Восточные мотивы звучат все отчетливее При разговоре о продуктах компании ION Storm слово "долгострой" приходит на ум как-то совершенно само собой. Сначала все мы ждали Daikatana, которая по заверениям ее создателей должна была перевернуть весь мир Action игр. Ждали долго и упорно, а, дождавшись, мягко говоря, разочаровались.
Затем блеснул луч света в темном царстве в лице колоритного, потрясшего многих Deus Ex. Такого новаторского gameplay в сочетании с отличным фантастическим сюжетом игровая общественность давно уже не видела. Но луч блеснул, дебаты прошли, а дальше снова наступило томительное ожидание очередного долгостроя, о котором ходили не менее противоречивые слухи.
И вот, наконец, ION Storm распахнул плотный занавес и выпустил в мир очередную "новинку" под традиционно загадочным названием Anachronox. Вряд ли хоть кто-нибудь из Вас умудрился за долгие годы создания этого проекта ничего о нем не услышать. Но слухи - вещь весьма обманчивая, а потому давайте, наконец, взглянем правде в глаза и попробуем объективно оценить, чем же нас порадуют и чем огорчат "штормовики" в этот раз.
Удивительно, но уже вторая игра, созданная в этой компании, имеет явное тяготение к японской культуре. Причем, если в Daikatana это ощущалось, прежде всего, в сюжетной линии, то с Anachronox дело обстоит совсем иначе. Сюжет, в данном случае, никак не связан с историей страны Восходящего Солнца (в этом Вы сможете убедиться чуть позже), но зато само построение игры ненавязчиво толкает нас к воспоминаниям о японских аниме-RPG (особенно сильны, как мне кажется, параллели с такой серией, как Final Fantasy).
Все, начиная от манеры отображения диалогов, методов проведения поединков и заканчивая постоянными вкраплениями аркадных элементов в общую канву игры, вызывает в душе знакомые отклики. Честно говоря, я не возьмусь до конца объяснить, что толкнуло авторов (среди которых, кстати, нет ни одного японца, насколько мне известно) на такой шаг. Но одно могу утверждать твердо - такой стилизованный gameplay сыщет большую армию поклонников, как в нашей стране, так и за ее пределами, возможно, заставив некоторых из них изменить своим любимым приставкам с нашим любимым PC.
Но хватит общих слов, пора уже перейти к деталям. И начнем, пожалуй, с героев и сюжета, поскольку эти составляющие, на мой взгляд, служат краеугольными камнями любой хорошей ролевой, да и не только ролевой игры.
Итак, дело происходит в далеком будущем. Технология, естественно, шагнула далеко вперед, в то время как нравы практически не изменились. И хотя в привычных для человечества отношениях (взяточничестве, воровстве, игорном бизнесе и рэкете) стали принимать активное участие представители иных цивилизаций, на заселенных людьми станциях и планетах они быстро подстроились под "наши" правила игры, внося порой еще и более суровые поправки.
Для того чтобы в полной мере оценить все вышесказанное, Вам достаточно просто начать играть. С первых же кадров игры мы видим абсолютно типичную для данного мира картинку. Стильно одетый мускулистый детина силой пытается выбить из какого-то парня деньги для кредитора-покровителя. Избиение заканчивается картинным вылетом тела прямо сквозь нераскрытое окно и клятвенными заверениями, что если долг не будет возвращен через неделю, так легко(!) жертва уже не отделается.
Как Вы, наверное, уже догадываетесь тело, совершившее столь нестандартный выход из собственного жилища, и есть наш будущий герой, удачливый в прошлом частный детектив со странным именем Sly Boots. Страсть к азартным играм и весьма неудачное стечение обстоятельств привели его буквально на грань жизни и смерти. И именно из этой "задницы" (простите, другого слова тут просто не подберешь), нам и придется начинать все свои приключения.
Но не отчаивайтесь, в жизни Слая с этих самых событий как раз и начинается более светлая полоса (увы, зная количество предстоящих переделок, белой ее окрестить все же не удастся). Буквально вскоре, к своему и нашему счастью, в поисках очередной работы и денег наш герой натыкается на странного старца, ученого и коллекционера, который, почти не колеблясь (ну, не считая пары ссор и буквально одной драки), нанимает нашего супермена к себе в телохранители.
И с этой же секунды события игры раскручивают весьма витиеватый и закрученный сюжет, готовый накрыть Вас "снежным комом" почти в любую секунду. Все события вращаются вокруг загадочных древних (а может и совсем наоборот) артефактов, именуемых MysTech. Тайна, окружающая эти странные предметы, ведет наших героев и их друзей по многим экзотическим уголкам галактики в поисках ответов, которые, как правило, тут же оборачиваются все новыми и новыми вопросами.
Рассказывать подробности интересного сюжета, согласитесь, дело весьма неблагодарное и пустое. Поэтому я кратко резюмирую: история, рассказанная в игре Anachronox, действительно интересна и абсолютно непредсказуема практически до самого конца. Авторы припасли для нас массу сюжетных поворотов, неожиданных встреч и море интереснейших событий.
Кроме того, весьма немаловажную роль играет то, как эта история нам с Вами подается. И в этой связи в голову приходит только один эпитет - кинематографично. Хоть вся игра сделана на одной из модификаций ныне устаревшего движка Quake 2, дизайнеры, архитекторы и художники постарались просто на славу. Каждый мир, каждая планета, каждая станция обладает неповторимым колоритом, своей архитектурой, своими, присущими только ей, узнаваемыми особенностями. Причем все это живет своей собственной жизнью прямо на Ваших удивленных глазах. (В этой связи мне почему-то сразу вспомнился мир игры Omikron, где я впервые воочию столкнулся с трехмерным фантастическим городом, живущим абсолютно своей жизнью.)
Дополнительно хочется отметить прекрасную "операторскую работу", если можно так выразиться применительно к игре. Во время скриптованных сценок, коими изобилует игра, камера занимает просто превосходные ракурсы, то снимая панораму, то выдавая на-гора отличные крупные планы. Даже банальный подъем персонажей на лифте может быть обставлен так, что хочется любоваться им вновь и вновь.
Одним словом, при всех возможных технических несовершенствах, вызванных древностью движка, уже через 10 минут начинаешь жить с миром игры одной жизнью, абсолютно не обращая внимания на любые досадные мелочи.
Перейдем теперь к особенностям gameplay. Итак, игра принадлежит к жанру RPG, и по ее миру Вы сможете перемещаться не в одиночку, а целой партией героев. Состав этой партии не является постоянным, но количество участников никогда не превышает трех человек (хотя, по чести сказать, далеко не все герои в данной игре будут из клана homo sapiens). На своем пути герои будут выполнять задания, именуемые в народе квестами, сражаться с противниками и наращивать свой опыт. Одним словом, все весьма привычно, однако есть и свои специфические особенности.
Ну, например, каждый персонаж обладает одной весьма ценной способностью, которую он может применять во время исследовательской части путешествий (explorations). Так, Sly умеет вскрывать замки, его друг робот - взламывать компьютерные системы, а старик заговаривать противников до невменяемого состояния. В любой другой игре это было бы реализовано в виде системы развиваемых Skill'ов, но здесь все выглядит несколько иначе.
Каждое применение такой способности приводит нас к небольшой аркадной мини-игре, успешное исполнение которой и означает то, что Вашему герою удалось то или иное действие. Подход, прямо скажем, не самый стандартный для игр жанра, но к нему очень быстро привыкаешь, увлекаешься, и вскоре он кажется даже интересным. Ведь куда азартнее, когда успех удачного взлома замка не зависит от случайной статистики, а лежит практически полностью в собственных руках игрока, и зависит от его смекалки и ловкости.
К тому же аркадные моменты ненавязчиво встроены авторами и в основной сюжет игры. То на маленьком скутере нам нужно проплыть по заминированному водоему, то на космическом корабле покинуть готовую взорваться планету, лавируя между ее обломками, то... да мало ли что еще придется делать героям в поисках разгадки великой вселенской тайны.
Теперь настал момент сказать несколько слов о заданиях-квестах, которые, как и в любой уважающей себя ролевой игре, делятся здесь на основные и побочные. Основные планомерно и поступательно двигают Вас по рельсам сюжета, а побочные помогают заработать побольше денег или получить различные полезные предметы. Основные задания записываются автоматически в очень удобный журнал, где все полученные Вами дополнительные знания о них аккуратненько укладываются под соответствующие ветви задач. В момент выполнения той или иной части задания соответствующая запись меняет свое содержание для адекватного отражения полученного результата. Одним словом, все аккуратно запротоколировано и позволяет в любой момент провести "разбор полетов".
Причем неоценимую помощь в начальные моменты игры оказывает Вам личный голографический секретарь Слая по имени Фатима (которая, кстати, по сюжету и ведет для нас вышеупомянутый чудесный журнал, вставляя в него иногда весьма колкие замечания). Как только мне казалось, что мое продвижение зашло в полный тупик, как вдруг в воздухе раздавалось знакомое жужжание, и возникшая из ниоткуда чудесная девушка делилась со мной очередной порцией информации, почерпнутой из компьютерных сетей. Эти ценные сведения практически всегда служили мне отправной точкой или ключом к правильному решению насущных задач.
К сожалению, с течением игры встречается довольно много однотипных по смыслу задач. То требуется найти три частоты для лазеров, то восемь(!) правильных ответов в бюллетене для голосования... Решается каждая из частей этих головоломок, конечно же, по-своему, но их одинаковая сущность порой несколько утомляет.
И с побочными квестами авторы поступили просто по-варварски. Эти "приятные мелочи", встречающиеся довольно часто в интерактивном мире Anachronox, абсолютно нигде не фиксируются. Остается полагаться только на свою твердую память или вести дополнительный журнал на листочке бумаги. Странная и весьма досадная, на мой взгляд, недоработка.
И в заключение несколько слов нужно сказать о боевой системе, корни которой растут из сериала Final Fantasy, и те, кто хоть немного знаком с этой игрой легко представят, о чем идет речь. Для остальных попробую пояснить.
Дело в том, что хоть персонажи и делают свои ходы по очереди, строгой последовательности между ними нет. Все определяется неким хронометром, который есть у каждого персонажа, и в момент, когда он делает полный круг, персонаж выходит из небытия, обретая возможность "ходить". Однако, эту возможность можно и не реализовывать, выждав в состоянии готовности сколь угодно долгое время.
Каждый боец в свой ход может воспользоваться штатным оружием (которое, естественно, подвергается модернизации на протяжении игры), переместиться по игровому полю, использовать свои боевые навыки (защитные экраны, ослепление или оглушение противника, и т.п. технологические штучки), использовать предмет из Inventory (для лечения или нападения) или применить MysTech (местный аналог боевой магии... уп-с, я, кажется, проговорился). В результате такого широкого выбора поединок приобретает окрас полноценного тактического действа, а не сводится к банальному поочередному обмену выстрелами.
Полагаю, приведенная выше информация уже сложила у Вас некое представление об этой игре. Но на всякий случай все-таки резюмирую.
Итак. Перед нами, безусловно, далеко не рядовая игра. Ее некоторая обращенность на Восток, скорее, служит на пользу делу оригинальности и наверняка найдет широкий отклик в душах, понимающих толк в аниме. Оригинальный и весьма динамичный фантастический сюжет в сочетании с отличной кинематографичностью его подачи создают отличную игровую атмосферу, позволяющую с головой погрузиться в мир Anachronox. Хорошо продуманная боевая система добавляет необходимый динамизм в неспешный процесс исследования дальних и порой весьма враждебных миров.