Сменить пустынные просторы из предыдущей игры Volition на тесные подземные тоннели Марса, казалось мне самой бредовой идеей со стороны разработчиков. Благодаря их технологии пользователь мог хулиганить по-крупному и, разве что, не сворачивал горы – здания в Red Faction: Guerrilla обрушивались куда интереснее, чем в Battlefield: Bad Company 2. Как знать – доведи разработчики до ума открытый мир, наводнили бы его интересными заданиями и разнообразили бы процесс, вероятно, получилась бы замечательная игра. Но они пошли другим путем... И оказалось, что у Red Faction: Armageddon тоже есть свои плюсы, но ни один из них не связан с физикой.
Хроники Мейсона
После того, как террористы уничтожили терраформер, на Марс вновь обрушились неблагоприятные погодные условия. Жителям пришлось в срочном порядке ретироваться под землю и влачить там свое жалкое существование. Мародеры притаскивают с поверхности ценные вещи, найденные в руинах былой цивилизации, техники чинят дряхлые насосы и электрогенераторы, а военные поддерживают порядок в регионе.
Дариус Мейсон – типичный вояка в отставке. Постоянной работы у него нет: то отремонтирует что-нибудь, то с разведгруппой в авантюру подастся. Но тут подвернулось хорошее задание: мародеры предложили спуститься в одну из пещер и принести что-то ценное. Разумеется, в предвкушении хорошего гонорара герой соглашается. В пещере заброшенный храм, в нем – закрытый туннель. Его-то работодатели и просят открыть. Мейсон выполняет приказ и, таким образом, помогает замаскировавшимся сектантам выпустить на волю «истинных хозяев Марса», кем-то давно похороненных.
Инопланетяне идут на контакт по-своему.
Наблюдать, как девять часов к ряду герой старается исправить свою ошибку, не так интересно, как могло бы быть. Глупых моментов в сюжете хватает с избытком. Практически всю игру Дариус что есть мочи истребляет орды монстров и геройствует, порой, напрасно. И даже после этого, стоит всего одному проходимцу выкрикнуть, что именно Дариус виноват в появлении «жуков», как жители мигом забывают все заслуги персонажа. Здесь есть свой злодей – Хейл, который ненавидит весь мир и традиционно выглядит не лучше, чем покойник. И, конечно, нашлось время для нелепого поцелуя во время большой опасности.
Марсианский беспредел
Впрочем, основным развлечением все равно являются перестрелки. На первых порах Дариусу придется воевать с двуногими противниками. Сектанты в этот момент только прорываются к терраформеру. Этими уровнями авторы как бы хотели показать, насколько скучными были перестрелки в прошлой части. Ведь Red Faction: Armageddon вообще первая игра в серии, где на Марсе все-таки обнаруживаются инопланетяне. С ними-то куда интереснее!
Обычно солдаты даже не пытаются менять позиции.
Поначалу невозможность спрятаться за каким-либо укрытием немного обескураживает. Помимо того, что сейчас без этого не обходится практически ни одна игра от третьего лица, такая функция очень органично вписалась бы в местный процесс. Ведь механика здесь практически полностью перешла из Gears of War. Герой способен рывком переместиться в другую позицию, быстро пробежаться на короткой дистанции, а камера плотно прижимается почти к затылку. Но позиционная борьба в Armageddon бывает очень редко – «жуки» никогда не задерживаются на одном месте и постоянно стараются юрко перепрыгнуть за спину Мейсона. Проявлением интеллекта такое поведение не назвать, большинство их перемещений слишком хаотично, а некоторые монстры и вовсе самоуверенно прут напролом. И все же, длительные перестрелки заставляют вжаться от напряжения.
Местный зоопарк собран из разных животных. Самые глупые из них не представляют какой-либо опасности, другие – покрепче – постоянно маневрируют и даже стреляют. Третьи – типичные «танки» – никогда не останавливаются, защищены толстой кожей, да еще и взрываются перед смертью. И абсолютно все быстро воспроизводятся в коконах неподалеку. Обычно такие центры «респауна» и нужно уничтожить первыми. Из-под земли вылезают большие щупальца и швыряют всем, что плохо лежит, а другие обволакивают дружественных существ более серьезной броней. В общем, нужно постоянно двигаться, пользоваться особенностями местности и ловко перемещать перекрестие прицела.
Битвы с боссами тоже есть. Куда же без них?
Москитол, Рэйд или Дихлофос?
Арсенал в этой игре не слишком пухлый, но каждый «ствол» достаточно отличается от предыдущего. Из типичных – только по пистолету в каждой руке, автомат, дробовик и гранатомет. Остальное – воплощение полета инженерной мысли. Удивительно, что кому-то вообще пришло в голову принести все это в неустойчивое подземелье. Двухзарядная импульсная винтовка стреляет пучками электричества. Да так, что все постройки разлетаются в щепки. Импульсное оружие действует также, как Physgun под конец Half-Life 2 – просто расщепляет противника на атомы. Другое приспособление стреляет небольшими черными дырами. А гвоздь программы – пасхальное оружие Mr. Toots, единорог, который атакует радугой из собственного зада. Жаль, что одновременно можно нести только четыре вида оружия.
Но Мейсон полагается не только на огнестрел. Верный компьютер М.С.О. плотно прижат к запястью и готов выручить в любую минуту, показав нужную траекторию. Помимо того, что ИИ скрашивает одиночное путешествие героя болтовней, так в недрах высокотехнологичной железки есть так называемая нано-кузница. Благодаря ей герой, находя на уровнях специальные электронные батареи, может улучшать свои навыки. Увеличить свое здоровье, прибавить убойности к оружию, или возможность получать те самые электрические батареи после смерти врагов. Есть и более специфические умения – при нажатии специальной кнопки герой сможет вызвать импульсный удар или окружить себя энергетической сферой. Выбор большой, научиться всему и сразу нелегко.
Процесс восстановления объектов выглядит впечатляюще.
Несмотря на то, что внутренности Марса – это однородные пещеры, Red Faction: Armageddon изо всех сил старается развлечь игрока. На одном уровне дадут поездить в механическом пауке, в другом – от такого же придется убегать. Кое-где нужно постоять за пулеметом, а пару раз герой прогуляется по поверхности во время то песчаной бури, то грозы с сильным ветром.
Гуляем по-марсиански
Многопользовательские режимы сильно напоминают аналогичные из Bulletstorm. Они настолько же скучные. Первый вид представляет собой битву четырех напарников против волн монстров. Каждая волна, соответственно, сильнее и больше. А в конце раунда сводная таблица покажет – кто халтурил и прятался по углам, а кто в команде настоящий зверобой. Второй режим всего лишь онлайн статистика, где все игроки стремятся разрушить как можно больше построек на уровне.
В такие моменты у игрока тоже могут быть крики восторга.
Что же до самих разрушений, которые были фундаментом Red Faction: Guerrilla, здесь они ничуть не изменились. Пещеры Марса оказались достаточно большими, чтобы вместить в себя огромные постройки и сооружения. И, при желании, уничтожить можно даже сюжетный объект. Очевидно, что первая мысль игрока – это начать крушить все подряд, а спускаться с третьего этажа только посредствам пробитого пола под ногами. Для того чтобы восстановить рухлядь, нужно воспользоваться ремонтной функцией нано-кузницы – все по-честному.
***
И все равно, у экрана держит совсем не мания к разрушениям. Для отличной игры у «Армагеддона» есть все: необычная электронная музыка, способная порадовать меломана; разнообразный и интересный игровой процесс; неплохой сюжет и симпатичная графика, но в стенах Volition до сих пор нет толкового геймдизайнера, чтобы тот все это увязал. Сейчас же «четвертая часть» местами напоминает Lost Planet 2 – те же монстры, те же прогулки в экзоскелетах.
Врет! В порядке уже не будет.
Последние уровни способны вызвать ненависть к разработчикам, паузы между перестрелками встречаются не так часто, как хотелось бы, между миссиями показывают пожатые ролики, а героям не хватает настоящих характеров. Будем надеяться, что к следующей части авторы смогут продвинуться еще чуточку дальше, и играть в «пятую Red Faction» станет еще интересней.