Что общего между сатириками XVIII века и компанией 3D Realms? Те и другие любят "говорящие" фамилии, причем не утруждают себя тонкими намеками. С субъектом по фамилии "взорви-их-всех-к-ядреной(ядерной)-фене" мы уже знакомы (Duke Nukem), а скоро на экране (монитора, разумеется) появится мистер Максимальная Боль (Max Payne - пишется чуть иначе, но читается так же).
Кто же этот очередной супермен, в одиночку изводящий полчища плохих парней и руководствующийся принципом "преступникам место не в тюрьме, а в аду"? Представьте себе - полицейский. Напоминает Следжа Хаммера из одноименного телесериала, но если Хаммер - фигура комическая, то здесь все куда мрачнее. Америку захлестнула волна нового смертоносного наркотика. Макс внедряется в банду с целью добраться до источника заразы. Что-то, однако, идет не так, и наркомафия убивает его семью, а его самого подставляет таким образом, что бывшие коллеги теперь охотятся за ним как за убийцей собственного шефа. В общем, другого выхода, как в одиночку навести справедливость, у Макса просто не остается. Что он и проделывает на протяжении 3 частей по 6 этапов каждая.
Как вы уже поняли, злобных пришельцев или обнаглевших магов в игре не будет, равно как и всяческих plasma gun'ов. Обстановка вполне современная и реалистичная (насколько вообще уместно говорить о реализме применительно к суперменам). Антураж, само собой, мрачный и знакомый по боевикам: трущобы, брошенные дома, доки, склады, фабрики и т.п. Будут, впрочем, и более цивильные места типа картинных галерей и административных зданий.
Помимо обычного пушечного (ну, в смысле пистолетного) мяса, где-то в этих дебрях тусуются и 10 конкретных персонажей, с которыми Максу предстоит разобраться. Сюжет вполне линейный, но, по словам разработчиков, это лишь добавляет ему драматичности. Разные части сценария связываются вместе вставками в виде секретных документов и, что довольно необычно, комиксов.
Но, чтобы там ни говорили разработчики о важности сюжета, в играх подобного рода первичен все-таки движок. И Max Payne не должен разочаровать самых придирчивых поклонников жанра. Замечу, однако, сразу, что ценой подобной придирчивости станет Pentium-II 300 с 3D-картой второго поколения в качестве recommended. Нам обещают, правда, что игра пойдет и на P200 с "простой" 3D-картой, но... сами, небось, знаете, что такое игры в режиме minimum. У меня до сих живы воспоминания о DOOM на 386sx25... вот уж где, действительно, max pain.
Так вот, что в игре будет? Само собой, многообразный и детализированный антураж - разрисованные граффити стены, полицейские машины с мигалками, неоновые рекламы и т.п. Дым, огонь, вода, прозрачные и полупрозрачные текстуры, набор реалистичных световых эффектов - в игре используется радиусная схема освещения, в которой источником излучения является не точка, а поверхность, и учитывается отражение света от стен.
Реалистичность движения персонажей обеспечивается скелетной анимацией (то есть, по сути, каждая кость анимируется отдельно, а текстурная "шкура" лишь натягивается на них), а плавность - межфреймовой интерполяцией (которая, будем надеяться, все же подсластит пилюлю обладателям не самых быстрых машин). Любопытно, что детали одежды персонажей смоделированы отдельно, что позволяет ей выглядеть естественно при движении - в отличие от обычных игр, где одежда, по сути, лишь раскрашенная (текстурированная) кожа героя. Да и сам Макс отличается изрядной свободой движений. Он способен бегать, прыгать, уворачиваться, перекатываться (насчет плавания пока неясно, но это не исключено) - ну и, конечно же, стрелять из любого положения - стоя, с колена, в перекате...
Кстати, о стрельбе. Тут авторы опять стремились к максимальному реализму. Все оружие в игре - кстати, его около дюжины типов - имеет реальные аналоги, характеристики которых аккуратно воспроизводятся. Пули летят с положенной им скоростью и рикошетят от стен в соответствии с законами физики. Даже для каждой дробинки траектория считается отдельно (эх! кто это заметит и оценит? разве что читатели подобных статей!) Ну и визуально стрельба тоже выглядит достойно, будь то вспышки выстрелов, дымок из ствола, вылетающие гильзы или перезарядка оружия.
Еще один интересный момент, который, правда, реалистичным никак не назовешь - взят он не из жизни, а из кино: замедленная съемка. В критические моменты игра может переключаться в такой режим, и вы можете наблюдать, как плохие парни удивленно поворачиваются в вашу сторону и начинают ме-е-е-е-дленно тянуться за оружием, но не успевают, потому что из вашей пушки уже медленно и плавно вылетают гильзы, и плохие парни начинают художественно дергаться и извиваться, когда в них попадают пули и в разные стороны постепенно разлетаются брызги крови... В общем, сплошная эстетика.
Поскольку Max Payne - игра с видом от третьего лица, большое внимание уделяют разработчики корректной работе камеры. Дабы не получалось, как во многих играх подобного рода, когда, завернув за угол, вы теряете себя из вида или, став спиной к стене, вынуждены созерцать собственную физиономию, а не готовящегося прикончить вас противника. Нас заверяют, что здесь ничего подобного не будет, и вы всегда будете видеть как себя, так и свою мишень.
Любители создавать свои уровни к играм подобного рода наверняка оценят прилагающийся к Max Payne редактор. Он позволяет в одном окне рисовать карту в обычном режиме, а в другом - ходить по ней с видом от первого лица с использованием того же движка, что в игре.
Предусматриваются, разумеется, и сетевые возможности, причем классическим deathmatch'ем дело не ограничится. Вообще игра еще далека от завершения, и разработчики много держат в секрете, туманно намекая на уникальные сюрпризы. Но уже ясно, что фанатам 3D action есть чего ждать с нетерпением. И даже до января 2000 года. Если, конечно, "железо" позволит.