Срежиссировать ограбление... Очередную вариацию симулятора вора обыкновенного предлагает нашему вниманию контора под названием Neo Software. Кстати говоря, это уже своего рода сиквел творения семилетней давности, и немецкое название этой игры звучит как "Der Clou 2". Причем я должен сразу заметить, что в отличие от прочих маловразумительных поделок, эксплуатирующих эту же тематику, в Sting играть вполне можно и со временем замечаешь, что втягиваешься все больше и больше.
Симпатичная графика, выполненная в эффектном комиксно-мультяшном стиле, и удобная камера помогают быстрее погрузиться внутрь славного городка Fortune Hills, живущего своей размеренной жизнью, и посмотреть на мир глазами мелкого воришки, Мэтта Такера, мечтающего разбогатеть, обчистив, как липку, самые солидные здания в городе.
Основная задача, на первый взгляд, здесь не сложна: спланировать и совершить ограбление, а потом продать барахольщику утащенные отовсюду вещички (можно красть не только деньги и ценности, но и, к примеру, радио или огнетушитель). Ну, а "высший пилотаж" - это украсть во время ночного налета кошелек из штанов у проходящего мимо сонного горожанина. Кстати, ворованными деньгами пользоваться поначалу вы не сможете, поскольку для этого их еще придется "отмыть", то есть продать перекупщику по более низкому курсу.
Поначалу же у Мэтта в кармане наблюдается лишь скромная горстка монет, на которую при всем желании не получится купить даже самую захудалую отмычку в местном магазине. Правда, после нескольких удачных ограблений можно будет себе позволить малость пошиковать: справить полный набор всевозможных lockpick'ов, да и машинку прикупить посолиднее, ну или вообще деньги в банк положить. Но сначала я лучше расскажу вам о необычных моментах в этой игрушке, потому как именно вокруг этого стержня она вся, родимая, и закручена.
Итак, сперва вы можете просто побродить по городу, разведать, так сказать, окружающую обстановку. Чего где находится, как куда лучше пройти, ну и т.д. Потом можно и с людишками окружающими о том, о сем побазарить, некоторые из них даже захотят примкнуть в вашу воровскую команду. Причем путешествовать по окрестностям можно сразу несколькими путями. Ну, во-первых, просто протопать в нужную точку ножками. Во-вторых, ткнуть дважды в искомое здание на карте, и Мэтт сам отправится в указанном направлении. В-третьих, можно попробовать поймать такси. Конечно, кое-какие баги с движком иногда не позволяют пользоваться картой должным образом, но после нескольких попыток и верчения оной во все стороны сей досадный ляп улетучивается.
Обследовав город, самое время приступать к своим прямым воровским обязанностям. Сам процесс незаконного изъятия денег проходит в два основных этапа, причем каждый из них уникальны в своем роде. Начинаем, естественно, с выбора объекта грабежа, после чего приступаем к планированию операции. Последнее чем-то напоминает работу режиссера по созданию видеоклипа.
Итак, цель ясна, далее подбираем подельщиков (максимум троих), распихиваем по ним всевозможные фомки и отмычки, тыкаем пальцем в автомобиль, который повезет нашу честную компашку "на дело" и обратно. Автомобиль, как и положено, не роскошь, а средство передвижения, и его такой жизненно важный параметр, как вместимость, ощутимо влияет на его цену.
Следующим номером программы является виртуальный (типа тренировочный) прогон всего ограбления. Причем выполнено все это дело своеобразно, в виде "записи на пленку". Причем поймите меня правильно - это вовсе не причуда местных авторов, которые позволяют вам еще раз полюбоваться на наиболее удачные моменты ограбления, просто это и есть самая ОСНОВНАЯ фаза игры, без которой здесь ни туда, ни сюда. Иными словами, в любой момент вы можете остановить "запись", "промотать ее назад", с этого места попробовать пойти по другому, расположить команду в другом порядке, ломать другие сейфы и двери, ну и т.д. Ну, будто кто-то в самом деле сидит за режиссерским пультом и то и дело со знанием дела кричит в свой матюгальник: "Стоп, стоп! Никуда не годится, еще один дубль! Мэтт, еще раз с этого места и побольше надрыва, пожалуйста, да ломиком не забывай орудовать поразмашистее... Камера, мотор, поехали!.."
Но самое интересное здесь - это то, что никто на вас, родимых, в этом режиме не обращает ровным счетом никакого внимания. Охранники спокойно проходят мимо, двери и окна открываются без включения сигнализации... В общем, все для того, чтобы вы смогли присмотреться к окружающей обстановке и научиться все эти пакости избегать и по возможности предвидеть, чтобы во время реального грабежа все прошло как по маслу. Когда вы, наконец-то, завершите свое ограбление в этом режиме (создание плана), наступит пора посмотреть на себя со стороны, то есть провести это самое ограбление "в натуре". Или, как вы, наверное, уже догадались, "просмотреть запись" произведенного только что ограбления, что по-научному звучит как "Execute Plan".
Короче, откиньтесь поудобнее на спинку кресла, пододвиньте поближе большой тазик с горячим попкорном, проткните соломинкой пластиковую крышку на стаканчике с пузырящейся колой и давите Play! Все, дальше управлять вам никто и ничем уже не даст, вы с этого момента выступаете только в роли праздного зрителя, отсматривая кадр за кадром то самое ограбление, которое вы записали только что. А на фига надо было так мудрить, спросите вы? Ну, как же, ведь только теперь (на сеансе этого воровского кино) вы и узнаете, смогли ли вас поймать, или же нет. Как только истошно заорет сигнализация - значит, в этот раз вам не повезло: либо вы попали в поле зрения проходящего мимо охранника, либо он заметил взломанный только что замок, либо вы попробовали "расколоть" сейф отмычкой не той системы (к счастью, их тут не так много), может, слишком шумели при "вскрытии" (имеется специальный "индикатор шума"), или же открыли совсем не то окно или дверь в самом начале, придется поискать самый безопасный способ проникновения в здание.
Короче, при провале исход почти всегда будет один и тот же - переигрывать, то есть заново "записывать" новый план ограбления. Намучившись поначалу с этой, мягко говоря, странной системой (записал-посмотрел), я решил пойти другим путем, то есть просматривать свое ограбление по частям, набольшими кусочками. Например, убежал я от охранника, взломал входную дверку, за'save'ился и проиграл запись. Если на этом этапе никто меня не заприметил, то снова гружу план и начинаю с последнего кусочка двигаться дальше. Так шаг за шагом я и двигался дальше.
Конечно, никто не мешает вам сделать все это в один присест, только не было бы в самом конце мучительно больно, ежели на "прогоне" вы вдруг неожиданно обнаружите, что круто "прокололись" в самом начале и все последующие полчаса брожения по нашпигованному техникой особняку пошли коту под хвост. Честно говоря, поначалу мне очень не понравился этот слишком уж необычный "покадровый" грабеж, но потом вроде как даже ничего, втянулся понемногу.
А теперь поговорим немного о стратегии. Как я уже говорил выше, грабить здания вы можете не только в одиночку, но и втроем. На мой взгляд, это намного удобнее, поскольку есть шанс выпотрошить втрое больше сейфов и соответственно унести втрое больше "бабок". Сам же процесс управления вашей воровской троицей довольно банален, просто переключаетесь на другого члена команды и начинаете управлять им, взламывая двери, открывая ящики. Остальные товарищи будут выполнять то, что вы им поручили ранее. И не забывайте внимательно изучать при этом их характеристики, направляя на те или иные участки "работы", потому как одни лучше справляются с системами сигнализации, другие вскрывают сейфы, третьи - спецы по замкам. Правда, есть здесь и один недостаток, попасться в этой ситуации становится проще, потому что уследить сразу за всеми куда сложнее.
Но не только грабежами едиными ваши интересы здесь ограничиваются. Конечно, это главная составляющая всей игры, причем поначалу вы можете ограбить парочку самых простеньких халуп, потом пяток уже вполне солидных контор и на закуску припасены несколько совсем уж неприступных "крепостей". В общем, довольно четкая миссионная структура просматривается более чем явно. Так вот, помимо всего этого есть здесь и adventure-составляющая. То есть местные жители могут вас попросить что-либо сделать или же достать какой-нибудь предмет, то есть выполнить своеобразные мини-квесты, за которые вам потом что-нибудь полезное да обломится. Таким образом, новый воровской симулятор под названием Sting сочетает в себе сразу целый ряд различных жанровых особенностей. Тут тебе и приключение, и стратегия, и даже чуточку от RPG обломилось. Причем слеплено все это на удивление толково, оттого и играется, надо сказать, весьма и весьма занятно.
Что касается графики, то лично у меня к ней больших претензий не возникло. Конечно, при сильном увеличении становятся заметны всяческие угловатости и шероховатости, но общее впечатление от городка в целом сложилось крайне положительное. Да вообще, честно говоря, поначалу хочется забросить свое воровское ремесло на время и просто по нему всласть нагуляться, изучая сложные развязки улиц да восхищаясь живописными особняками, замками в восточном стиле или же причудливыми мостами. По пути вам то и дело будут встречаться снующие по своим делам автомобильчики, которые натужно тарахтят, словно старые "запорожцы", молчаливые пешеходы и вечно тявкающие собачки. При этом камерой вы можете вертеть как угодно, вплоть до вида "из глаз" Мэтта.
Так что если вас интересуют вдумчивые игры, пусть даже и в попсово-комическом исполнении, то Sting, полагаю, придется ко двору. Хотя он напрочь лишен какого-либо action'a, то есть убивать здесь никого не придется, но, как оказалось, и без этого вполне можно обойтись. А еще оказалось, что есть еще на свете люди, которые все-таки умеют делать добротные воровские игрушки, за что я им, кстати, и выношу соответствующую благодарность.