Гонки — один из самых старых жанров видеоигр, зародившийся еще во времена аркадных автоматов, когда люди не знали даже о 8-ми битных консолях. Со временем совершенствовалась графика, физика поведения автомобилей, трассы становились разнообразными, но суть оставалась прежней — добраться до финиша первым, обогнав всех соперников. Некоторые студии, работая над своими проектами, отдавали предпочтение симуляции, а другие — заводному геймплею и динамике. Вторым путем пошли и ребята из компании Bizarre Creations, сделав ставку на стрельбу. Но что-то у них не заладилось...
Основная беда Blur не в откровенно слабой графике, не в парадоксально скучном геймплее и даже не в плохой модели повреждений, а в дикой, какой-то неестественной страсти разработчиков к окружностям. Здесь закольцовано буквально все. Взять хотя бы трассу, проходящую по живописной сельской местности. Фермы, заросшие низенькой травкой луга, бездорожье, сменяющееся асфальтом и наоборот, птички поют, коровы пасутся. Двумя словами — неописуемая красота! Душа так и просит проехаться из пункта А в пункт Б, выбрав подходящий маршрут. Нет же! Заботливые разработчики будто железными рукавицами взяли трассу и сжали ее в круг, сделав несколько хиленьких ответвлений, дублирующих основной путь.
Ну, или, к примеру, оживленные городские улицы. Небоскребы, неоновые лампы, фонари, ровное дорожное покрытие. Рука так и тянется повернуть руль и прокатиться по соседней улочке. Но нет, проезд закрыт! У нас еще трасса не пройдена. Так и заставляют нас разработчики наматывать один круг за другим. Любоваться на отгороженные выезды и сталкиваться с отбойниками, за которыми скрываются вроде бы симпатичные постройки.
Взрывная волна в действии
О местных развилках можно написать кратко. Они тут есть, но толку от них ровно столько, сколько от быка на лошадиных скачках. Сделаны они больше для того, чтобы создать у пользователя иллюзию разнообразия. Вроде бы на втором круге свернули, и вид изменился, но уже через несколько секунд вновь выехали на основную дорогу.
Все это можно списать на аркадность игры, ведь даже сами авторы не претендуют на лавры создателей реалистичного симулятора. Задача Blur не обучить вас хитроумному управлению машиной и не познакомить с достопримечательностями известных городов, а просто развлечь. Пришли с работы или учебы, уселись в мягкое кресло или на удобный диван, взяли в руки любимый джойстик и на пару часов забыли обо всех делах и проблемах.
Основное оружие Blur в борьбе со скукой — это, безусловно, всевозможные бонусы, которые вы будете собирать на трассах. В обычных гонках вы просто разгоняетесь на дороге, обходите соперников и стараетесь прийти к финишу хотя бы в первой тройке. В этой игре все иначе, здесь не действуют правила стандартного состязания. Каждый из участников соревнования будет использовать различные запрещенные способы борьбы с вами и друг с другом. Вам придется действовать теми же методами.
Сели на хвост к супостату? Тогда ничто не мешает вам выстрелить в него лазером или пустить ему в след огненный шар. Увидели, что справа или слева к вам подбирается коварный враг? Тогда сбейте его с пути, создав вокруг своего автомобиля своеобразную взрывную волну. Плетущихся сзади оппонентов можно уничтожать минами, на пути лидеров расставлять электрические ловушки, существенно замедляющие ход угодивших в них машин.
Старт, а сейчас я буду первым
Кроме того, есть в Blur и более мирные способы вырваться вперед, не причинив сопернику никакого урона. Мгновенное ускорение поможет вам на несколько секунд развить очень высокую скорость. А ремонт поспособствует восстановлению вашего авто прямо на ходу. Это еще один кивок в сторону аркадности. Ни в каких настоящих гонках вы не сможете починить свой транспорт, не останавливаясь и не сбавляя скорость.
Все эти преимущества (лазеры, мины, огненные шары и т.д.) можно получить, собирая расставленные разработчиками на дороге бонусы. Некоторые из призов неплохо запрятаны и для того, чтобы взять их в свои руки придется учиться маневрировать, прижиматься к бордюру и входить в поворот по особой траектории.
К слову сказать, управление реализовано не самым худшим образом. Чувствуется тяжесть машины, инерция, позволяющая нам пустить любимую тачку в занос и не дающая резко затормозить. Автомобиль не кидает по трассе из стороны в сторону, он твердо стоит на колесах и весело подпрыгивает на кочках.
Поведение транспорта на трассе зависит еще и от его типа. Спортивная машина лучше разгоняется, хорошо управляется на качественном асфальтированном покрытии, но ведет себя из рук вон плохо на грунтовых дорогах, в сельской местности, о которой мы уже писали выше. К автопарку в Blur придраться нельзя. Разработчики приобрели лицензии на использование в игре более пятидесяти реально существующих автомобилей. Среди них есть и обычные седаны, и хэтчбеки, и внедорожники, и дорогие спортивные тачки, и даже смешные раритетные машинки, будто приехавшие к нам из шестидесятых годов. Только вот мотоциклов не хватает. Среди марок вы найдете Ford, Mustang, Chevrolet, Toyota, Evo, Nissan и другие.
Как и в большинстве гоночных игр, в Blur машины можно улучшать, устанавливая более резвые двигатели, продуманную систему торможения и так далее, что вкупе с достаточно реалистичным управлением помогает добиться желаемого результата в конкретном соревновании.
Какой динамичный взрыв!
Причем дело не ограничивается обычной поездкой наперегонки с двадцатью оппонентами, хотя и они здесь есть. Можно еще прокатиться по трассе в гордом одиночестве, пытаясь успеть за отведенное время пройти все чекпоинты. Сразиться с врагом один на один. Или отправиться в опасное путешествие по уже знакомому кольцу, расстреливая врагов и зарабатывая тем самым время и специальные очки, которые можно тратить на улучшение железного друга и на продвижение по карьере (открытие новых трасс и автомобилей).
Баллы можно получать самыми разными способами. Например, нанося противникам урон, или приходя к финишу в тройке лидеров, либо собирая на трассе соответствующие бонусы. Весь геймплей завязан на очках — чем больше вы их получите, тем быстрее разблокируете заветную тачку или какую-нибудь трассу.
Однако добраться до финала в числе призеров очень непросто. Самое веселье начинается тогда, когда у вас на хвосте оказывается десяток вражеских машин, желающих спихнуть вас с первых строчек. Кто-то из них будет ставить ловушки на вашем пути, кто-то стрелять в вас лазерами или огненными шарами, кто-то будет ускоряться и, приблизившись, выталкивать вашу машину с трассы специальной взрывной волной. Кстати, на этот случай предусмотрен крайне любопытный бонус, после активации коего вокруг вашего железного друга образуется защитный энергетический кокон, предохраняющий его от повреждений. Жаль только, что его время действия сильно ограничено.
Кто не успел — тот опоздал
А вот сам урон проработан не так хорошо как, скажем, управление. Трескаются стекла, царапается металлический корпус, отваливается бампер и... пожалуй, все, хватит, подумали разработчики. После достижения определенного уровня повреждений вам сообщат, что автомобиль развалился и вознаградят совершенно новеньким аналогом уничтоженного. Никаких минусов, кроме потерянного места.
Возможно, физическая модель выглядела бы посолиднее, не будь графика такой древней, она портит впечатление буквально от всего. Авторы сделали ставку на яркие спецэффекты, создав красивые взрывы и энергетические волны, но забыли, что в Blur помимо всего этого есть еще здания, сами модели автомобилей, мосты и другие объекты. Все они выглядят невзрачно и напоминают больше декорации из дешевого фильма. Какой смысл колесить по улицам Токио, Лос-Анджелеса, Лондона, по американским пригородам, по докам и по промышленным кварталам, когда все они выглядят так, будто рисовали их года четыре назад. Такой подход к графике напоминает больше скупого главу семейства, купившего дорогую и эффектную световую гирлянду, но пожалевшего деньги на красивую елку для нее.
В итоге мы получили игру с большими амбициями, оправдывающую их едва ли наполовину. Множество разнообразных трасс, но плохая графика и любовь разработчиков к кольцевым гонкам. Разные типы соревнований и обилие всевозможных средств для повреждения машин оппонентов, но отсутствие хорошей музыки и непроработанная система повреждений. В начале Blur вызывает сплошь положительные эмоции, кажется, что этот проект может увлечь надолго, но при ближайшем рассмотрении выяснится, что разработчикам есть еще над чем работать, чтобы сделать достойную гоночную игру.