Анабиоз: Сон разума (Cryostasis: Sleep of Reason) - обзор игры
Украина, замечательная всё-таки страна. Жаль пока так и не удалось там побывать. Удивительно, но здесь, на постсоветском пространстве, делая ставку больше на качество игр, а не на их количество, мастера местного игропрома редко промахиваются. В процентном соотношении, качество здешних проектов во много раз превосходит западные разработки, хоть и уступает в ассортименте (Серия S.T.A.L.K.E.R., Xenus и его продолжение, вышедшее в марте 2010-ого замечательное Метро 2033). А Action Forms так и вообще удивительная студия-разработчик с непростой судьбой. И одна из немногих на моей памяти, которая раз от раза улучшала качество своих игр, не опускаясь уже ниже той планки качества, коя была установлена в последний раз. Из знаковых, древнейший Chasm: The Rift, затем через много-много лет Вивисектор, теперь Анабиоз... и, к сожалению, распад команды разработчиков, а соответственно и великой команды гениальных творцов. Что послужило такому грустному финалу предположить вполне реально. В конце концов, и всё хорошее когда-нибудь да заканчивается. Нынче некоторые из бывших её сотрудников сформировали студию Tatem Games, успешно занимающуюся выпуском игр под платформу Apple iOS. Что ж, что было, то было.
Но не стоит грустить друзья, ведь шедевры, созданные мастерами, будут жить вечно!
“Мемуары…” Если мне не изменяет память, то впервые я увидел Анабиоз весной 2008-ого. Тогда были показаны заманчивые геймплейные кадры (напоминающие, к слову, Doom 3 – мою любимую игру на тот момент) и свежие скриншоты игры с невероятной графикой (а если кто не знает, то автор этого текста маньяк графики – он от неё просто зависит). От текстур тогда уже слюнки потекли. Вследствие чего Анабиоз стал самым ожидаемым мною проектом в 2008-ом. Затем уже я опробовал саму игру за месяц до релиза, на выставке Игромир 2008, где башню от увиденного у меня снесло окончательно и бесповоротно (великолепные эффекты, замечательная картинка, невероятный звук). Там же я получил свой самый большой и самый ценный плакат в жизни. А оставшееся время до выдоха проекта сознание уже отсчитывало на автомате. В итоге Анабиоз стал первой игрой, кою я приобрёл в первые же дни релиза.
Сон наяву.
“Жили на земле в старину одни люди. Непроходимые леса окружали их таборы с трех сторон, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди”. Но пришли завоеватели и прогнали их вглубь леса. Лес старый и дремучий, в нем болота, от которых поднимается смертельный смрад. И люди начали гибнуть. Надо уходить из леса или вперед, или назад в рабство к захватчикам. Люди думали, что им делать, и слабели от этих дум. “Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни. Но тут явился Данко и спас всех один”. (М. Горький. «Старуха Изергиль»)
Вы верите в судьбу? Ответ на сей вопрос даст любой из нас. Одни скажут, что всё в их руках, другие, что дело случая, третьи, что судьба таки есть и всё уже предрешено. Другое дело верит ли судьба в нас?
Герой сегодняшнего обзора верил, пожалуй, во всё и в том числе в то что судьба тоже не оставит его одного. Я начну рассказ об этом чуде игровой индустрии, пожалуй, с повествования. Не часто это делаю, но это именно тот редкий случай, когда сюжет решает. Не скажу, как судьба распорядилась с Нестеровым (нашим протагонистом) и как он распорядился ею, но в конечном итоге, уверяю, вы не останетесь недовольными от времени, проведённого рядом с сия произведением искусства.
Нестерова мы видим всего раз по ходу игры. Ну, уж лучше так, чем всю жизнь быть обложкой диска.
История о метеорологе Александре Нестерове, который бросил вызов судьбе, и после прохождения игры оставит немало вопросов. Для одних всё будет очевидно, для других наоборот, запутано до чёртиков, третьи вообще сочтут сия сценарий достойным того что бы быть разобранным по составу, дав каждому эпизоду своё объяснение, между тем активно оспаривая теорию собеседника.
Поначалу и я не понимал, причём тут Данко, бабушка, периодически читающая сей рассказ, да и как я там очутился вообще? Но затем понял, что я ведь в объятиях этой замечательной атмосферы Action Forms, которую чувствовал и раньше (всё до боли знакомое). Тайны, тайны, очень много тайн, которые шокируют, запутывают но, в конце концов, мы таки полюбим всё это. Не все конечно, но большинство любителей подобной тематики в играх и фильмах уж точно не останутся равнодушными.
Это же замечательно, когда в игре присутствует своя философия, свой почерк. У игры вообще всё своё родное, так сказать. Это ей очень помогает. “Советсчиной” отдаёт в каждой каюте корабля, в каждом его помещении. А корабль у нас большой, точнее атомный ледокол – "Северным Ветером" именуется. Кстати, он вполне реален – а точнее это точная копия ледокола "Арктики", кой и по сей день служит в Мурманском морском пароходстве. И идя к заветному финалу, мы исследуем едва ли не все его отсеки, где каждое помещение корабля обладает своей неповторимой аурой. Даже под водой поплаваем в скафандре (не просто так, конечно).
Смотрится весьма сурово. Хотя на самом деле так оно и есть.
Красивая и в то же время мистическая история о том, как душа, способная изменять и предугадывать события прошлого и будущего, творила судьбу экипажа, поворачивая всё на 180 градусов.
В начале игры мы видим, что какой-то человек в капюшоне лежит в овраге. А между тем голос с экрана зачитывает нам “Легеду о Данко” из повести “Старуха Изергиль”. Потом нам показывают флэшбэк из прошлого как этот же человек (Нестеров соотв.) едет на упряжке с собаками, затем внезапно останавливается, собаки лают, лёд трескается и... именно с этого момента начинается наше чудо-воскрешение и поход в неизвестность. Так что фактически Нестеров мертв. И сперва ему надо изменить свою судьбу, а вместе с тем, по ходу прохождения, и судьбу экипажа. Предположу, что раньше он уже был на этом самом корабле, и его постигла неудача. Тело его живо, а душа лишь показывает ошибки прошлого и предостерегает его от новых напастей.
Возможно и другое. Следуя из названия можно почерпнуть, что именно разум Нестерова спит, а тело в это время совершает свой поход ровно так же, как и спит разум у персонала экипажа.
Периодически мы будем находить разные радиограммы и страницы из повести о Данко.
Не знаю кто, откуда и как, но Нестерову даровали удивительную способность – ментальное эхо. Благодаря этой чудо особенности, он может в прямом смысле влезть в шкуру недавно (или давно) умершего человека (и не только!), и спасти его жизнь в тот роковой момент, а заодно и помочь себе для того, чтобы открыть ту или иную дверь (ну или сделать что-то в этом же роде) и продвинуться дальше по сюжету. Иными словами говоря – спасая экипаж, мы помогаем и себе. Кроме того, наш протагонист способен предвидеть будущее. Не всегда конечно, но как минимум в самые роковые моменты нам это будет очень помогать – из этого фактически и вытекает теория о том, что, возможно, Александр уже гостил на судне, и не один раз, пытаясь с каждым разом продвинуться всё дальше и дальше. Можно подумать что мистика какая-то, но опять же, по приближению к долгожданной развязке всё встанет на свои места. Многое вам предстоит пережить по ходу сюжета, его неспешному течению, я бы даже сказал. Игра на самом деле благодаря своей фантастической атмосфере как будто замедляется. Все процессы, происходящие вокруг вас, кажутся тоже как будто во сне и в чуть замедленном движении. Прямо таки сказочно... сказочно, но страшно. Проникнитесь этой атмосферой, и игра не отпустит вас до последних аккордов в финальных титрах. В противном случае, вы будете её ненавидеть и не только за то, что многое рассказанное по ходу игры будет для вас непонятным.
А в целом, пройти Анабиоз, это как прочитать книгу, хорошую мудрую книгу, после осознания которой будет что вспомнить и которая оставляет в памяти своё неповторимое очарование.
Раз, два, Фредди заберет тебя, Три, четыре, запирайте дверь в квартире, Пять, шесть, Фредди хочет всех вас съесть, Семь, восемь, Фредди к вам придет без спроса, Девять, десять, никогда не спите, дети. (х/ф «Фредди Крюгер»)
Эта знаменитая песенка легендарной классики ужасов из кинофильма “Фредди Крюгер” как ничто иное в точности описывает всё происходящее с нашим героем по ходу игры. Кошмар, творящийся во сне, невозможно описать, его надо прочувствовать. Холодно, темно, всё покрыто инеем, чувствовать себя в такой обстановке крайне неуютно, да тут ещё и твари воплощённые сознанием понавыползали.
В игре катастрофически холодно. Причём настолько, что холод уже в прямом смысле выходит за пределы экрана и отражается на вас. Конечно, если вы будете играть в Анабиоз летом, при 20-ти 30-ти градусной жаре, то ничего не выйдет и “волшебного” эффекта не будет, но попробуйте играть при “минусе за бортом“ и вы поймете, о чём я говорю. Тут скрывается ещё одна важная “фишка” игры.
Борщец вот-вот будет готов.
Удивительно, но в игре нет аптечек, да и ладно бы это – здесь даже банальной регенерации здоровья то нету. Наша жизнь теперь всецело зависит от того, насколько нам тепло и уютно. “Счётчик” тепла на интерфейсе экрана и есть состояние нашего организма – его температура. Если кружок заполнен краснотой как минимум до половины, то мы очень хорошо себя чувствуем и можно даже пробежаться в некоторые моменты. Если едва ли не весь кружок заполнен синим цветом – жди беды. Не успеете в ближайшие минуты погреться о заветную лампочку/костёр/любой другой источник тепла – ну, судьба Настеньки из х/ф "Морозко" вам знакома "- кто посоха моего коснётся, тот…".
Хотя у нас тут дело почище. Никаких небесных сил, добрых дядек или собачек-спасателей (хотя в начале всё же есть некие), нам в помощь не дадут. Зато выдадут существ, в которых мы позднее узнаём членов экипажа, коих сознание Нестерова изменила до неузнаваемости и они уже потеряли не только человеческий облик, но и навсегда подчинились холоду. Безусловно, все они его рабы и теперь защищают “свой” дом от вмешательства “тёплых” сил, дабы те не нарушили их вечный покой. Врагов у нас довольно таки большая разновидность. Самые безобидные из них – боцманы и кочегары (безоружные). Одни медленные, другие, обладая высокой подвижностью, наносят не столь ощутимый вред здоровью протагониста. С каждым ударом/выстрелом по нашему герою, он теряет изрядную долю тепла и стремительно приближается к состоянию полного обморожения.
T-800 "USSR-Revision".
Оружие в игре типично для советских времён, но для нашего времени, конечно, старовато. Да что для нашего, и для 1981 года “трёхлинейка” выглядела уже диковато. Но в любом случае, стреляет оружие громко и мощно, а все приспособления для самообороны выполнены изящно и правдоподобно (особенно удался водопроводный вентиль).
Красота спасёт мир!
Анабиозу многое передалось по наследству от Вивисектора. Захватывающий, но дико непонятный поначалу сюжет. Замечательная атмосфера. Много философии (хотя стоит отметить что в “звере” её будет по более). Отменно подобранные голоса (в обеих играх озвучка высший класс). Даже движок тот же – AtmosFear, только на этот раз уже с приставкой 2.0. И он выдаёт что-то невероятное!
Графика проекта под стать всем остальным его показателям. 4-ые шейдеры (direct3D 10) в руках мастеров могут выдавать поистине просто невероятную картинку и эффекты. А если ко всему этому ещё добавить сверхнавороченный physX от nVidia, то кроме как пиршеством геймерских глаз это больше никак не назовёшь. Сногсшибательные морозные эффекты. Процесс оттаивания инея, наблюдаемый при включении света в помещении или запуске какого-либо источника тепла. Потрясающие капли воды, скапливающиеся в единую массу по всем законам физики. Снежные эффекты, метель, тлеющие костры. Чёткие и высоко-детализированные текстуры. Анимация разве что подвела, да топорные модели персонажей, но это мелочи. Конечно, для всех этих прелестей и компьютер вам потребуется соответствующий, но, красота, она ведь требует жертв? :)
Божественно!
Есть и обидные новости. Владельцы карт AMD-Radeon не смогут увидеть многие прелести физического движка. Кроме того, игра настолько недолюбливает карты “зелёных”, что глюкобагов в ней оказывается в разы больше чем при игре на картах от nVidia, вдобавок ещё и дико тормозя.
In the end...
Заканчивая сей обзор, хочется снова вернуться к сюжету как к самой главной, по моему мнению, составляющей Анабиоза.
Последние три главы проходятся уже фактически налегке, но просто-таки напичканы всевозможной человеческой философией, пищей для размышления, жизненными ценностями. Да и вообще – кто есть человек в сущности своей?
Как закончится сон Нестерова, безусловно, уже предрешено судьбой, несмотря на некое разветвление в концовке. Но в большинстве своём, дойдя до финала, мы хотим всегда увидеть хэппи-энд, каким бы суровым наш враг и не был. Потому что мы любим жизнь и это прекрасно. Потому что мы верим в справедливость, ведь так мы устроены. Потому что мы всегда и в любой ситуации должны бороться до конца и никогда не сдаваться – ведь мы верим!
Да и просто, потому что добро... оно ведь всегда побеждает зло. Не так ли? ;)
Оценки:
Графика и Анимация – 9,5/10
Физика и интерактивность – 9,5/10
Геймплей – 10/10
Сюжет – 10/10
Атмосфера – 10/10
Звук и Музыка – 10/10
Итого – 9,8/10
Игра была пройдена на системе:
Intel Core 2 Duo CPU E6850 3,00Ghz
Video EVGA GeForce 8800GTS 512MB KO Edition @ 740/1835/1980
MB ASUS P5KR
OCZ mem. PC-6400 (800Mz) DDR II 4*2Gb (8192Mb)
HDD Seagate Barracuda 2*250Gb
HPU ATX Hiper 880W
AS TopDevice TDE 451 5.1 (150W)
OS Windows Vista Ultimate x64 SP1