Комедия – это один из самых простых жанров в кинематографе. И правда, ведь в нем все опирается не столько на мастерство актеров или количество денег, вбуханных на спецэффекты, а на удачно подобранного сценариста. Именно шутки держат весь фильм от начала до конца, не давая зрителю заскучать в процессе просмотра. Однако в играх, где доминируют герои с серьезными лицами и остро отточенный геймплей, намного сложнее удержать пользователя только за счет его смеха.
Бумажный труд
Первое, на что обращаешь внимание, запустив DeathSpank, – визуальная стилизация игрового мира. И дело даже не в том, что местная графика навеивает прямые ассоциации с безжизненными фермами из социальных сетей. Местные декорации – это настоящий кукольный театр: треугольные деревья хаотично расставлены в темном лесу, на небе летают декоративные тучки с облаками, а украшают все это текстуры-кляксы, намеренно пролитые на данный антураж. Переходя на другую локацию, где доминирует зло, небо начинает плавно менять цвет на красный, а тучи наливаются чернотой – идея, подсмотренная в Fable, отлично сочетается и с этим миром. Спрайтовые кустики скрывают мерзких пауков и недобро настроенных троллей, а простенькие цветы не вызывают уныния. Деревенские домики с небрежным дизайном нередко попадаются на пути и больше похожи на аппликации троечников по труду. А взглянув на них сзади, понимаешь, что это всего лишь простая двухмерная картонка.
Смотреть редкие ролики – одно удовольствие
Зайти в такой дом, впрочем, не составляет труда: гостеприимные персонажи в игре встречаются не часто, но окрестные лавки открыты круглосуточно. В магазинах можно купить оружие, еду, которая медленно восстанавливает здоровье (герой, при этом, характерно чавкает и причмокивает) и различные склянки (среди них есть как необычные зелья невидимости, неуязвимости или усиления характеристик героя, так и более тривиальные вроде мгновенного исцеления). Ну а после, можно и с продавцом поболтать. При этом, диалог вряд ли будет скучным: главный персонаж – это слегка придурковатый и неотесанный парень, который очень хочет казаться героем. Зовут его DeathSpank (что-то вроде Смертошлеп), он болтлив, неуклюж, у него большая челюсть и безумные глаза. А еще он очень много хвастается придуманными историями и повсеместно использует слово «правосудие». И если в The Bard's Tale похожий персонаж был ленивым пьяницей из баллад, то DeathSpank честно старается добыть приключений на свой зад и помочь всем встречным людям.
Персонажи, которых повстречает игрок на своем пути, – маленькие разговорчивые игрушки. Каждый из них – откровенно нелепая, но по-своему запоминающаяся фигурка. Вот деревенщина с огромным носом и гнусавым голосом, к нему герой обращается не иначе, как: «Здравствуй, странный неигровой персонаж» (Strange NPC). Неподалеку стоит худая ведьма – беззубая, с угрями по всему лицу и крючковатым носом. А вон там ходит старый герой местных сражений: ворчливый, морщинистый, а от былых побоищ остался заметный шрам – топор, вбитый в лопатку каким-то злодеем. Именно от знакомства с такими понимаешь, что с юмором у игры все в полном порядке.
Трагикомедия
Если выбирать жанр для DeathSpank из комедийных фильмов, то игру однозначно нужно причислять к пародиям. Оно и понятно, сценаристы, высмеивающие штампы RPG, собаку съели на юмористических играх (взять хотя бы Penny Arcade Adventures или некоторые проекты серии Monkey Island). Как обычно бывает? Приходит персонаж в деревню, а житель тут же просит истребить злых волков, которые поедают его скот. И обязательно подмечает, чтобы игрок не забыл принести ему несколько шкурок зверей. Банально? Здесь же все наоборот: ведьма, например, просит героя истребить всех паршивых куриц, которые мешают ее дракончикам нормально жить. А для того, чтобы она поверила – не забудьте принести ей 20 куриных губ (!). Найдя по дороге фермера, выращивающего адскую вишню, игрок рискует напороться на еще один квест. Дело в том, что инфернальной ягоде требуется соответствующее удобрение: навоз местных демонов. Но достать такой помет можно лишь с помощью специального молотка. «Выбей из них все дерьмо» – буквально подмечает персонаж.
Некоторые места достаточно сложные, но главное вовремя нажимать блок
К слову, рассмешить ценителя американского юмора по силам не только заданиям. По дороге пользователь то и дело натыкается на листки из дневника колдуна, которые разбросаны в хаотичном порядке – читать такие одно удовольствие. Если DeathSpank умрет, то он восстановится в ближайшем деревянном туалете, который еще можно использовать в качестве портала. А квестовые загадки очень интересны и остроумны. Взять хотя бы ситуацию, когда для NPC нужно достать именно красные рога, но вот незадача: у всех чертиков только белые, что делать? Конечно, покрасить в другой цвет! А чтобы отвлечь местного персонажа, нужно сбросить наковальню на ведре в колодец («О нет, опять наковальня в колодце!» – прокричит он).
При этом общая история держит марку на этом же уровне. Герою отчаянно не хватает какого-нибудь артефакта, увеличивающего силу. И именно такой спрятала колдунья в одной из пещер. Артефакт под названием «Артефакт» отыскался просто, но вершителя правосудия поколотили подстерегавшие его бандиты, раздели, отобрали магический объект и унесли его к местному злодею Лорду Вон Пронгу (условно – Зубастый Лорд).
Печально, но юмор – это единственный кит, на котором еле как держится DeathSpank. По сути, вся игра представляет собой банальный и очень неумелый слешер в духе Diablo или Torchlight. Сам процесс попросту неинтересен, и уже через непродолжительное время становится скучно. А прохождение ради шуток – это очень сомнительный стимул. Конечно, здесь есть комбо-удары, но об их присутствии узнаешь только по картинкам (X2, X3, X4…), анимация же никак не меняется. Да, можно драться четырьмя орудиями одновременно, но все они, кроме наносимых повреждений, ничем не отличаются друг от друга. Разумеется, в RPG нашлись уникальные идеи вроде мясорубки, избавляющей пользователя от пробежек по магазинам (перемалывает вещи в деньги) и печенья судьбы (очень удобные подсказки по выполнению квестов), но этого явно недостаточно.
Жаль, что битвы с боссами сводятся к простому "рубилову"
Первоначально DeathSpank собирались выпускать по актуальной для квестов модели – эпизодической системе. Об этом свидетельствуют четкое разделение по локациям и недавно вышедшее короткое дополнение (эдакая недостающая вишенка). Но, по каким-то причинам, разработчики отказались от этой идеи. И зря: DeathSpank – это игра, которую гораздо приятней смаковать порциями и получать удовольствие по часу в день, нежели воспринимать как полноценную RPG.