На дворе весна, праздники, а в мире компьютерных развлечений по-прежнему царит безмятежный и уже поднадоевший штиль, лишь очень изредка обдающий нас волнами прохладных и искрящихся на солнце долгожданных новинок. Одной из них и стал новый бизнес-симулятор "Tropico" от PopTop Software, создателей "Railroad Tycoon II". Трудно сказать, затмит ли их новое детище предыдущий хит, но кое-что можно сказать уже сейчас. Например, то, что игра, несомненно, западет в душу поклонникам навороченных экономических стратегий, тем более, если учесть, что достойных представителей жанра в последнее время как корова языком слизала.
Разработчики имели полное право назвать игру в духе своих предыдущих творений, например, Island Tycoon, да и название "Sim Island" здесь было бы к месту, поскольку игрушка удачно впитала в себя черты как серии "Tycoon", так и элементы "Sim City". Ваша цель в игре видится в обустройстве небольшого океанского острова и создании всех предпосылок для дальнейшего процветания оного. Добавьте сюда выигрышный латиноамериканский колорит, в котором бурно перемешались мафиозные диктаторы, революционные повстанцы, военные лидеры, разномастные туристы, зажравшиеся наркобароны, фанатичные коммунисты, теневые воротилы и бог знает кто еще. В общем, скучать вам здесь точно не придется.
Но начну я все-таки с основы основ - большой всенародной стройки. Первейшая задача, как водится, заключается в создании максимально удачной инфраструктуры, при которой и денежки потекут в ваши карманы если не рекой, то хотя бы ручейком, и жители, что не менее немаловажно, будут счастливы. Конечно, в сценариях, предлагаемых разработчиками, конечные задачи могут разниться друг от друга, но достигаются они, как правило, одними и теми же, проверенными способами. И пусть от вас требуется, например, довести население острова до 200 человек за 30 лет, или же положить на счет в швейцарском банке 100 000 монет, или же удержаться у власти 20 лет, или же получить доход от сигарного бизнеса за 50 лет в 2 млн. - строимся, строимся и еще раз строимся...
К сожалению, кампаний в этой игре нет. Зато есть возможность сгенерить свой сценарий, предварительно определив размеры карты, задачи игры, политическую и экономическую ситуацию на данный момент и даже изменяя характеристики диктатора, то есть себя любимого - трус, алкоголик, параноик,... Причем последние присутствуют не ради красного словца, а реально и существенно влияют на политико-экономическую жизнь на острове. Например, скажутся на отношениях с забугорными партнерами или же на изменениях уровня политических свобод и т.д.
Но вернемся к строительству, которое в силу своей значимости поделено аж на 10 больших разделов: жилые дома, индустриальные сооружения, фермы и шахты, туристический бизнес (отели, бассейны), развлечения (казино, кабаре), инфраструктура (банк, электростанция, док, аэропорт), правительственные здания и средства массовой информации, общественные (рынок, церковь, клиника), растения и спец. строения. При этом у многих зданий есть возможность upgrade'а - например, можно достроить к аэропорту улучшенный терминал или же контрольную башню.
Посредством всего этого вы должны поднять "счастье" своего населения, которое базируется на целом ряде потребностей, на максимально возможный уровень. Чтобы, как говорится, и овцы были сыты, и волки целы. Потребности эти, кстати, чуть ли не напрямую стыкуются с имеющейся у вас инфраструктурой, поэтому если необходима еда, то стройте больше ферм, или же если на повестке дня наиболее актуальны проблемы со снижением уровня преступности - сконцентрируйтесь на строительстве полицейских участков, упал уровень свободы - постройте радиостанцию, телевидение, газету.
Понятное дело, что темное и необразованное население не способно работать с полной отдачей на сложных технических производствах, быть учителями, журналистами, банкирами. Поэтому не мешает построить для начала высшую школу, а потом и колледж. Уровней образования здесь три: люди без образования, способные на работу в доках, в качестве фермеров, шахтеров, далее идут выпускники высшей школы, которые заполняют вакансии продавцов, священников, учителей, и замыкают список выпускники колледжа, которые являются сливками общества: епископы, генералы...
А на кой вообще ляд крутому диктатору так заботиться о благополучии своего народа, спросите вы? Да как вам сказать, диктатор-то, вы, конечно, диктатор, только вот от этой самой толпы напрямую и зависит ваше светлое будущее. Дело все в том, что каждые 5-9 лет на острове проходят выборы. Вы, конечно, можете несколько раз их отменять, но ни к чему хорошему это все равно не приведет. Вы даже можете подтасовать результаты в свою пользу, но и это спасает не всегда.
В общем, ежели уровень благополучия ваших прихожан опустится ниже некуда, то выиграть выборы вам не поможет ни безграничная власть, ни проправительственные СМИ, по которым будут круглосуточно показывать и рассказывать о всенародно и горячо любимом "команданте-президенте", ни что-либо еще. Ну, а с проигрышем на выборах вы автоматически отстраняетесь от управления островом, а посему относиться к этому моменту следует крайне внимательно.
Конечно, в таком, мягко говоря, недемократическом режиме, какой мы тут себе имеем, всегда можно "творчески" подойти к влиянию на своих политических оппонентов. Ну, например, вы можете своему противнику, тому, который начал лихо обгонять вас в рейтингах и запросто может прийти первым в очередной выборной гонке, дать взятку, либо же посадить за решетку, объявить еретиком, и совсем уж банально - пришить. Правда, для реализации каждого из этих способов у вас должны быть уже построены соответствующие строения, которые стоят, прямо скажем, совсем недешево.
После строительства базовых объектов на острове можно заняться и менеджментом всего этого добра. Для этой благородной цели имеется аналогичная система иконок, как и для строительства, как, кстати, и для дипломатии. Таким образом вы можете увеличивать платежи по одним направлениям вашего бизнеса, уменьшать налоговые сборы, регулировать социальную жизнь, изменять выборные сроки, влиять на политику, религию, туристический бизнес, положение с продовольствием ну и т.д.
Жизнь на острове, пусть и относительно богатом и благополучном в плане природных ресурсов, в то же время весьма сложна и неоднозначна. Поэтому авторы предлагают нам мало-мало интегрироваться в мировую экономику посредством выбора себе одного из двух могущественных покровителей в лице пары сверхдержав. В качестве оных, как вы, наверное, уже догадались, тут выступают США и Россия. Причем отношения эти можно время от времени менять. Например, подружили пару лет со Штатами, а потом начали дружить уже с Советами, здесь это не возбраняется. В результате такой дружбы можно создать альянс со "старшим братом", наладить торговые отношения, поднять собственное строительство. Можно также оказывать влияние и на своих граждан с тем, чтобы они тоже прониклись уважением и почитанием к стране-спонсору. Так, на телевидении можно, вместо себя любимого или 24-часовой трансляции борьбы сумо, пустить бесконечные российские мыльные сериалы (меня это тоже позабавило), или же настроить копов в полицейском участке в проамериканском или прорусском духе.
Графика Tropico оставляет приятное впечатление, даже учитывая устаревший изометрический вид и практически полное отсутствие новомодных спецэффектов. Радует возможность многократного увеличения картинки, при котором можно детально рассмотреть любое здание, которое при этом порой не влезает во весь экран. Забавно наблюдать за жителями острова, которые снуют туда-сюда по своим мирским делам. В общем и целом, все симпатично, хотя и без откровений. Видимо, разработчики посчитали, что графика в такого рода играх отходит на второй план, и игроку стоит сконцентрироваться собственно на управлении и нечего отвлекаться на излишние красивости.
Всех интересных моментов мне охватить при всем желании не удастся, но и перечисленного, на мой взгляд, более чем достаточно, чтобы понять, что перед нами не очередная проходная комически-экономическая однодневка, а действительно достойный бизнес-симулятор. Всем фанатам Tycoon'ов и прочих Sim'уляторов настоятельно рекомендую ознакомиться с этим оригинальным симулятором банановой республики поближе. Хотя, скорее всего, вы это сделаете и без моих советов, ведь на безрыбье, как говорится, и ломоть хлеба - божий дар.