Всеобщие слава и любовь многих отличных игр не дают мирно спать некоторым разработчикам по ночам. Вот и англичане из дочерней студии EA Games – Bright Light – никак не могут спокойно смотреть на успех Playstation 3 эксклюзива – LittleBigPlanet. Впрочем, в компанию к объекту зависти записались еще Armadillo Run, Pontifex, Crazy Machines и даже The Sims. Для команды, занимавшейся до этого только портированием игр на карманные консоли и производством не самых удачных продуктов (см. все самые худшие части из серии Harry Potter), повторить чужой успех – не самая тривиальная задача. И, как оказалось, невыполнимая.
Сумасшедшая машина
Create представляет собой своеобразный паззл: 10 локаций (не считая тренировочной и специальной для свободного творчества), на каждой из которых расположены с десяток различных заданий. Взяв Небесный замок Лапута за образец, уровни находятся на парящих в облаках островах. Но вокруг каждого из них, к сожалению, царит мертвая пустота. Для того чтобы остров заблестел новыми красками, авторы заготовили вагон и маленькую тележку дизайнерских принадлежностей. На пролегающие тропинки можно насадить множество разных цветов, поставить леопарда, чтобы он лениво бродил на заднем фоне, или построить бездвижные американские горки.
Летающие острова различаются стилем.
Увы, после всех манипуляций, локации по-прежнему будут расстраивать своей безжизненной статичностью. Растения, вопреки законам физики, колыхаются на ветру в разные стороны, собственноручно нарисованные облака и приклеенные к небу самолеты останутся бездвижными, животные будут передвигаться по заранее прописанному алгоритму, а хаотично замазанное краской небо не станет от этого приятней. Конечно, можно разбросать физические объекты вроде взлетающей по расписанию ракеты, баскетбольного мячика или воздушных шариков, но лучше от этого не будет – уровни, данные игрокам на растерзание, так и останутся непритягательными.
Ровно, как и сами головоломки. Применять доступные объекты можно лишь в ограниченных количествах, поэтому сумасшедшее безумие из тысяч падающих бревен сделать не получится. А жаль. Разумеется, первое время Create кого-нибудь да привлечет своей простотой: «поставьте пропеллер так, чтобы он дул на шар, и пусть шар долетит до корзинки. ГЕНИАЛЬНО!», «сделайте так, чтобы мотоцикл перелетел через обрыв с помощью трамплина. СУПЕР!». Игрока здесь хвалят при любой возможности, что первое время должно тешить самолюбие. Но в итоге комок печали встанет поперёк горла: развлечения банальны до безобразия. Само собой, здесь есть сложные задания, но вся трудность заключается в ювелирной расстановке множества предметов. На протяжении пятнадцати раз можно прокручивать события одного и того же уровня, справляясь с неудачами простым передвижением объекта на миллиметр то вправо, то влево.
А была ли песочница?
И в эти моменты игра по-настоящему раздражает. Престарелая Crazy Machines предлагала игрокам настоящие испытания (которые, к тому же, можно было пройти разными способами), где необходимо было знать элементарные законы физики и – главное – думать. Иногда приходилось правильно соединять шестеренки или точно замкнуть электрические цепи. При этом забавный профессор растолковывал, зачем ему вдруг понадобилось включить микроволновку с помощью свечки, паровой машины да розетки. Bright Light, тем временем, предлагает развлекать себя самостоятельно или довольствоваться поручениями вроде «позвони в дверь с помощью телефона» или «телепортируй мячик, чтобы он нажал на кнопку в другом конце уровня».
Эх, а могла ведь получиться хорошая игра!
Закрыть глаза не получится и на технологию. Первое время графика кажется даже симпатичной: все эти салюты и эффекты заслоняют собой мизерные текстуры и угловатые модели, но вскоре уловка дизайнеров перестает работать, и хочется выкрутить настройки на максимум. Но меню графики содержит лишь одну вкладку – «Разрешение экрана». Ко всему прочему, игра очень любит навязываться и помогать даже тогда, когда это, казалось бы, не нужно вовсе. Огромные таблички помощи заполоняют собой добрую половину экрана и всегда готовы даже в сотый раз сообщить, что «вот эта кнопочка нужна для постройки объектов». Стоит ли говорить, что на некоторых уровнях есть бонусы? Собираем бриллианты ключевым объектом – получаем очки, дольше летим на положенном воздушном шаре – получаем очки. На какую аудиторию рассчитывали авторы?
В PR видеороликах лица компании Харви Эллиотт и Уилл Байлс говорят о том, что Create – игра для всех. Но, судя по личным впечатлениям, они врут. По большому счету, этот проект сейчас никому не нужен. Конкурентов в лице LittleBigPlanet и Crazy Machines побороть не удалось, а на пятки уже наступает LittleBigPlanet 2, в которой в прямом смысле можно будет делать собственные игры. А цена в полноценные 600 рублей, при таком раскладе, наверняка отпугнет последних энтузиастов.