Из мрачных подземелий в космические выси Если рассуждать философски, то почти любую новую игру можно разложить на несколько составляющих, каждая из которых уже встречалась нам раньше, т.е. была реализована в других играх. Если авторы "новинки" увлекались плагиатом, такая декомпозиция прекрасно вскроет все недостатки или же, наоборот, продемонстрирует недюжинные таланты разработчиков в перепевке нетленного шедевра минувших лет. Сегодня я расскажу вам об игре Sim Station... простите... Starport Keeper... опять мимо... Startopia, вот!
Дело в том, что новое детище от команды Mucky Foot, запавшей в душу многим своим Urban Chaos, действительно представляет собой нечто среднее между классическими представителями линейки Sim и легендарным детищем Bullfrog. Поначалу столь резвый скачок от жанра Action в сторону стратегического направления, вызвал у меня большие сомнения в итоговом результате, но это ощущение быстро улетучилось при первом же знакомстве с игрой.
Главное, что авторы удалось авторам, это не изменить своим основным принципам со времени выпуска прошлой игры. В Startopia все также сочетаются два важнейших фактора успеха: неповторимая атмосфера, заставляющая смотреть на мир игры не снаружи, а практически изнутри, и хороший юмор, позволяющий получать неподдельное удовольствие от процесса (Gameplay).
Итак, давайте уже перейдем от эпитетов к деталям. Роль, уготованная Вам авторами игры, далека от божественной, в которой нам часто приходится выступать в аналогичных играх. Вам предлагают стать всего лишь директором-администратором космической станции, в обязанности которого входит поддержание порядка, планы дизайна и развития, а порой и строгое соблюдение контракта, предложенного Вам той или иной межгалактической цивилизацией.
Если говорить о технических деталях исполнения этих обязанностей, то они таковы. Вам в распоряжение предоставляется один или несколько пустых секторов космической станции, которые и требуется оборудовать различными устройствами и помещениями, для выполнения определенных целей.
Каждый сектор имеет три этажа, которые различаются назначением и смысловой нагрузкой помещений, которые можно разместить на них. Нижний, если хотите Подвальный, этаж поддерживает жизнеобеспечение как всего комплекса в целом, так и населяющих его существ. Здесь располагаются энергетические установки, утилизационные центры, склады и фабрики, а также комнаты отдыха, столовые и другие помещения, поддерживающие жизнь гостей и персонала. Этот этаж определяет специализацию Вашего сектора станции и служит, так сказать, производственным целям.
Второй этаж разительно отличается от подвала, он отведен под индустрию развлечений. Здесь располагаются магазины, дискотеки, гостиницы и даже бордели. В большинстве случаев этот этаж оказывается основной статьей пополнения бюджета Вашего космического предприятия, т.к. практически любой житель станции периодически нуждается в отдыхе и релаксации. Его развитие является необходимым, но высокая цена большинства помещений требует от Вас неторопливости и обдуманности процесса его освоения.
Третий этаж трудно поддается простому словесному описанию, и ему больше всего подходят эпитеты Оранжерея или Зимний сад. Дело в том, что здесь Вы будете заниматься настоящим терраформингом (т.е. созданием собственного ландшафта), для того чтобы жители станции смогли воссоздать в холодном космосе уголок родной планеты, вырастив свои любимые растения или разведя какую-нибудь живность.
В игре есть единственный всеобъемлющий ресурс, который заменяет даже деньги - это Энергия. Постройка и дизайн станции, а также наем персонала требуют ее вложений, в то время как использование всех помещений гостями - приносит ощутимую энергетическую прибыль. Можно дополнительно стимулировать приток этого ресурса и стандартными средствами, строя Energy Booster'ы или утилизируя и перерабатывая отходы. Таким образом, баланс может быть сохранен десятком различных способов, что дает необходимую свободу развития.
Дизайн многих помещений станции авторы позволяют создавать Вам самостоятельно. Вы намечаете сначала предполагаемый размер, а затем расставляете внутри помещения произвольное число "мебели", позволяющей ему выполнять свои функции. Более того, такое помещение может быть переоборудовано или доукомплектовано в любой момент в случае появления у Вас дополнительных "прибамбасов" или перегруженности.
Теперь настала пора сказать несколько слов о населении станции. Сначала сеть Ваших помощников состоит лишь из электронных роботов. Они строят здания, следят за чистотой и порядком, короче, выполняют все рутинные операции. Но вскоре на станцию начинают прибывать весьма разношерстные гости, представляющие около десятка различных галактических рас.
Из числа этих жителей Вы можете нанять более квалифицированный персонал. Дело в том, что каждая раса имеет свою уникальную специализацию, позволяющую использовать ее представителей в определенных профессиях.
Последний момент, на который стоит обратить Ваше пристальное внимание, как администратора, это торговцы. До того момента, когда на Вашей станции появиться собственная производственная инфраструктура (лаборатории, фабрики и т.п.), эти заезжие гастролеры оказываются единственным источником прогресса и развития. Поэтому надо быть крайне внимательным к предлагаемому ассортименту, чтобы случайно не упустить возможность перейти на новый технологический рубеж.
Намеренно не рассказываю в этой статье о боевых действиях, кои Вам иногда придется предпринимать для захвата жизненно необходимых соседних секторов станции, уже кем-то занятых. Эта часть ни в коем случае не является основной для данной игры, а, потому столкнувшись с ней, Вы прекрасно разберетесь в ее принципах и сами.
В большинстве случаев (особенно на начальных этапах игры) наниматели ставят перед Вами совершенно конкретную задачу, которая накладывает строгую специфику развития вверенных территорий. Например, от Вас требуется построить космический госпиталь, способный принимать и лечить прибывающих пациентов, в другой раз все сведется к банальной зоне отдыха для рабочих, а может потребоваться постройка и настоящей космической исправительной колонии, которую, естественно, нужно спланировать совсем по-другому.
Кроме того, специализация станции на той или иной деятельности может строго контролироваться нанимателем, что вносит в игру дополнительное напряжение. Например, в космический госпиталь периодически наведываются проверки, следящие за чистотой вверенных Вам помещений (своеобразный СЭС), и после третьего предупреждения о нарушении этих правил заказчик легко может расторгнуть с Вами контракт и заставить начать все с нуля.
К сожалению, авторам не пришла в голову идея нелинейного развития миссий, с возможностью самостоятельного выбора соответствующих контрактов. А если бы на заработанные деньги мы могли бы между миссиями еще докупать какие-нибудь технологии, было бы вообще круто. Но даже при линейном развитии сюжета, игра не дает Вам соскучиться и практически не повторяет сама себя, хоть основные принципы развития станции остаются постоянными.
Для того чтобы вовремя отслеживать негативные явления, появляющиеся во вверенном хозяйстве в Вашем распоряжении, естественно, есть электронный помощник. Он своевременно сообщит о замеченных перегибах, а на начальных этапах даст достаточно основополагающих советов, чтобы заменить любой Tutorial.
Кстати о последнем, в игре есть несколько обучающих миссий, которые по традиции жанра разделены по тематике. Но, к сожалению, эти уроки не дают представления о внутренней организации космической станции в целом, а лишь рассказывают о принципах управления самой игрой (как камеру вращать, как строить, и т.п.). Попытавшись сразу после прохождения Tutorial'а поиграть в Skirmish, я столкнулся с проблемой полного непонимания того, по каким же принципам существует моя станция, и как ее правильно развивать. Только пройдя 4-5 миссий основного сюжета, я более или менее разобрался в общих закономерностях и был готов к "свободному плаванию".
В заключение хочется сказать несколько теплых слов о технологической стороне игры. На мой взгляд, она более чем хороша. Трехмерный графический движок поддерживает все современные новации, камера движется плавно и легко управляется, интерфейс абсолютно не перегружен и интуитивно понятен. Легкая техногенная музыка прекрасно скрашивает долгие часы, проведенные за игрой.
Отдельной похвалы заслуживает реализация функции Autosave. Мало того, что игра делает это быстро и регулярно, так еще и использует для этих целей три различных ячейки, что практически исключает тупиковый, бесперспективный вариант сохранения. Startopia - одна из немногих игр, где я практически не пользовался ручной функцией Save, полностью полагаясь на автоматические возможности и сосредотачиваясь лишь на процессе.
А процесс этот, как Вы уже должны были понять к этому моменту, чертовски увлекателен. Не буду давать никаких рекомендаций тем, кого все, что я написал выше, оставило совершенно равнодушным. Однако если Вы не из их числа, и, как и я, любите атмосферные и юморные игры, в прошлом просиживали часами за Dungeon Keeper'ом, а в настоящем не брезгуете экономическими симуляторами, то Startopia - это Ваш выбор, игра способная доставить удовольствие.