Гангстерская тематика еще с тех стародавних времен, когда моя прабабушка под стол пешком ходила, обладает столь идеализированным шармом, что остается на гребне волны практически во всех областях развлечений и по сей день. Не остались в стороне и компьютерные игрушки (Gangsters, Heist, Beat Down...). Однако я бы не стал истошно бить себя в грудь и уверять, что среди них есть настоящие шедевры, отвечающие всем требованиям придирчивой играющей публики. Именно поэтому все с таким нетерпением, постоянно облизываясь и скрупулезно изучая всю появляющуюся в сети информацию, наблюдали за процессом рождения нового гангстерского "блокбастера", который таки и не заставил себя долго ждать.
В общем, давно ожидаемая многими гангстерская стратегия с радующим ухо названием Gangsters 2 наконец-то выползла из папских застенков игровых авторитетов из "Hothouse Creations". К сожалению, большинство последних творений на этом поприще, скажем, тот же приснопамятно зубодробительный "Heist", почему-то поколебали в народе уверенность в том, что "будет и на нашей улице праздник". А посему на "Гангстеров" возлагались особые надежды, так сказать, по возрождению уже немного заплесневевшего жанра, вот только суждено ли им сбыться?..
Крестный сын.
А начинаются все ваши приключения (в лице юного гангстера по имени Джо Бэйн) в небольшом якобы американском городке Buffalo Balls где-то во времена свирепствования сухого закона. То есть в тот самые период в гангстерской истории, когда самые большие бабки можно было срубить на производстве и торговле подпольным алкоголем. К превеликому несчастью, вашего отца, впрочем, как и любимого дядю, убивают по приказу главного мафиози города. Приходит время мстить и мстить страшно. С захватом всей власти в городе Бэйн понимает, что криминальные ниточки здесь не обрываются, а ведут на самый наверх, то есть в столицу штата, где обосновался крупнейший криминальный синдикат под предводительством Фрэнки Константинэ. Туда-то наш Джо как раз и направляется, по пути захватывая все новые и новые города, открывая десятки своих предприятий, большинство из которых служат вывеской для нелегального бизнеса, одновременно пополняя свою все возрастающую банду головорезами всех мастей.
Сюжет этот развивается на протяжении двух десятков абсолютно линейных миссий, скроенных в одну большую кампанию, задания в каждой из которых четко определены и не допускают какой-либо излишней отсебятины. Для хардкорщиков или наоборот начинающих предусмотрены три уровня сложности. Помимо сингла, есть здесь, кстати, и мультиплеер - можно бандитствовать до 4-x человек по сети или Интернету.
Тот же трюфель, вид сбоку.
Понятно дело, что по сравнению с первой частью в игре очень много чего поменялось, добавилось куча разноплановых фич, улучшилась графика, однако сама играбельность, на мой взгляд, все же продвинулась вперед не настолько глубоко, как бы всем нам хотелось. То есть играть, конечно, интересно, но динамизма откровенно маловато, да и задания по большей части отдают оттенком банальщины: например, завалить вон того нехорошего дядю вместе со всей его шайкой в придачу или же разгромить подпольную лавочку в восточном районе города, ну или наладить нелегальный бизнес (производство алкоголя, подпольные игорные заведения), причем не позже, чем за пару суток. Встречаются и многочисленные их вариации, однако все равно общей картины это ровным счетом не меняет. Хорошо хоть иногда приходится бороться с некоторыми трудностями, а то иначе было бы совсем неинтересно. Например, чтобы пришить заматеревшего босса, вам придется ждать, когда вся его банда отправится погулять, оставив его в одиночестве, или же он, наконец-то, выползет из своей машины, направляясь в свою очередную ходку к борделю или карточному клубу. Также необходимо остерегаться и наличия полицейских поблизости, потому как они обычно очень живо реагируют на все правонарушения и слетаются на бандитские междусобойчики еще быстрее, чем осы на варенье в знойный летний денек.
Если же вы слишком зазеваетесь, считая ворон за окном, или какой-то член вашей банды по нелепой случайности окажется один в окружении множества копов, то они его тут же и арестуют (что странно, ведь могли бы и просто убить). После этого его посадят в тюрьму, а потом поведут в суд, чтобы там вынесли "справедливый" приговор. Именно во время этих марш-бросков из тюрьмы в суд и обратно, вы можете попытаться отбить своего компаньона взад.
Теперь вся игра полностью идет в режиме реального времени (часики тикают, день сменяет ночь, горожане прячутся по своим норам, а полицаи выходят на усиленное ночное патрулирование), останавливаясь только в те редкие моменты, когда вы решаете почитать новостную колонку в газете (пороху у авторов хватило только на заголовки, поэтому длиннющих статей читать вовсе не придется) или же разобраться с финансовым состоянием собственной империи. Кстати, в газете, которая выходит два раза в день, вы можете не только читать об основных происшествиях в городе, но и нанимать специалистов своего дела: менеджеров, без которых невозможно наладить ни одно стоящее производство, чисто конкретных киллеров или еще таких же, как вы, гангстеров.
Вторым источником информации будет ваш советник, который уже более оперативно будет сообщать вам о текущих городских заварушках. Хотя и у него нет-нет, да всякие баги случаются. Например, в 19 часов вечера этот тормоз удосужился мне сообщить, что, дескать, мое здание захвачено в 12 пополудни, хотя я его уже давным-давно обратно отбил. Вот так-то.
О, где же вы, братьЯ.
Управление же своими братками осуществляется стандартно для стратегий: вы выделяете рамочкой или же поштучно нужное количество гангстеров и тыкаете мышкой в искомый объект атаки, машину или здание. Надо сказать, что курсор здесь "интеллектуальный", то есть он будет меняться в зависимости от того, на что вы его направили. Это экономит массу времени и позволяет довольно быстро отдавать соответствующие приказы. У каждого гангстера есть свой мини-экранчик, в котором вы можете поменять ему текущее оружие, выставить уровень агрессивности, поставить сценарий поведения (охрана, патрулирование, слежка) и еще нанять до четырех телохранителей (тут этих мордоворотов величают "мышцухами" - "muscle"). Всего же по максимуму у вас в команде может быть до восьми гангстеров, помножив это число на четыре, получаем вдобавок к ним еще и 32 телохранителя. Конечно, такой прорвой вам удастся поуправлять далеко не сразу, да и денег на содержание такого количества бандюков потребуется тоже, ой, как немало.
Поначалу у всех ваших гангстеров имеются всего две специальные способности, это: боевые навыки и способность красться. Позже вы сможете не только увеличивать эти специальности, но и добавлять новые. Притом у тех бандитов, которые будут к вам примыкать на протяжении всей игры, могут быть и свои уникальные способности, например, вождение автомобиля или же подрывная деятельность.
Между прочим, помимо банального расстрела неугодного вам персонажа чисто в упор, в игре еще предусмотрена и довольно забавная атака "из машины". То есть, усадив своих бравых парней в автомобиль, вы можете отдать им приказ атаковать конкурентов или же даже другую машину. После этого ваша тачка будет медленно дефилировать мимо объекта охоты и расстреливать его до тех пор, пока он не испустит дух, ну или пока не погибнут все пассажиры этого смертоносного тарантаса. Короче, все как в тех самых фильмах, на основании которых у нас и складываются впечатления о крутой гангстерской житухе.
После очередной миссии вам дается некоторое количество бонусных очков, при помощи которых вы можете повысить те или иные способности своих подопечных, а заодно и занести их в свою личную картотеку - "Family Tree". Именно из него впоследствии вы и будете выбирать новых сорвиголов для своих последующих заданий.
Деньги на бочку!
Управление финансами в этой игрушке сведено к минимуму, что одним может понравиться, другим не очень. В общем, основными финансовыми операциями являются покупка производств, оружия, машин, подкуп и взятки и наем различного рода "сотрудников" (телохранителей, менеджеров, киллеров). Только покупать вы можете исключительно нейтральные здания, то есть те, которые еще не успела "оприходовать" конкурирующая группировка. В последнем случае вам придется сперва атаковать требуемое здание, а потом устроить в нем нехилый капремонт. В некоторых из зданий можно организовать еще и подпольный бизнес, что принесет в ваш кошелек изрядное количество дополнительных хрустящих бумажек.
Если подробнее остановиться на графике, то я бы не сказал, что вы здесь обнаружите что-то из ряда вон навороченное. Вовсе нет. Да, каркасы зданий, резвящиеся машинки и поезда, толпами снующие по своим делам гангстеры, погодные эффекты вроде дождя или тумана, коптящие взрывы смотрятся вполне прилично, только практически аналогичную картину мы уже наблюдали не раз и не два. Тот же изометрический вид (кстати, увеличивать или уменьшать изображение вида "с улицы" нельзя, можно только схематичный план всего города целиком), те же пропорции, даже общее оформление наводит на мысли, что "где-то я уже все это видел". Хотя и с этим движком игра, надо сказать, вполне могла бы состояться, если бы игровому наполнению было бы уделено гораздо больше внимания, но не будем о грустном.
А пальцы-то были веером...
Резюмируя все вышесказанное, нехотя подхожу к, мягко говоря, не слишком лицеприятному итогу. Вторые "Гангстеры" по большей части не оправдали возлагавшиеся на них надежды, и остались все той же добротной стратегией, но не более того. Иными словами, в наше время от стратегий всегда ждут каких-то находок, элементов новизны... А когда в результате мы получаем очередную игру, которая в основном слепо копирует свои же недавние удачные решения, остается только сокрушенно пожимать плечами и надеяться, что уж в третьей-то части они уж, как пить дать, насыплют всем на хвост первосортного перцу. Эх, дожить бы еще до этих светлых денечков...