Относительно недавно основанная американская компания Obsidian Entertainment уже завоевала признание игровой общественности. И неудивительно, ведь один из ее основателей – Фергус Уркхарт, бывший генеральный директор легендарной, но уже ставшей частью истории студии Black Isle. Как и старая компания, Obsidian Entertainment специализируется на ролевых играх. Чтобы раскрутить компанию, создать ей прочное имя, был выбран беспроигрышный ход – выпустить несколько сиквелов для популярных ролевых серий. В результате мир увидели Neverwinter Nights 2 с аддонами, Star Wars: Knights of the Old Republic 2. Теперь же компания готовит к выпуску долгожданный Fallout: New Vegas. Но чтобы не терять время и оценить потенциал самой компании, а также новых сеттингов, обсидиановцы решили угостить игровой мир собственным, уникальным блюдом – ролевой игрой в антураже шпионского боевика. Собственно, это чудо под названием Alpha Protocol мы сегодня и рассмотрим. Получилось ли у Obsidian Entertainment выпустить первую собственную игру, или «первый блин комом»? Итак…
Нельзя назвать дробовик лучшим выбором для человека, желающего остаться незаметным...
Тортон… Майкл Тортон.
Мир одержим паранойей, Запад видит в каждой недостаточно «демократизированной» стране потенциального врага, источник террористических атак. И такие атаки имеют место быть. Террористы с Ближнего Востока сбивают авиалайнер ракетой, произведенной в США. Дядя Сэм уверяет, что он не при делах и бросает своих цепных псов на поиски виновников. Естественно, такова официальная версия, но в этом мире заговоров и лжи вы можете доверять только себе.
Главный герой по имени Майкл Тортон прекрасно знает сущность этого прогнившего мира, ведь его, специального агента с огромным стажем (или без, все зависит от вашего выбора в начале игры), фактически «кидает» собственное правительство. Не имея особого выбора, наш герой становится частью специальной оперативной группы Alpha Protocol, которая занимается расследованием террористической атаки на авиалайнер.
В самом начале игры вам предстоит сделать непростой выбор между доступными «характерами» Тортона. Сделать его честным солдатом или хитрым технарем, а может и неопытным новичком, что потом откроет вам доступ к «ветеранскому» характеру. В зависимости от выбранного характера вам откроются разные опции в диалогах, и, естественно, крен в ту или другую область умений.
После небольшого обучающего забега нам предложат немного подшлифовать внешность Тортона. Не ждите генератора физиономий из Mass Effect – вам дадут лишь немного поменять цвет кожи и глаз, выбрать из четырех причесок, девяти видов растительности на лице, надеть на героя какую-нибудь шапку и очки. Самое смешное, что в шапках присутствует классический головной убор русского гопника, названный здесь «Hooligan Cap». Игрок сможет поменять внешность в любой момент, когда будет находиться в конспиративных квартирах.
Негусто, не правда ли? Если сравнивать с теми же Dragon Age, Mass Effect, сравнение явно не в пользу свежей RPG. Это театр одного актера, вам придется играть за Тортона, и выглядеть он будет именно так, как этого захотели разработчики. Скукота!
Охотники за привидениями нападают!
Альфа Прокол
Как уже понятно, перед нами гремучая смесь стелс-экшена, боевика и ролевой игры. Сразу вспоминается классический Deus Ex, в котором так интересно было незаметно подбираться к врагам, а потом выпускать в спину целую обойму. Однако в Deus Ex был и захватывающий сюжет, и отличные, гармоничные дизайны уровней, и еще много чего. Alpha Protocol не смог приблизиться к этому шедевру и на шаг. Так же он не сможет заменить нам еще одну игру, на которую старается походить – Mass Effect. В чем же проблема?
А их несколько. В первую очередь бросается в глаза довольно унылая анимация персонажей и невысокий уровень графики. Да, нельзя сказать, что графика совсем ужасна, но и ничего особо хорошего в ней нет. И в то же время не отступает ощущение, будто главный герой – манекен, особенно во время рукопашных драк. И окружающие враги не менее «манекенные». А еще они непроходимо тупы, и это – вторая беда игры.
Ну, казалось бы, что стоит вон тому вражине залезть по лестнице на крышу и обстреливать вас оттуда? Так нет же, он получает маслину за маслиной и доблестно умирает. Противники ведут себя как пациенты психбольницы – выпрыгивают под пули, прячутся кучей за легко взрывающийся от одной гранаты автомобиль, поворачиваются к вам спиной, пытаясь включить сигнализацию, и совершают прочие глупые поступки. Естественно, от этого игра веселее не становится.
Еще одна неприятная черта игры – дизайн уровней. Это либо неудобоваримые ландшафты, либо скучные сплетения коридоров, разгуляться почти негде – чаще всего можно засесть в укрытии и расстрелять большую часть врагов, тупо мечущихся по открытой местности.
Светлым пятном на всем этом безобразии иногда выделяются более активные перестрелки на близких дистанциях. Дело в том, что у каждого оружия действует свой особый режим, повышающий его эффективность. Например, дробовик при прицеливании повышает свою останавливающую силу, но только до следующего выстрела. Однако так весело сбить врага с ног, а потом посыпать свинцом сверху! Автоматы постепенно накапливают точность, если вы не двигаете прицел и теряют её во время стрельбы. В общем, к каждому стволу нужен свой подход, и если не учитывать их особенностей в ближнем бою и перестрелке на средних дистанциях, вы быстро отправитесь в Валгаллу для спецагентов.
Еще к оружию прилагаются развиваемые навыки, вот вам и ролевая система. К примеру, любитель пистолетов сможет буквально останавливать время, и отправлять парочку пуль во врага пока время не запустилось снова. Дио Брандо бы обзавидовался.
Ну какая же Россия без шапки-ушанки?
Но на этом ролевая составляющая не исчерпывается. Что действительно постарались проработать создатели игры, так это диалоги с другими персонажами. Во время диалогов Тортону дается выбор стиля ответа, и надо выбрать что-то одно, причем за ограниченное время! А у разных персонажей ценится разный подход, и если один собеседник испугается ваших угроз, то другой просто рассмеется в лицо, а вы потеряете его уважение. В зависимости от вашего поведения меняется отношение сослуживцев, а это весьма важно, ведь они могут вам неплохо помочь в будущем. Вам придется выбирать и выбирать, и выбор этот будет влиять на сюжет. Порой в руках Тортона окажется жизнь других, и перед игроком встанет непростой выбор – застрелить «неудобного» человека или дать ему второй шанс.
К сожалению, несмотря на обилие ответвлений в диалогах, все персонажи выглядят плоско и уныло, до калейдоскопа судеб и характеров Mass Effect или Dragon Age им как пешком из Москвы до Нью-Йорка.
Нежная любовь к гусям
Alpha Protocol прославился в русском Интернете еще задолго до выхода. Часть действия игры происходит в России, и в одном из трейлеров игровые критики заметили забавную табличку на стене секретной базы. Табличка советовала в случае пожара воровать, убивать и «заниматься сексом с гусями», и, совершенно очевидно, была без особых раздумий взята создателями игры с просторов Рунета.
В свою очередь хочется посоветовать ребятам из Obsidian Entertainment в следующий раз не заниматься фигнёй, а проработать игру тщательнее перед выпуском. Alpha Protocol конечно же обретет своих фанатов, но назвать его чем-то кроме средненькой ролевой игры, увы, нельзя.