину "Populous", дальше плавно приплетаются "Sims" или "Settlers", вся эта смесь сдабривается упоминанием "Creatures" (или "Тамагочи", на худой конец), а для украшения блюда используется аж "Mortal Combat".
Если приглядеться, то и вправду в B&W можно обнаружить множество схожих черт или заимствований из вышеперечисленных игр. Действительно, все строится на взаимоотношениях Бога и его верующих, приносящих силу и мощь, в виде некой энергии, которую можно превращать в заклинания. Придется заниматься и менеджментом поселений, начиная со строительства зданий и заканчивая распределением жителей по профессиям. Будет и воспитание собственного мессии в образе животного, который потребует и ухода и внимания. Да и драки тоже будут...
Однако попытка оценить эту игру по частям равносильна разглядыванию огромного полотна Айвазовского "Девятый Вал" при помощи лупы. И все дело здесь том, что именно уникальное и потрясающе сбалансированное сочетание всех этих жанров и черт создает ту неповторимую атмосферу, которая заставляет проводить почти каждого пользователя за этой игрой часы и даже дни.
Я постараюсь не повторять эту ошибку в своем рассказе и избежать прямых сравнений при описании B&W. Насколько мне это удастся сделать, Вы узнаете, лишь дочитав эту статью до самого конца...
Роль Бога уже не в первый раз всплывает на игровом небосклоне. Но в данном случае она трактуется весьма неожиданно, и я не побоюсь этого слова нестандартно. Как самому взаправдашнему Богу, создатели B&W не диктуют нам никаких условий и не навязывают стереотипов поведения.
Можно стать нянькой и, обеспечивая маленькие народы продуктами питания и созидательными чудесами, прослыть богом созидания плодородия и счастья. С другой стороны, можно сразу принять "темную стороны силы" и, сея смерть и разрушение, запугать людишек до полусмерти. И тот, и другой путь тернист и сложен, некоторые задачи проще решать силовыми методами, в то время как другие наоборот требуют доброты и терпения.
Никто не запрещает нам как Богу занять и промежуточную, "серую" позицию. В игре B&W все средства достижения цели являются допустимыми, не приветствуется только пассивность. Пассивный Бог, тот который никак не проявляет себя долгое время, постепенно теряет последователей, и плавно умирает. И здесь уже неважно, как Вы станете напоминать своим прихожанам о своем присутствии, засыпая их закрома пшеницей или, сжигая дома огненными шарами, главное периодически освежать их память реальным взаимодействием с земным миром.
И тут как раз на первый план выступает наш Мессия, любимая игрушка Бога, его Creature, воспитанная строго в том ключе, как того пожелал Всевышний. Правильно воспитанное Существо играет в B&W роль бессменного, неутомимого ассистента и приносит неоценимую помощь. Уже ко второму миру, если Вы не пожалеете сил вначале, Ваш питомец может почти полностью взять на себя работу по обеспечению сельчан зерном и лесом, а уж каким фокусам его можно будет обучить потом, я даже рассказывать сейчас не стану.
Не смогу удержаться и все-таки вставлю тут аналогию. Роль Существа в B&W больше всего похожа на роль Computer Assistant в стратегических играх. Главное и самое интересное состоит в том, что "запрограммировать" этого ассистента нам предстоит полностью самостоятельно.
Мощь и интеллект этого, почти беспомощного при рождении, создания растет буквально с каждым часом игры. Вначале его приходится учить всяким смешным мелочам (наподобие, что съесть и где, простите, справлять естественные потребности), но уже вскоре Вы с удивлением обнаружите, что питомец балуется с магией, собирает жителей на "митинги", где проповедует Вашу религию и ведет вполне автономный образ жизни.
Все поведение Существа может быть описано тремя основными законами (подобными трем правилам робототехники А. Азимова):
- Существо никогда не сделает ничего, что может привести его к смерти (даже под влиянием внешних воздействий оно полностью бессмертно и всякий раз возрождается в своем логове около Вашего дворца);
- Существо безоговорочно и слепо любит своего Бога, и все что оно делает, направлено только на то, чтобы ублажить его;
- Существо всегда стремиться воплотить в жизнь все амбиции своего Бога, независимо от их истинной направленности.
Понимая эти нехитрые правила, Вы сможете обучить своего питомца практически всему, что можете делать сами. А для того чтобы этот процесс шел с максимальным эффектом придется использовать специальный "Обучающий поводок", привязывая питомца к своей "длани господней". Находясь в таком положении, Существо старается скопировать все Ваши действия, а, будучи своевременно поощрено поглаживанием, за успешные повторы, быстро усваивает такие уроки.
Естественно, что метод "кнута и пряника" тут никто не отменял, а посему кроме поглаживаний, периодически стоит применять и телесные наказания (шлепки) для акцентирования внимания на том, чего в дальнейшем питомцу делать не следует. Единственно, в чем надо быть внимательным, так это в том, чтобы поощрение или наказание следовало непосредственно за совершением действия. Если Вы опоздаете, то эффект может быть либо просто потерян, либо будет соотнесен совсем с другой моделью поведения (как учит нас г. Павлов, в своем великом биологическом учении).
Для того чтобы правильно и своевременно корректировать поведение питомца, на правах уже почти опытного Бога, очень рекомендую Вам периодически просто наблюдать за своим созданием, оставляя его без всякой привязи (это сделать очень просто, нажмите клавишу "С" и камера сама будет отслеживать все перемещения Существа).
И всегда помните, роль этого милого создания в игре отнюдь не развлекательная, она одна из главных. Чем раньше Вы это осознаете, тем быстрее станете получать удовольствие от своей божественной роли.
Чем еще с самого начала подкупает мир B&W, так это потрясающей дружелюбностью к игроку, как к неопытному, начинающему Богу. Мало того, что все задания на первом острове и еще почти половина на втором представляет собой неспешное обучение азам божественного ремесла. Мало того, что постоянно рядом с Вами находятся два советчика (темный и светлый), предлагающие свои варианты решения той или иной задачи. Мало того, что в специальной комнате Вашего замка, Библиотеке, скапливаются и сортируются по темам всевозможные подсказки и советы (Tips & Tricks), обнаруживаемые по ходу игры. Главное, никто не наказывает Вас за ошибки.
Пока я освоился с управлением, научился грамотно общаться с питомцем и вообще стал хоть немного понимать закономерности мира Эдем, дров я наломал немало. И что вы думаете, переигрывать мне не пришлось, ни одного эпизода. Мир продолжал жить своей жизнью, а я просто, набив несколько шишек, учел свои ошибки и со спокойным сердцем двинулся дальше.
Складывается впечатление, что ни одно неправильное или неразумное с той или иной точки зрения действие, которое игра позволит Вам сделать, вообще неспособно завести B&W в тупик. Просто развитие сюжета либо чуть ускоряется, либо, наоборот, чуть замедляется, вот и все последствия таких поступков. Единственный раз мне довелось воспользоваться функцией Load, и то только потому, что я чуть преждевременно покинул первый мир, не выполнив несколько необязательных заданий.
Кстати, в свете моих последних замечаний, очень интересно обстоит дело и с развитием питомца. Дело в том, что наш подопечный движется только вперед. Т.е. независимо от того, загрузили ли Вы старый вариант игры, вышли на просторы Интернет в перерыве Single play или поиграли в Skirmish, наше Существо может только наращивать свои возможности. Все его характеристики хранятся независимо от Save информации, а значит, его можно попросту "прокачивать", переигрывая определенные фрагменты сюжета или сражаясь по сети.
Признаюсь, когда я впервые обратил внимание на столь необычный подход, я был несколько шокирован, но со временем пришел к выводу, что весь B&W состоит из огромного числа таких новаций и нестандартных подходов, поэтому удивляться тут попросту нечему. Для иллюстрации этого тезиса стоит упомянуть хотя бы возможность подстраивания погоды на Ваших виртуальных островах к погоде на улице (посредством специального погодного сервера Интернет) или именование жителей с использованием информации, хранящейся в адресной книге Outlook (кстати, на первом острове Вы без труда найдете всю команду Lionhead, проживающую в одной из деревень).
Честно говоря, эта игра окончательно убедила меня в мысли, что Богом быть очень трудно. В этой статье я сознательно не останавливался на том огромном количестве деталей, которые можно из нее выловить. Не вошла сюда подробная информация, касающаяся менеджмента деревень, не вошли восхищенные, переходящие в визг, вскрики о графике, нет и подробностей боевой системы. Возникает резонный вопрос - почему?
Пожалуй, тут сыграли роль два важных момента. Во-первых, эта игра вызвала столь широкий общественный резонанс, что о большинстве ее основных деталей Вы, наверняка, уже все читали и слышали далеко не один раз. А, во-вторых, в ней существует столько возможностей для самореализации, что рассказывать о каких бы то ни было частностях, просто не имеет смысла, т.к. у Вас они могут проявиться совсем по-другому.
Я старался нарисовать красивую, яркую, но далеко не проработанную картину, заставляющую Вас обратить внимание на эту весьма неординарную игру. Наполнить этот эскиз теми или иными деталями Вы сможете только самостоятельно. Этот мой набросок не претендует на портретное сходство и должен лишь стимулировать Вас к божественному творчеству. Так что теперь смело берите в руки кисть и наносите на это полотно мазки черной и белой краски, а уж какого цвета в итоге окажется на ней больше, зависит в итоге лишь от Вас.