Сначала я хотел бы отметить, что игра "B&W" очень глубока и многогранна, поэтому пытаться охватить ее всю целиком - трудная задача. Поэтому я попробую осветить только самые основные игровые моменты, касающиеся строительства, захвата чужих деревень, существ, и, собственно, самого прохождения от первого до последнего острова.
Итак, для затравки, как всегда, немного полезных советов.
- По карте легче передвигаться, если вы будете делать закладки у ключевых мест (Ctrl+1, 2...).
- Если у вас есть какие-то вопросы относительно менеджмента в деревне - читайте таблички у зданий, некоторые вопросы отпадут сами собой.
- Прислушивайтесь к потребностям жителей, для этого читайте флаги на складе.
- Если вас атакуют, можете замедлить скорость игры (ALT+1) и попробовать справиться с неприятностью в этом режиме. Ну, а при строительстве будет очень даже не лишним, наоборот, ускориться (ALT+2).
- Если вы хотите, чтобы заклинания "заряжались" быстрее - поднимите повыше тотем в своем городе. При этом не забывайте насыпать достаточное количество еды к месту поклонения у храма, иначе люди там будут гибнуть.
- Перед тем как отправляться на следующий остров, накидайте в портал побольше людей, древесины и еды. Тогда там поначалу будет легче развиваться.
Пожалуй, самым важным моментом в этой игре является управление деревней. Квесты, конечно, хороши, да и с забавным существом побаловаться тоже можно, только все это не стоит и выеденного яйца, покуда вы не освоились со всем деревенским хозяйством. В принципе, никаких особых премудростей здесь нет - нужно сразу построить достаточное количество жилых домов, все гражданские здания (строительный цех, кладбище, детский сад, склад). Потом завалить склад большим количеством еды и дерева. Ну, а дальше направляйте жителей на тот участок работ, который вам наиболее интересен, делая из них то строителей, то хлеборобов и т.д. Если захотите увеличить население, то понастройте побольше домов и заставьте горожан заниматься любовью.
На мой взгляд, увеличение общей популяции в городе - один из самых действенных способов, способствующих безболезненному захвату вражеских деревень. В этом случае границы вашей веры растут довольно быстро, что позволяет вовсю похозяйничать на территории противника, главное не забывайте время от времени оказывать впечатление и на своих подданных тоже. Еще вариант - стройте новый городской центр на самой границе сферы вашего влияния, граница в этом месте чуть расширится, потом новый немного дальше, и так пока не достигните нужного вам места. Не забывайте строить чудеса, они у каждого народа свои и влияют на увеличение разных показателей.
Сам процесс захвата чужого города не особо мудрен. Вам надо посредством своих заклинаний, подкидываний жителей и всяких прочих "божественных" процедур понизить там веру до "0". Можно просто уничтожить всех жителей, тогда вера сама быстренько опустится до нужной отметки. Далее остается только либо захватить уже пустующий городской центр или отстроить там заново свой.
Про зверушек в этой игре можно говорить либо очень долго, либо очень кратко. Я остановлюсь на втором варианте. Итак, существа тут наличествуют по большей части для вашего развлечения. То есть вы можете пройти всю игру, используя свое существо лишь для выполнения нескольких ключевых квестов, а можете посвятить его развитию и воспитанию уйму времени. Выбор за вами.
Вы можете обучать свое существо разным заклинаниям и влиять на его развитие в добром или злом направлении. Колотить его, если оно что-то сделало неправильно или же, наоборот, гладить, если вдруг в чем-то угодило хозяину. Ваше существо бессмертно, поэтому если его убили, то оно снова "проявится" в вашем храме.
При желании вы можете сражаться на арене с существами других богов.
Всего существ в игре 18 штук: обезьяна, чимп, горилла, мандрил, тигр, леопард, лев, лошадь, зебра, корова, белый медведь, бурый медведь, овца, носорог, крокодил, черепаха, волк, огр. Одних вы можете обменять в процессе прохождения игры (помните - вы можете владеть лишь одним), выполняя разные квесты, других придется хакнуть, для третьих имеются специальные патчи.
Прохождение.
Первый остров.
Это по большей части учебный остров, который должен обучить вам самому необходимому в B&W. Пока здесь не все возможности вам будет доступны. На втором острове, кстати, обучение продолжится. Для того чтобы продвинуться по сюжету дальше, вам необходимо выполнять основные квесты, записанные на золотых свитках. Побочные отмечаются серебряными, и их выполнение необязательно. В большинстве случаев награда за выполнение этих мини-квестов будет слишком мала, поэтому подумайте сперва, стоит ли овчинка выделки.
После вступительного ролика идите в деревню. Научитесь двигаться, вращать камеру, потом помогите селянам достроить храм. Для этого переносите их к храму и набросайте к нему требуемое количество дров. Когда храм будет построен, вы можете лезть внутрь и изучать показатели жизнедеятельности деревни, своего существа, менять опции, ну и т.д. Если надоест каждый раз заходить таким способом, то для основных меню есть горячие клавиши.
Для начала неплохо было бы обзавестись собственным животным. Кликните на золотой свиток у здоровенных ворот. К вам выйдет тренер существ и сообщит, что ему надо принести три особых камня. Один вы можете найти слева от залива, если стать лицом к воротам.
Поставьте его на пьедестал. Второй даст женщина в деревне (кликните на золотой свиток над домом) в награду за то, что вы принесете ее брата домой. Он находится в небольшом леске, надо идти по проходу в горах, что слева от ворот. Кстати, вы можете получить свой второй камень, просто разрушив дом, кинув для этого в него обычный булыжник. Таким образом, вы иногда можете выполнять квесты двумя способами: добрым и злым или, если хотите, праведным и неправедным. Я буду останавливаться только на праведном выполнении заданий, поскольку о том, каких тут можно наделать гадостей, я думаю, вы и сами догадаетесь, это не сложно.
Первый путь (советы бородатого старца) приведет вас к тому, что вокруг храма появиться радуга, все вокруг будет светлым, белым и пушистым. Если же будете хулиганить, прислушиваясь к советам чертенка, то есть крушить всех и вся, кушать жителей, бить всем морду напропалую, воспитывать своего отпрыска в агрессивной манере, то в результате курсор измениться на демоническую руку со здоровенными ногтями, храм побуреет и обретет черты хорошо прожаренного дикобраза. Конечно, какого-то одного пути придерживаться довольно трудно, поэтому возможет и третий вариант, то есть нечто среднее между этими двумя.
После того как вы поставите два камня на пьедестал, тренер вам скажет, что третий камень должен вырезать деревенский скульптор. Сперва поговорите с ним, кликнув на свиток, потом принесите ему требуемый для работы камень. Он находится в горах рядом с большим плато.
Третий камень откроет вам доступ в вольер, где можно выбрать одного из трех существ: тигра, корову или обезьяну. Выбирайте внимательно, поскольку у каждого из них свои индивидуальные характеристики, причем существенно отличающиеся друг от друга. Например, обезьяна самая умная, а тигр самый сильный.
Потом поговорите с тренером, принесите существу еды. Далее (новые свитки будут появляться спустя какое-то время) тренер вас будет учить, как водить его на поводке, как привязывать к предметам, как одевать три различных ошейника (исследования, агрессии и сострадания). Отведите существо к большому монстру. Если вы выбрали корову, то это будет огромный козел, если тигра - то лев. Он расскажет вам о своем прошлом хозяине. Следуйте за гигантом дальше, он приведет вас ко второй деревне. Помогите деревенским жителям подправить хозяйство (наносите еды, дров), потом снова поговорите с существом. Оно научит вас драться на арене, победите его в дружеском поединке.
Заберитесь вслед за большим существом на гору и посмотрите, как его испепелит гнев Немезиса, бога, который захотел прибрать всю власть в этом мире к своим загребущим рукам. После этого на вашу деревню падут молнии, все начнет гореть и разрушаться. Появится портал, ведущий в новый остров. Сперва покидайте в него всех людей и ресурсы, а потом прыгайте следом, кликнув на золотой свиток в самом центре.
Серебряные квесты первого острова.
В результате выполнения серебряных квестов вы можете открыть новое животное, получить что-нибудь весьма забавное вроде заклинаний или какого-нибудь пляжного мячика, посмотреть смешную сценку. Некоторые из них будут доступны только после выполнения основных квестов или же других второстепенных. Я перечислю не все, а только те, на которые сам наткнулся.
- Покидайте камни, чтобы сбить камень с верхушки высокого столба.
- Соберите все недостающие поющие камни, проиграйте мелодию.
- При помощи своего существа спасите людей, тонущих в заливе.
- Принесите дрова и мясо морякам у строящегося корабля.
- Соберите всех овец в загон в деревне.
- Приведите свое существо к хижине, что недалеко от корабля. Можно поменять его на волосатую и краснозадую обезьяну. Ну и видок у нее, скажу я вам. Кстати, у этого же торговца вы можете выменивать и других существ, которые появятся у него после установки соответствующего патча.
- Покажите в горах неверующему типу свое существо.
- Убейте в бою охранника Слега (рядом с поляной со "скелетом").
Второй остров.
Вас встретит бог Хазар, который попросит разобраться с Летисом, союзником Немезиса. Он даст вам ученика и несколько чудес. Для начала позаботьтесь о деревне, отстройте храм и прочие строения. Потом кликнете на золотой свиток рядом со своим храмом. Начнется строительство участка поклонения, того места, где впоследствии ваши горожане будут танцевать и прибавлять вам чудеса дров, воды, молний... Для того чтобы повысить количество танцующих, надо поднять тотем в селе повыше, его можно регулировать от 0 до 100 процентов. То есть при "0" все будут работать в деревне, а при "100" - все побегут "дрыгаться" на "танцплощадку".
Скоро рядом с тотемом построится мастерская, в которой будут производиться "ящики-макеты". При помощи них вы можете строить здания: поставите ящик на землю - будет дом, соедините два получиться дом побольше, соедините сразу штуки четыре - будет поле, ну и т.д.
Кликните на золотой свиток у храма. Хазар расскажет, как пользоваться чудесами защиты (поставьте защитный барьер) и нападения (разрушьте огненными шарами пару домиков на островке), что находятся на небольших островках рядом с вашим храмом. Потом вернитесь к дому, где производят макеты, ученик покажет вам чудо леса. Теперь вы можете сами рассаживать леса, когда их все выкорчуют. После этого начинайте завоевывать чужие деревни. Для этого необходимо удивлять жителей, показывая им чудеса или же разрушая дома, хватая людей. В общем, вы должны переманить всех людей в очередной деревне в свою веру, тогда она станет вашей. Летис, кстати, будет всячески этому препятствовать и ставить защитные барьеры. Между делом можете сразиться с его существом.
После захвата деревни Летис уничтожит храм Казара и заберет одну из трех частей вероучения (Creed). После захвата вами следующей деревни он утащит в портал ваше существо. Посмотрите, каков наглец! Вы можете сразу прыгать в портал следом или же сперва захватить последнюю деревню и разрушить храм Летиса. Ныряйте в портал.
Серебряные квесты второго острова:
- Спасите третью деревню от заразы, выбросив отравленное зерно из зернохранилища в море.
- В центре острова решите паззл с перетаскиванием небольшого храма.
- В первой деревне Летиса местные шаманы научат вас приносить жертвы. Можете покидать на алтарь людей, коров, деревья.
- Женщина попросит спасти детей, которые плавают у деревянной пристани.
- "Поющие камни-2". Вам надо найти мелодии, а потом проиграть их на этих камнях. Если вы на стороне добра, то первая мелодия такая: 1, 1, 8, 8, 9, 9, 8, 6, 6, 5, 5, 3, 3, 1, 1. Потом камни превратятся в могильные плиты, вторая мелодия будет так: 2, 3, 2, 1, 2, 3, 4, 5. После этого пойдет снег.
- В деревне, где начинается заснеженная территория, остановите воровство детьми коров.
Третий остров.
Ваше существо приковано к трем каменным столбам, придется освобождать. Для этого нужно, как обычно, захватывать чужие деревни. Но сперва отстройте свой храм, потом позаботьтесь о собственной деревне. Для этого принесите на полянку несколько строителей из окрестных деревень. После захвата первой деревни один из столбов, удерживающих ваше существо, исчезнет. Зато немножко погневается ваш противник и немного пошалит с огнем. Быстро потушите людей и лес, пока они все вокруг не спалили.
После захвата второй деревни исчезнет второй столб и на нее накинется кучка волков. Если вы не успеете их всех переловить (можете поджечь лес, через который они побегут), то тут же и потеряете с таким трудом отвоеванную деревню. Дальше можете особо не волноваться, второй атаки волков не будет.
Захват третьей деревни освободит ваше существо, теперь можете заняться его воспитанием и развитием. Остается атаковать последнюю деревню. Здесь Летис предложит вам сделку: он отдает одну часть вероучения и открывает портал на следующий остров, а вы оставляете его деревню в покое. Ну, а дальше вы сами решаете - сразу прыгать в портал, или же сперва захватить его последнюю надежду на выживание.
Серебряные квесты третьего острова:
- В центре острова есть серебряный свиток. Вам надо следовать за гуру, что живет в храме на горе, так, чтобы он вас не заметил. Это довольно сложно, поскольку если вы будете спешить, то он вас засечет, и все придется начинать сначала. Если же, наоборот, перетормозите, то результат будет тот же самый. В самом конце он придет к своему месту для медитаций и пообещает вам оказать помощь на этом острове. Только я почему-то от него никакой помощи так и не дождался.
- После захвата предпоследней деревни перед горой Летиса появится свиток. В небольшой хижине живет женщина, которая будет возвращать вашим старикам молодость. Это, конечно, довольно интересное предложение, только таскать к ней по несколько сотен жителей из каждой деревни как-то ломает. Лично у меня они и так прекрасно жили и размножались.
Четвертый остров.
Вообще-то, это ваш самый первый остров, только немножко сильно разрушенный. После вашего ухода тут слегка похозяйничал Немезис, а когда натешился окончательно, свалил восвояси. Это вы все узнаете из рассказа одного из жителей деревни, который попросит вас все восстановить и расскажет о трех камнях. Их нужно заполучить, чтобы все власть над островом перешла к вам. Один находится под спиритическим щитом, второй у людоеда, а третий дадут за воссоединение двух разлученных жителей.
Для начала, как обычно, отстройтесь, потом начинайте захватывать соседние деревни. От атак огненными шарами вас спасет магический щит, который находится неподалеку от вашего храма. Также периодически будут набегать монстры и воровать ваших людей.
Чтобы заполучить первый камень, победите своим существом в бою Слега. После этого воровские набеги прекратятся.
Второй камень (тот, что под магическим щитом) можно добыть, завоевав соседнюю с ним деревню. Потом решите задачу с колокольчиками, повторяя проигрываемую мелодию:
1) 1,2,3.
2) 1,2,3,5,2.
3) 1,2,3,5,2,3,1.
4) 1,2,3,5,2,3,1,4,1.
После этого огненные шары исчезнут и больше не будут вам досаждать.
Настала пора браться за третий камень. Кликните на золотой свиток, который находится недалеко от небольшого храма на горе. Вас попросят воссоединить Кейко с Адамом. Когда границ вашей веры хватит для этой операции - возьмите Кейко из деревни на горе и принесите ее к деревне рядом с храмом, у которого горит огонь. Получите третий камень, небо просветлеет.
Следующий свиток в деревне у озерца. Вам надо обратить в свою веру небольшую деревню, рядом с которой расположены два тотема (черепа). Вы должны их оба поднять. Только вся загвоздка в том, что в одиночку вам с этой задачей не справится. Поэтому приведите сюда свое существо и поучите его поднимать ближайший камень, а сами поднимите второй. Жители освобожденной деревни покажут вам, где находится второе вероучение (на горе в костях скелета). Отведите к нему свое существо.
Скоро откроется портал в последний мир, царство Немезиса. Предварительно накидайте в дыру дрова, зерно и людей, потом ныряйте следом.
Серебряные квесты четвертого острова.
- Помогите пареньку ловить рыбу.
- Опять тут, на старом месте, есть торговец существами, у которого вы можете обменять свое существо.
- У леса с изображением "змеи" помогите тетке пройти по тропинке, защищая ее от волков и прочих напастей.
Пятый остров.
На этом острове вы и встретитесь со своим самым заклятым противником, Немезисом. Трудностей здесь хватает, и одна из них заключается в том, что тут будет очень мало лесов поблизости. Поэтому вам надо было накидать по максимуму из 4-го острова. Чтобы захватить один из городов, вам потребуется убрать пару магических камней, которые создают над ним магический щит. Остальные деревни захватывать уже проще. Лично я могу порекомендовать один подходящий способ. Вам надо поднять население вашей деревни человек до 450-500, тогда границы вашей веры будут охватывать практически весь остров. Затем украдите или убейте всех жителей в очередной деревне. Вера там тут же опустится до нуля, вам останется только заслать в деревню миссионера и изобразить какое-нибудь заклинание. А бороться с Немезисом в чистом противоборстве типа "кто удивит жителей сильнее" на самом деле довольно сложно. Потом уничтожьте храм.
После захвата последней деревни проведите свое существо к вулкану. Сразитесь с существом, которое встретится на вашем пути. Это будет зеркальная копия вашего. Во время поединка старайтесь продержаться некоторое время, не забывая своевременно лечиться. Ваш противник несколько раз вылечит себя, а потом перестанет, добейте. Отведите ваше существо к вулкану и смотрите ролик. Вылечите покалеченное существо и... смотрите титры.
Серебряные квесты пятого острова:
- Проведите волка в лабиринте до овцы, задавая ему направления колокольчиками по бокам. ((П)раво, (Л)ево, (В)ерх, (Н)из): н, п, в, л, в, л, н, п. После этого можете поменять свое существо на льва.
- В центре острова люди будут жаловаться на вонь в лесу. Очистите все экскременты в окрестностях и получите возможность поменяться на бурого медведя.
- Вылечите рыцарей, которые собираются завалить дракона в пещере, потом подожгите дрова у входа. Дальше надо следить за их прогрессом.
- Если вы благополучно отправили корабль на первом острове, то приплывшие матросы дадут вам новое существо - белого медведя.