"Ох, рано встает охрана..." Уже много воды утекло с тех пор, как в 1998 году вышел легендарный shooter всех времен и народов - Half-Life, установивший новый стандарт для жанра FPS. Ухитряясь при всем при этом однозначно отставать от лидеров по части графических наворотов, Half-Life "брал" всех потрясающим геймплеем и внутренней атмосферой. До сих пор помню, как чуть не падал со стула при очередном внезапном появлении бешено искрящихся одноглазых пришельцев или выпрыгивающих из подслеповатой темноты туннелей "мозгов" с отростками, да и разве можно позабыть адские перестрелки с весьма неглупыми спецназовцами в покореженных коридорах секретного лабораторного комплекса. Как известно, время не властно над "истинными ценностями", поэтому великий и ужасный "полураспад" до сих пор пользуется повышенной популярностью у играющей публики, впрочем, по большей части, благодаря выходившим после модификациям, ориентированным на мультиплеер.
Как вы, наверное, помните, год спустя вышло дополнение под названием Opposing Force, которое делала уже совсем другая команда, Gearbox Software. В отличие от оригинала, в котором вы олицетворяли себя с продвинутым ученым Гордоном Фриманом, вторая часть предложила попробовать порубить всех в капусту, находясь в шкуре крутого спецназовца, волею судеб оказавшегося на той же самой злополучной базе "Black Mesa Research Facility". Конечно, восторгов от нее было гораздо меньше и сопли вселенской радости до пупа уже не доставали, но все же вполне приличная играбельность в полном соответствии с духом оригинала вкупе с новыми видами оружия и экипировки, появившимися боевыми напарниками и свежеиспеченными монстрами делали свое дело - игра буквально заглатывала вас в свое изголодавшееся нутро и переваривала там до полной невменяемости.
Понятное дело, что выход следующего по счету дополнения был только вопросом времени, ведь в повышенном интересе играющей публики, особо той ее части, которая повально увлечена темой убойных шутеров от первого лица, никто особо и не сумлевался. И вот настал час Х, и очередной add-on по имени "Half-Life: Blue Shift", наконец-то, увидел свет. Признаюсь, я с нетерпением ждал этого момента, поскольку тоже неровно дышу в данном направлении. Но, как оказалось, очень синий Shift (в вольном переводе его можно изобразить и как "смену" и как "форму") ничего нового миру не явил. Нет, скучно, разумеется, не было, да и быть не могло: монстры смачно кушают джентльменов в белых халатах, раненые охранники отстреливаются от наседающих тварей из последних сил. Но, увы, не оказалось здесь всего того, чего мы с такой надеждой ожидаем увидеть в сиквелах нашумевших в свое время проектов. Но обо всем по порядку.
Наша служба и опасна и трудна.
На этот раз вы выступаете в роли охранника по имени Барни Калхун, на которого в одно распрекрасное утро стали просто толпами валиться всяческие неприятности, будто он был их самым лучшим другом. Кстати, начало игры практически полностью повторяет давно всем знакомую картинку: долго-долго едем в знакомой вагонетке, одновременно слушая сообщения по радиосвязи, и глазеем по сторонам, где между делом суетятся рабочие, неспешно прогуливаются охранники - в общем, все занимаются своим делом. Ну, а начинается вся заварушка с того, что в результате странных неполадок в подземном комплексе многие системы стали malfunction, отчего Барни сразу схватил кучу troubles на свою синеватую ass. В общем, потихоньку Калхун втягивается во все ускоряющийся водоворот событий, завязая в нем по самые помидоры.
Ну а дальше все идет по давно накатанной схеме - приходится постоянно сражаться с толпами вездесущих монстров, да периодически валить напра-налево группы спецназовцев, пробираясь к конечной цели своего путешествия. Пару раз вы, как водится, попадете в мир пришельцев (летающие в пространстве скалы-островки), правда, на этот раз он куда менее детализован и монстров тут уже на порядок меньше, чем раньше.
Во время странствий по секретному комплексу вам несколько раз будут помогать ученые, они начнут открывать двери или же включат разные механизмы. На этом, к превеликому сожалению, ваша кооперация с NPC-персонажами и закончится. Мда... Не густо. А я-то, грешным делом, так надеялся в компании с такими же лихими парнями в синей униформе повоевать "стенка на стенку" с не менее горячими типами в пятнистом камуфляже. Видимо, не судьба. Жаль, даже в оригинальной игре этому вопросу было уделено гораздо больше внимания.
Ну, и где ж это все?
Кстати, если рассматривать эту игру именно с позиций "чего ей не хватает для полного счастья", то лучше тогда уж рассказать, что разработчики не включили в игру, чем описывать все ее "прелести". Пожалуй, я так и поступлю. Начнем, значится, хотя бы с того, что ни одного нового монстра вы здесь не встретите. По-прежнему, вас будут атаковать уже давно знакомые "мозги" на коротеньких ножках, "бочонки" с убийственным криком, плюющиеся зеленой пакостью толстопузые "крокодильчики", одноглазые искрящиеся мутанты, летающие хвостатые НЛОшки, да непомерные амбалы, стреляющие желтыми "мухами". Почему авторы не пожелали включить в игру других и куда более навороченных представителей чужеродного животного царства, мне не ведомо. Да и сами поединки с монстрами особых хлопот не доставляют. Видимо, потому, что нет здесь просто ни одного эпизода, где бы вам пришлось с превеликим трудом отбиваться сразу от целой кучи наседающих со всех сторон адских тварей.
По части вооружения я вас тоже, уж не обессудьте, ничем обрадовать не смогу. Даже для Opposing Force создатели не поленились в свое время придумать несколько новых фенечек (лапу-тарзанку, например), здесь же с этим делом просто полнейший голяк. Даже не все оружие из оригинального HL пошло в дело. В общем, все, чем вы здесь располагаете, это "старые знакомые": ломик, пистолет, револьвер, автомат с подствольником, помповое ружье, базука, лимонки и радиоуправляемые взрывпакеты. Такого от разработчиков я, честно говоря, как-то не ожидал.
Ладно, оставим это на их вконец обленившейся совести и двинем дальше. А дальше у нас по программе идет критика самого сюжета. Как божились отцы-создатели, мы тут должны встретить и старину Фримана, и много еще того, с чем приходилось сталкиваться раньше, дабы взглянуть на уже известные события с новой точки зрения. К сожалению, и здесь вас ожидает один сплошной облом. Судите сами - всего однажды я лицезрел проезжающего мимо человека с черным чемоданчиком, да в самом конце поглазел, как под белы рученьки сатрапы куда-то тащили самого Гордона, и все, абзац, как говорится, приехали, тупик. Насчет финала игры я лучше вообще промолчу, дабы, так сказать, не усугублять...
Потом я тут что-то не заметил какой-то специфики охранника, на которую, по идее, и должен был сделан основной упор, по аналогии с военизированным OpFor. То есть ничего такого, что бы вы не делали в оригинальной версии, здесь попросту нет. Поэтому и полностью персонифицировать себя с охранником получается далеко не всегда, несколько пустых разговоров с другими секьюрити или же учеными мужами для этого явно маловато.
Ну, и, наконец, меня очень сильно разочаровала общая протяженность игры. Даже в очень неспешном темпе ее легко можно пройти, что называется "за один вечер". Причем она значительно короче не только оригинала, но и своей предшественницы. Каких-то интересных технических примочек или головоломок, над которыми пришлось бы призадуматься, за весь путь тоже было явно не густо, встретилось от силы всего парочка.
Для тех же, кто только впервые открывает для себя мир Half-Life, предусмотрен специальный тренировочный курс, призванный научить вас передвижению, обращению с оружием, персоналом и т.д. Как вы, наверное, догадываетесь, ничего интересного "ветеранам" здесь тоже не светит. Даже в учебном лагере спецназовцев в OpFor было и то забавнее бегать, слушая несусветную ругань бравого сержанта.
Повторенье - мать ученья?
Графическое оформление за эти годы нисколечко не изменилось, хотя разработчики порой с завидным упорством талдычат нам обратное. Но на практике приходится "любоваться" все теми же неказистыми помещениями, абсолютно не страдающие излишне красочными текстурками, да крайне неудобоваримым небом на чужеродной планете. Спецназовцы, конечно, хороши, ловко двигаются, вовремя перебегают с места на место, закидывают вас гранатами, если вы, вдруг, где-то решили затаиться... Только никакого прогресса в их действиях, то есть новых тактик или приемов я так и не углядел. Впрочем, во всем этом тоже есть свои плюсы, игра осталась непритязательна к "железу", а посему в нее покойно можно поиграть и на старом-добром "пне", который уже давно отказывается запускать дюже прожорливые в этом вопросе новинки. Еще к своеобразным плюсам можно отнести и то, что игра не требует наличия у вас оригинальной версии.
Звуковое оформление как всегда на высоте, музыка что надо, да и эффекты от нехило грохочущего оружия тоже заставляют приятно поежиться от сознания собственной крутости. В общем, если вы предпочитаете играть без наушников, то тогда придется малость убавлять громкость динамиков, дабы слишком нервные соседи, заслышав непрекращающуюся пальбу за стенкой, не вызвали с перепугу милицию.
А напоследок я скажу...
В общем, непонятно почему, но практически со всех точек зрения эта часть оказалась откровенно слабее предыдущей, уже не говоря о старичке Half-Life.
Видимо, основная задача на этот раз стояла не в изготовлении новой игры, напичканной оригинальными идеями, новыми монстрами и всякими прочими техническими новинками, а лишь в банальном клепании дополнительных уровней, в надежде на то, что фанатичные поклонники, ждущие, словно манны небесной, новой "Халвы", с руками оторвут то, что в итоге получится. Конечно, я нисколько не сомневаюсь в определенном успехе этого проекта, но хотелось бы, знаете ли, все же увидеть в новом воплощении легендарной игры не избитое клонирование неплохо зарекомендовавших себя ранее идей (причем, к сожалению, далеко не всех), а нечто большее. Надежда, как говорится, умирать и не собирается. В общем, поживем - увидим...