Может это и прозвучит банально, но всю свою историю человек мечтает о звездах. Он хочет познать звезды, и если раньше они считались душами умерших, то с развитием астрономии космос становился все глубже, загадочнее и привлекательнее. И даже сейчас самый занятый человек, подняв летней ночью голову к небу, увидит Млечный Путь и испытает своеобразный экстаз, если попробует представить себе всю эту бездну, полную тайн.
И если освоение космоса в реальной жизни пока идет медленно, то уж в произведениях искусства можно оторваться по полной программе. Особенно хорошо отрываться, если ты – компания Bioware, которая никогда не экономила на создании годных и красивых RPG. В этот раз они порадовали нас отличной игрой, полной космической романтики, интересного сюжета и прочих вкусных плюшек, о которых я вам сейчас расскажу.
Человечество – Галактические «духи». Станут ли они «дедами»?
Если вы любите крепкую научную фантастику, то игра начнет очаровывать ваше сердце еще с главного меню. Начиная игру, стоит окунуться в бездну кастомизации. У персонажа можно менять многие черты: глаза, прическу, носик и т.п. Единственное, что останется неизменным – фамилия Шепард. Почти что shepherd – «пастух» в переводе с английского, довольно символичное имя для лидера ролевой пати. Так у меня и бегал Wizary Shepard. Тут же вы выбираете прошлое своего героя. Он может быть «спейсером» – человеком, родившимся в космосе (не в открытом космосе, естественно, а на станции), колонистом, рожденным в одной из многочисленных человеческих колоний, и даже землянином!
Что может быть лучше нескольких микрограмм разогнанной до околосветовой скорости материи в рожу?
Вдоволь наигравшись с созданием персонажа, слепив себе аватар по вкусу (нет, я не о трехметровых синих ребятах), можно наконец-то отправляться в путешествие.
Дав немного побегать и освоиться с управлением, вас отправляют десантом спасать колонию людей на богом забытой планетке. Суть проблемы проста: на планету внезапно высадилось нечто, и сразу устроило геноцид, а ведь совсем недавно в этой колонии был найден могущественный артефакт древней цивилизации Протеан, который может устроить очередную революцию в науке.
Если вы играете на Xbox, то первая же битва вас озадачит. Впрочем, это беда всех шутеров для «коробки» – прицеливаться правым аналогом не очень удобно. К счастью, в этой игре Bioware нашли элегантный выход из проблемы. Помните фирменную «боевую паузу», в которой тысячи раз замирали персонажи Baldurs Gate, Newerwinter Night, Knights of the Old Republic, а позже и Dragon Age? Да, они умудрились запихнуть эту паузу и сюда. Благодаря такому решению, вы можете неспешно прицелиться в паузе, отдать приказы вашей лихой команде, а потом снова запустить ход времени. Ещё одной тактической хитростью, на которую пошли Bioware в борьбе с правым аналогом стала стрельба из-за укрытий. Персонажи могут «прилипать» к горизонтальным поверхностям, из-за которых удобно вести огонь. Выгода консольщика тут налицо: можно беспрепятственно окопаться, хорошо прицелиться, а потом вести огонь из укрытия, иногда корректируя всё это дело через паузу. При этом ваши товарищи просто обожают лезть вперед и красиво падать под вражеским огнем. К счастью, «умирают» они не навсегда, а лишь до конца боя. Но вот если снесут самого Шепарда – песенка спета.
После первых жарких битв вы возвращаетесь в цивилизованный мир – на Цитадель. Огромную, висящую на перекрестии космических трасс станцию, которую населяют миллионы разумных и не очень существ со всех уголков Галактики. Поклонники Вавилона 5 будут довольны! Заправляет всем Галактический Совет, который вам поручают предупредить о новой угрозе, нависшей над всеми разумными расами – Гетах, агрессивных машинах, начавших нападать на колонии.
Постепенно вы узнаете больше об этом своеобразном, но очень крепко скроенном фантастическом мире. Совсем недавно по космическим меркам люди обнаружили на Марсе артефакты древней цивилизации, тех самых злосчастных Протеан. На основе полученных технологий был открыт так называемый mass effect (эффект массы), который и дал название игре. На этом феномене построено все оружие в игре, им пользуются биотики – персоны, владеющие телекинезом в разных его проявлениях, но самое главное – он позволяет путешествовать на галактические расстояния с огромной скоростью. Человечество внезапно обнаружило, что в Галактике уже довольно много цивилизаций, все поделено и к людям относятся как к только что вылезшим из каменного века мумбам-юмбам.
Нет, это не Галактическая Гюльчатай.
Однако люди довольно быстро завоевали расположение Галактического Совета, поразили всех своей кипучей энергией и изобретательностью. Естественно, многим не понравились эти выскочки с голубой планеты. Игрок оказывается как раз на переломе отношения к людям, и ему выпадает уникальный шанс стать одним из Спектров – элитных агентов Совета, в которые людей до этого ни разу не принимали.
Но довольно о сюжете. Рассказывать заранее о перипетиях истории этой игры – форменное преступление. Одно могу сказать точно – сюжет отличен. Он построен по всем канонам ролевых игр от Bioware, и если вам нравились прошлые их игры, то порадует и эта.
Вся власть роботам!
Воевать вам придется по большей части со злыми роботами «гетами». Эти ребята не знают пощады и знакомы с основами тактики, поэтому так просто расстреливать их не получится – враги прячутся за энергетическими щитами, баррикадами и естественными препятствиями, а иногда особо наглые прибегают и вырезают всю команду.
Но вам будет, что противопоставить недругам! «Массострельное» оружие в игре делится на пистолеты, дробовики, штурмовые и снайперские винтовки. Естественно, каждый тип служит для своих целей, и не все персонажи могут использовать любое оружие. Например, я играл адептом-биотиком, который лихо, в джедайском стиле расшвыривает врагов по углам. Но при этом эффективно управляться он может лишь с пистолетиком. Вот и приходится выкручиваться, думать, одевать вашу команду из трех человек (или инопланетян) под разные ситуации.
Путешествовать по Галактике Шепард будет на небольшом корабле Normandy. Сразу узнается фирменный и любимый ход Bioware. И, правда, какой космический герой без собственного корабля, будь то Ebonhawk или Normandy?
Бармены остаются барменами даже в космосе, и всегда готовы разболтать пару секретов.
Кроме шустрого кораблика нам дадут покататься на космическом танке MAKO. Он предназначен для вылазок на планеты и снаряжен пулеметами, а также мощной пушкой. МАКО понравится вам сразу, особенно когда вы поймете, что врагов-пехотинцев на нем можно просто давить, и сразу же начнется «космический GTA».
А вот персонажи по сравнению с другими играми от Bioware запоминаются не так сильно. Приятными исключениями тут являются Урднот Врекс с его фирменным черным юмором и очаровательная, загадочная Тали’Зора нар Райя.
Стоит отметить великолепную графику, из которой в Xbox версии выбиваются только тени. Порой они ложатся так нелепо, что портят всю картину. Но этот минус заметен только в диалогах с другими персонажами. А диалоги тут роскошны – озвучено все, что может разговаривать. Даже главный герой, обычно остающийся молчуном-телепатом, тихо проецирующим в головы собеседников свои вопросы, в этот раз наделен приятным мужским или женским голосом.
Музыка тоже к месту – техно и своеобразный «космический» амбиент делают свое дело, погружая игрока в действо. Лишь иногда во время мирных пробежек или поездок в лифте амбиент был слишком убаюкивающим, и я просыпался, уже упав со стула.