Все хорошее когда-нибудь заканчивается... Наконец-то разработчики из Bioware решили прикончить один из самых известных ролевых сериалов, который когда-либо знал мир. Речь идет об эпохальном и неподражаемом Baldur's Gate. Хотя, наверное, все эти поминальные пляски вокруг жертвенного костра тоже своего рода некоторый обман, то бишь небольшое такое надувательство, которое раскроется только с выходом BG3. Понятно, что действо там будет разворачиваться уже на абсолютно новом движке ("рабочая лошадка" Infinity свое уже вроде бы отпахала...), но все с теми же актерами и декорациями. В общем, лично я отказываюсь верить, что какой-то надутый игровой бонз все же осмелился-таки поставить жирную точку в конце многотомного сочинения под названием Baldur's Gate. Ну а пока, как это ни прискорбно звучит, но все складывается именно так.
Как и положено, в самом конце расставляются все точки над i, и все части головоломки, растянутой на долгие четыре части, наконец-то, встают на свои места. То бишь, дальше кота за я..., то есть за хвост тянуть никто не позволит, и хочешь - не хочешь, а придется в финале решительно постучаться в запертую дверку с буквами "THE END". Зато вы все-таки узнаете, кто же на самом деле была ваша мать, и какого лешего с вами, как курица с яйцом, носился ваш наставник Горайен. Не буду раскрывать всего сюжета, обрисую лишь все это безобразие в общих чертах. Итак, вас, как сына бога Баала, любимая мамаша решила в свое время принести в жертву, впрочем, как и целую дюжину таких же "божественных" отпрысков. Горайен прознал про этот ужасный ритуал и выкрал вас из замка, а вот кровному братцу, Саревоку, повезло намного меньше, пришлось горемычному бедолаге выбираться оттуда самому. Поэтому он вконец осерчал на дядьку Горайена и при встрече, недолго думая, отправил почтенного старичка в мир иной. Кстати, в самом начале add-on'а вы встретитесь с Саревоком, который и присоединится к вашей команде.
Странно как-то выходит, убивал-то этого подлеца я уже дважды, а он и в ус не дует. Наверное, потому что "горец!". Горайен, кстати, тоже хорош гусь - нападет на вас при первой же возможности. Помимо Саревока вы можете включить в свою тусовку ВСЕХ NPC, с которыми вы странствовали во второй части. Для этого вам надо попасть в свою карманную вселенную, Pocket Plane, и начать заниматься подбором "новых старых" кадров для очередных приключений. Эх, и сколько было связано со всеми этими именами: Имоен, Минск, Джахейра... всего и не перечесть. Ну, а когда у вас появиться "заклинание перехода", вы сможете посещать это родимое гнездышко вообще в любое время.
Уровень экспы теперь начинается с 2 500 000 единиц, что соответствует 14-16 уровню у разных классов (самый-самый уровень нонче, страшно сказать, - 40-й). Максимальный же размер опыта составляет цельных восемь "лимонов". Конечно, набрать столько нулей в свою копилочку можно, только исполнив все на свете квесты, да проутюжив не по одному разу все окрестные леса и перелески. Для сравнения могу сказать, что в BG1 максимум составлял всего лишь смешные 89 000.
В этом же планаре есть несколько защитных барьеров, которые будут открываться по мере прохождения сюжета. Что за ними скрывается, я говорить не буду, скажу лишь, что сюрпризы вас тут ожидают и притом немалые.
Лично я нашел для этой вселенной еще одно полезное применение: вместо того чтобы долго и нудно плестись в ближайший город для отдыха и поправления малость пошатнувшего в боях здоровья, я переносился сюда (можно в любой момент, окромя битвы) и быстренько подлечивал тута свои боевые шрамы. Причем заметьте - на халяву (экономится целых несколько драгоценных монет! :) ), да и монстры никакие не беспокоили. Короче, райское местечко, не то слово.
Тут же по соседству летает небольшая тварь по имени Cespenar, которая может про'upgrade'ить различные предметы, делая их более навороченными и смертоносными. Например, присобачить лишнюю "голову" к трехпалому Flail of Ages. Только ее сперва придется еще разыскать.
Ну, а если вы не хотите начинать игру с нуля, а желаете использовать своих уже прокачанных, многоопытных бойцов - всегда пожалуйста. То есть вы можете спокойно импортировать команды из прошлых сейфовок и не забивать себе голову всякими глупостями вроде продолжительной генерации персонажа или сколачивания команды. Причем здесь стоит немного поподробнее осветить такой момент, как встраивание этого Add-on'a на оригинальный BGII. На самом деле данный сиквел позволяет играть в BGII двумя способами.
Первый авторы обзывают Add-In, он позволяет играть в самый обычный BGII, только на знакомой карте появляется новая локация - многоуровневое подземелье Watcher's Keep. Оно чем-то схоже с Durlag's Tower, которая была в add-on'e BG: Tales of The Sword Coast. Иными словами, здесь вас ожидают очень навороченные монстры, часть из которых придется выносить при помощи особых хитростей, масса магических ритуалов и всяческих колдовских головомоек по типу - найди кучку секретных артефактов, поставь вон на тот алтарь, потом трижды покрутись на левой пятке и смачно плюнь в направлении северного ветра, ларчик-то и откроется.
Если вы выбираете второй вариант игры, именуемый Add-on'ом, то сразу попадаете на абсолютно новую карту, на которой, кстати, в самом верхнем левом углу сиротливо так притулился уже знакомый Watcher's Keep. Причем, пока я следовал сюжетной линии и исследовал чуть ли не всю карту, никто так и не удосужился направить мои стопы в сторону этой древней тюрьмы, пришлось выступить в роли татарина и заявиться туда этаким незваным гостем.
Начинаются же все ваши приключения в стольном граде по имени Сарадуш, расположенном в самом центре графства Tethyr, что южнее Amn'a. Его осаждает кучка огненных гигантов, похожих скорее на обыкновенных великанов, стремящихся закидать все вокруг своими огненными бульниками. Поэтому зевать лишнего на улице не советую, от разрыва одного такого камня поблизости пол вашей команды вмиг сляжет с диагнозом "офигительное поплохение". Возглавляет этих монстров ваш божественный братец Яго-Шура, причем просто так его завалить не удастся, сперва придется проведать его мамочку, а потом раздобыть два сердца - ее и ее великовозрастного дитяти. Только после этого вы сможете уничтожить обидчика и попрыгать после на его хладном трупике. Дальше больше - потихонечку будут открываться все новые и новые локации, практически на каждой из которых вам придется вынести одного или нескольких "Детей Баала". Прямо плюнуть некуда, чтобы не попасть на чью-нибудь божественную макушку.
В отличие от предыдущего дополнения, это, на мой взгляд, вышло самым толковым. И по продолжительности оно поболе будет (30-50 часов в зависимости от крутизны играющего), да и по насыщенности сюжетом тоже оставляет TOSC тоже далеко позади. Я уже даже не говорю о сравнении с микро-бонусом к Icewind Dale'у, который усиленно пытался натянуть на себя маечку полноценного Add-on'a, но так ничего из этого и не получилось.
Еще всех любителей покопаться в инвентаре и полистать магические книжки приятно порадуют пять десятков свеженьких спеллов, сотня новых орудий убийства и предметов, в числе которых пояс для стрелок и дротиков, мешочек для драгоценностей, куча различных склянок с зельями, плюс еще масса артефактов и прочих уникальных item'ов. Кстати, при помощи парочки свежезасаммоненных демонов, вроде Dark Planetar вы можете исследовать новую территорию, оставаясь при этом на месте. Бравый монстр сам шастает по локации, открывает территорию и даже запускает разговоры с ключевыми персонажами, что всем прочим зверушкам ранее было недоступно. Надо сказать, что это подспорье пришлось как нельзя кстати и неплохо скрашивает тяготы долгого пути. Еще появилась новая специализация у магов - WildMage, который юзает в основном непредсказуемую магию, пользоваться которой поначалу следует с повышенной осторожностью, а то мало ли чего.
Новые монстры здесь тоже имеются: Solars, Fire Giants, Hive Mothers (всего под 40 видов, хотя это, на мой взгляд, небольшое рекламное преувеличение), куда ж без них, родимых, правда, на этот раз впечатляют они несколько меньше. Видимо, оттого, что менее помпезно смотрятся, да и попривыкли мы уже понемногу и к драконам и к мускулистым великанам в пол-экрана.
А теперь коснемся немного внешнего оформления финальной части этой эпической саги. В общем, по части графики или музыкального сопровождения BGII:TOB ничем не уступает своим именитым предшественникам, но, с другой стороны, ни в чем их и не превосходит. Короче говоря, мелодии завораживают ничуть не меньше, чем раньше, а от детально выписанных интерьеров древних замков или городских кварталов слюнки текут все так же интенсивно.
Ну, а во всем остальном все прочие элементы той заумной и многогранной мозаики, из которой складывается эта замечательная игра, остались по-прежнему на своих местах, поэтому что-либо растолковывать вам по ...надцатому разу, я думаю, не имеет никакого смысла. Baldur's Gate - всегда останется Baldur's Gate'ом, с какого боку на него ни заглядывай или под какую лупу ни подкладывай. И вообще, судя по тем незначительным косметическим мазкам, которых с каждым разом наблюдается все меньше и меньше, разработчики продолжают идти по пути наименьшего сопротивления и действуют по принципу - "на кой чинить то, что и так прекрасно работает". Единственное, что все же несколько омрачает пришествие очередного "Балдура" в массы, так это осознание того неприглядного факта, что костлявая "финита" уже таращит на нас свои пустые глазницы и неуклюже замахивается остро отточенной косой. Хотя, как показывает практика, скоропостижная кончина одного мегапроекта всегда плавно перетекает в начало разработок его правопреемников. Да и кто в наше смутное время просто так, за здорово живешь, похоронит такую упитанную корову, несущую уже который год свои золотые яйца. Вот и я думаю, что цветочки на свежую могилку одного из столпов современной игровой индустрии нести еще рановато будет...