Как-то в стороне от многочисленных игровых писак осталась одна из немногочисленных игр от ID Software – Quake Live. Конечно, игра не совсем подходит для написания классических рецензией, ибо основана на мультиплеере чуть более, чем полностью, но раз уж рецензии на такие игры как World of Tanks, Battlefield: Heroes и т.п. имеют место быть, то придётся мне восстановить справедливость и постараться ответить на вопрос, удалось ли Кармаку и компании реанимировать великий Quake 3: Arena.
Для начала совершим краткий экскурс в историю игры. Проект под кодовым названием Quake Zero был анонсирован на QuakeCon 2007. Если кто ещё не знает, QuakeCon - это такое мероприятие, проводимое ID Software, где люди играют в Quake, слушают речи боссов ID, играют в Quake, узнают о новых играх компании, снова играют в Quake. Ах да, ещё там играют в Quake. Между прочим, такое популярное ныне понятие как "киберспорт" также началось, по сути с QuakeCon. Когда большинство современных киберспортивных дисциплин ещё даже не появилось, тут уже разыгрывали Ferrari! Но вернёмся к Quake Live. Уже через год, на QuakeCon 2008, был сыгран первый турнир по этой игре, хотя сама она ещё находилась на стадии закрытого бета-теста. Тогда же и было объявлено о переименовании Quake Zero в Quake Live. Кстати, история этого переименования довольно забавна. Кто-то оказался проворнее сотрудников ID Software и первым зарегистрировал домен quakezero.com, предложив выкупить его за солидную сумму денег. IDовцы, не долго думая, решили просто переименовать проект. По моему мнению, вся эта история оказалась только на руку, ибо название Quake Live гораздо более звучное, и символизирует возрождение великой серии.
Одно и то же место. Сверху – максимальные настройки, снизу – минимальные.
Одним из важнейших моментов игры с момента анонса была её бесплатность. Кармак сообщал, что доходы будут идти только от внутриигровой рекламы. Затем, правда, были намёки, что такой способ вряд ли окупит проект, а на QuakeCon 2009 было официально объявлено, что в игре будут и платные функции. Однако играть всё равно можно будет и бесплатно, и, что не менее важно, за деньги нельзя будет купить себе игровое преимущество, по типу суперброни или уберстволов.
Второй важный момент – игра привязана к сайту, с которого она и запускается. Благодаря этому шагу удалось избавиться от проблемы поисков новичками новых патчей, модов и карт для попадания на сервер – теперь всё необходимое скачается и установится автоматически. Также это позволило собрать в одном месте всю необходимую для игроков информацию – подробную статистику игр, награды, таблицы лидеров, странички кланов, поиск друзей и т.д. Однако это породило и минусы. Во-первых, теперь даже для тренировки с ботами необходим доступ в интернет. Во-вторых, лишние ограничения – до сих пор официально поддерживаются только браузеры Internet Explorer и Mozilla FireFox, хотя многие играют и на Opera, и на Chrome. Не сразу появилась и поддержка Linux и Mac.
В-третьих, в игре теперь нет возможностей использовать любительские моды и карты, а ведь именно они всегда были важной и неотъемлемой частью всех игр серии Quake. К старту открытого бета-теста (24 февраля 2009) в игре были только официальные карты Quake 3, переделанные на современный лад. Спустя некоторое время ID немного успокоили общественность, начав лицензирование наиболее популярных любительских карт. В настоящее время карт уже более 70, правда, большинство из них доступно лишь владельцам платных аккаунтов.
От подробной статистики никто не скроется.
О геймплее расскажу вкратце, думаю, все и так знают. Режимы игры следующие: Duel, Free For All (FFA), Team Deathmatch (TDM), Capture the Flag (CTF), Clan Arena (СА) и FreezeTag.
По сравнению с третьей частью изменились лишь некоторые детали. Например, дуэли теперь длятся 10 минут, а не 15. Немного изменён баланс оружий, добавлена парочка новых. Ещё появились так называемые DevPick'и – сервера со всякими необычными настройками, появляющиеся, как правило, на выходных. Ну а в остальном это всё тот же Quake 3 в новой обёртке. Хорошо это или плохо? Во всяком случае, не так рискованно. После относительного провала Quake 4 разработчики решили что от добра добра не ищут. Хотя конечно, беда Quake 4 не в плохом геймплее, а в слабой технической части, но следствие одно – поклонников третьей части больше.
Игра стала гораздо благосклоннее к новичкам. Помимо уже упомянутого автоматического скачивания, установки и обновления, здесь так же присутствуют тренировочные карты для совершенствования движений, и система подбора равных соперников, которая, конечно, далека от совершенства, но с основной задачей справляется – отгораживает новичков от поражений 0:50.
Концентрированное удовольствие – вот девиз Quake Live.
Говоря о Quake Live, невозможно не затронуть тему киберспорта. Здесь у игры была особая миссия. После того, как Quake 4 потихоньку убрали со всех мировых турниров, а Quake 3 оставался лишь у небольшого числа организаторов, впервые с 1996 года Quake оказался под угрозой исчезновения с радаров мирового киберспорта. Поэтому именно на Quake Live ложилась ответственность за вывод серии из кризиса. Бесплатность, доступность, проверенный временем геймплей, активное сообщество, поддержка разработчиков – обладая такими качествами, решение этой задачи не должно было составить проблем. Так и случилось. Сейчас по игре полно турниров, как в России, так и во всём мире. Играйте, выигрывайте, становитесь лучшими.
ИТОГИ
Плюсы: возможность играть бесплатно; простота установки и обновлений; награды, рейтинги, статистика, друзья, и прочие социальные примочки; постоянное развитие игры.
Минусы: только английский язык; нет выделенных серверов, а официальные создаются с большим напрягом; нет множества вещей, которые уже были реализованы в предыдущих частях серии.
ГЕЙМПЛЕЙ: 9/10 Всё та же классика. Придраться можно разве что к малому количеству режимов игры – всё-таки за долгие годы для серии Quake их было создано огромное количество.
ГРАФИКА: 8/10 Оценивать графику в таких играх – дело неблагодарное. 99% игроков всё равно отключают все графические навороты ради простоты и понятности картинки и повышения количества FPS. Но стоит отметить, что здесь всё довольно красиво. Картинка немного преобразилась со времён Quake 3.
ЗВУК: 8/10 Привычный набор мясных звуков – выстрелы, взрывы, громкие крики врагов, мрачный голос комментатора. Хотелось бы, конечно, более жёсткий саундтрек. В идеале – такой как в Quake 2.
ИНТЕРФЕЙС: 9/10 Здесь по сравнению с Quake 3 / Quake 4 – огромный шаг вперёд. Большинство настроек теперь доступны в меню. Такого не было даже в любительских модах. Иногда, правда, приходится таки залазить в консоль.
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 9/10 ID Software удалось малыми силами реанимировать классику, и вновь заставить множество людей вновь и вновь запускать Quake. Это ли не главное?