Отличать черное от белого – самое нужное умение для любого предпринимателя. Присмотрел перспективную студию с интересными проектами и свежим взглядом – выкупил или предложил работать на себя. Один минус – есть большой шанс разочароваться и вместо прекрасной игры с многомилионными тиражами получить расстройство психики и пустой кошелек. Трезвый ум и цепкая хватка Гейба Ньюэлла, напротив, еще никогда его не подводили: Counter-Strike, Team Fortress, Alien Swarm, Left 4 Dead и будущая DotA 2 – ни одну из них не делала сама Valve. Вот и Portal – воплощенная американская мечта любого авантюриста: студенты сколотили мини-игру, завязанную на порталах, произвели впечатление, и теперь ребята работают в одной из лучших студий мира.
Третий лишний?
Первая часть Portal была, как минимум, необычной игрой. Молчаливая героиня с рессорами на ногах, болтливый компьютер со странным именем и неординарным юмором. Лучшие друзья – кубики. Вожделенная мечта – тортик. Отсутствие прямого сюжета, секретные комнаты и диаграммы на досках давали игрокам огромное количество пищи для размышлений. Покупатели проходили задачки по несколько раз, сделали несколько модификаций, и даже перенесли портальную пушку в Half-Life 2. Portal 2 – длинный шаг вперед. Несколько героев, больше диалогов, не меньше разнообразия и даже кое-какая интрига.
Сюжет в общих чертах так и остался незамысловатым: старые друзья станут врагами, будут предательства и трогательные речи на пару с раскаяньем – нужные драматические штампы, все, как один, на месте. И тем не менее, у сценаристов нашлась парочка тузов в рукаве, так что поерзать на стуле придется. Внимательные до каждого случайного слова, меж тем, получат куда более ценные «подарки»: отсылки к серии Half-Life на этот раз подкидываются в несколько раз чаще. Даты, отчеты, голосовые записи – простенький тезис «Aperture Science – конкурент Black Mesa», доставшийся от первой части, после этой игры расширит свои границы.
Спасение турели – один из лучших необязательных моментов игры.
Героиня Portal 2 так и не научилась разговаривать, поэтому все подробности алчно черпаются от болтливых ГЛэДОС и Уитли – маленького подручного модуля. Слушать его – одно удовольствие. Придурковатый, боязливый, нервный и прямолинейный, он не знает, как общаться с людьми, и не скрывает того, что ненавидит их. «Ой, какая ты страшная! В смысле – ты отлично выглядишь!». Его первоначальная цель – безвозмездно помочь героине выбраться из злополучного комплекса. Позже – раздавить ее, как муху. Власть, как известно, опьяняет. Даже невооруженный глаз обнаружит шероховатости повествования – иной раз авторы просто не знают границ. Компьютер позволяет себе шутить слишком откровенно, говорить пошлости, смеяться над героиней и цинично упоминать, как от нее отказались родители. А когда главная злодейка превращается в говорящую картошку и просит отогнать от нее птиц, хочется спрыгнуть со стула и закричать: «Вы что, издеваетесь?».
Подготовка в космонавты
Впрочем, визитной карточкой Portal 2 все же стали пространственные головоломки, а не сюжет. Авторы не решились изобретать велосипед заново, а сделали все то же самое, но масштабнее. Взаимодействие порталов и кубиков – вчерашний день. На некоторых уровнях появились гели из наночастиц. Повернули клапан – вылился оранжевый. Нужно измазать другое место – откройте пространственный вход и включите снова, тогда по оранжевому полу можно скользить с утроенной скоростью. Белый гель позволяет открывать дыры на металлических покрытиях, а прыгнув на синий, можно подлететь на несколько метров вверх. Высший пилотаж – сбить с десяток враждебных дроидов, стоя на кнопке и используя порталы и гель. Совсем не сложно, зато весело.
Это, к слову, потолок.
На недостаток средств для выживания жаловаться не приходится. Лучевые мосты позволяют ходить над пропастью, электромагнитные потоки плавно перемещают героиню по воздуху. Выбрать способ прохождения по-прежнему нельзя – дизайнеры все спланировали заранее. А некоторые этапы все равно здорово напоминают какую-нибудь игру из серии Crazy Machines: обжигающий луч питает замки на дверях, его нужно закрыть кубиком, отразить зеркалом и перенаправить с помощью порталов. Причем такая конструкция – это даже не половина задачки. Жаль только, что до середины Portal 2 каждая головоломка относится слишком лояльно к левому полушарию мозга пользователя. Пробегается эта часть всего за пару часов, а загадки в ней не сложнее, чем в любительской The Ball. Порой доходит до абсурда – увидел предоставленный инвентарь, сложил все наугад – получилось! При этом, каждый уровень требует весьма длительной загрузки, а через полчаса игры такой подход превращается в монотонный конвейер: загрузка – задачка – загрузка – задачка... Спасает разве что разнообразие декораций.
Вместо стерильных экспериментальных комнатушек – укутанные в сорняках помещения и залы с обвалившейся штукатуркой. Везде царит беспощадная работа времени: висят лопнувшие лампочки, настенные покрытия давно проржавели, на полу треснул паркет, а ноги запинаются об разбросанный мусор. В середине игра сменит приоритеты и взору откроется огромный заброшенный комплекс, наполненный отголосками прошлого. В этот момент Portal 2 становится похожей ни много ни мало на Bioshock, а решение загадки будет не всегда очевидным. Третий этап – глобальное разрушение лаборатории, задания на скорость и раскинувшийся многокилометровый вид местных цехов.
Иногда хочется просто остановиться и посмотреть, как это устроено.
Вместе веселее
И все равно, длительное знакомство с игрой может не пойти на пользу. Одиночная кампания выросла из трех часов до семи, а десятая глава может вызвать желание скорей увидеть титры. И это не предел – еще 40 уровней кооператива к вашим услугам. Многопользовательский режим – совсем другая игра. По замыслам ГЛэДОС – два робота, собранные из обломков, должны заменить подопытных людей. Ведь психическая устойчивость и практическое бессмертие позволили бы проводить вожделенные эксперименты бесконечно.
Коллективные задачки могут ввести в ступор уже с первых уровней. Еще бы – четыре открытых портала – не два. Вызвали такой, напарник вошел, нажал кнопку, открылась дверь в соседней комнате. Дружить необходимо, ведь командных действий здесь не меньше, чем в Army of Two или Resident Evil 5. Думать приходится вместе и ошибаться тоже. К счастью, совсем неважно – играете вы с другом или, например, с каким-нибудь корейцем. Помимо голосового и текстового чата, Valve предусмотрела визуальные подсказки друг другу. Нажали на нужную кнопку, выбрали жест и вот ваш робот истерично машет на дверь, которую не видит напарник. А клавиша TAB повесит в угол экрана маленький дисплей, чтобы игрок видел то, что видит компаньон. Главное, чтобы не соединили с каким-нибудь невротиком, желающим пройти игру как можно быстрее. Для кого-то набранные балы важнее.
Бывшая турель и не менее бывший вспомогательный модуль.
Portal 2 – совсем не находка, но весьма крепкий сиквел. Разработчики просто развили все лучшие идеи из первой части, а не перевернули все с ног на голову. Прекрасный звук, симпатичная графика, до сих пор приятный игровой процесс, а для кого-то и музыкальные композиции инди-группы The National станут открытием. А больше и не надо.