Наверняка степенный джентльмен и истинный англичанин Льюис Керролл и помыслить не мог, что сделают с его opus magnum в двадцатом и двадцать первом веке. И действительно, по "Приключениям Алисы в Стране Чудес" и "Алисе в Зазеркалье" сняли множество фильмов и мультфильмов, поставили кучу постановок и создали несколько игр. Особенно на их фоне выделяется игра, получившая культовый статус – American McGee’s Alice. Она была создана под руководством игрового дизайнера Американа Макги, прошедшего закалку в горнилах id Software и участвовавшего в создании легендарных Doom и Quake.
Тогда, в 2000 году эта игра просто похитила сердца всех любителей психоделических, мистических и просто необычных игр. В ней было все – безумные уровни, создающая особую пугающую атмосферу музыка, затягивающий, хоть и немного простой геймплей. У этой игры не было лишь одного – продолжения. Но спустя одиннадцать лет Американ Макги исправил это упущение, и теперь нас ожидает знакомство с новой игрой про Алису – Alice: Madness Returns.
Down the Rabbit-Hole
На этот раз Алиса не сразу попадает в Страну Чудес – игра начинается с беседы с психиатром, который в данный момент занимается "излечением" девушки. Сомнительная методика этого господина заключается в том, что необходимо забыть всё плохое, что произошло с человеком, стереть все отрицательные воспоминания. Но подсознание Алисы не хочет хоронить в своих глубинах то, что произошло несколько лет назад и привело к помешательству. Вся семья девочки сгорела в страшном пожаре, она лишилась дома и надолго попала в психушку, а в первой игре American McGee’s Alice, окунувшись в бездну искаженной Страны Чудес, казалось бы, вылечилась, победив Червовую Королеву. Но вот героиня случайно встречает на улице своего бывшего психиатра, и Алису снова затягивает в безумный мир за гранью сознания. Там ей предстоит восстановить свою память и докопаться до причины гибели своей семьи.
От такой реальности хочется бежать.
Первое, что бросается в глаза... Англия тех времен. В отличие от первой игры нам показывают не только Страну Чудес, но и обычный мир, который, впрочем, тоже не отличается адекватностью. Алису время от времени "выносит" из галлюцинаций, и она ходит по улицам Лондона, периодически натыкаясь на приключения и снова теряя сознание. Это создает неплохой контраст с основной частью игры.
После судьбоносной встречей с предыдущим психиатром, Алиса снова оказывается в Стране Чудес, и поначалу все выглядит не так уж страшно – вокруг хоть и фантасмагорический, но вполне добрый ландшафт без монстров и прочих ужасов. Однако стоит лишь немного пройтись по лужайкам и добраться до первого и такого знакомого оружия – "Стрижающего Лезвия" (Vorpal Blade), как становится не до любования красотами. Нож лежит рядом со скелетом старого "знакомого" Бармаглота, вокруг разлиты лужи крови и очень скоро начинается знакомство с новыми врагами.
Монстры в Alice: Madness Returns радуют тем, что к ним надо подходить с умом. Если простых Руин можно шинковать ножом и особо не волноваться о сохранности своего здоровья, то дальнейшие представители психоделической фауны заставят попотеть. Как вам Чайник, который надо сначала накормить перцем из "Перечной Пушки" и лишь потом избивать его оружием ближнего боя, или Крабы-канониры, чьи ядра необходимо отбивать обратно зонтиком. Даже по отдельности с такими врагами приходится повозиться, а уж когда они наваливаются на тебя разношерстной толпой – берегись!
Они посмели расплескать мой чай... Такое не прощают.
Прокладывать путь к мечте по трупам мерзких врагов предстоит с первого взгляда не особо богатым арсеналом – оружий всего шесть, что довольно таки мало по сравнению с десятью убийственными штуками из первой части. Однако в Alice: Madness Returns инструменты смерти можно улучшать с помощью собранных тут и там "зубов". Естественно, на улучшение всего подряд и сразу этих "зубов" не хватит, и игроку предстоит выбирать, какое оружие удобнее для него лично.
I’m not a mile high!
Конечно же, такая игра не может состоять из одних сражений. Она обильно приправлена различными прыжками по платформам (героиня может совершать аж тройной прыжок, а потом еще и парить) и исследованием Страны Чудес. Новым элементом в этой "приправе" послужила возможность Алисы уменьшаться в любой момент. Это позволяет ей залезать в замочные скважины, за которыми всегда скрывается уйма сокровищ и потерянные воспоминания, которые хотел стереть психиатр. В этом режиме Алиса также начинает видеть тайные знаки, подсказывающие куда идти и что делать, невидимые платформы, висящие в воздухе, и прочее. С этими платформами, кстати, разработчики вволю отвели свою садистскую душу на бедных игроках, ведь уменьшенная Алиса не может прыгать, а прыгающая Алиса видит платформу только пару секунд после своего увеличения. В результате вам предстоит запоминать, где находятся эти платформы, которые иногда еще и двигаются! Это новое измерение делает игру сложнее, но и интереснее.
Если есть на свете бутылочка "Выпей меня", то найдется и пирог "Съешь меня", который позволит Алисе увеличиться до невообразимых размеров, рушить башни руками и топтать десятки врагов одним ударом изящной ножки.
Разработчики стараются разбавлять геймплей головоломками-пятнашками или превращением игры в двумерный платформер. Да, вы не ослышались, изредка Алисе придется попрыгать по плоским локациям как заправскому Марио.
Ход конём!
Техническая часть Alice: Madness Returns радует качественной графикой и незабываемым дизайном местности, по которым предстоит путешествовать героине. Но есть небольшие недочеты. К примеру, Алиса любит "цепляться" за что-то невидимое в замочных скважинах, и хоть это не мешает прохождению, но иногда раздражает.
А вот к музыке нашлись серьёзные претензии. В первой игре она была откровенно гениальной – Крис Вренна наверняка вложил в нее часть своей души. Ту часть, которую не продал дьяволу во время игры в Nine Inch Nails. В новой же игре он написал целиком лишь одну композицию, а остальные ушли к другим авторам. Нельзя сказать, что они плохи, напротив – они очень качественны, но в то же время это уже не та музыка первой части, которая давила, пугала и сводила с ума, создавая особенную атмосферу бескомпромиссного безумия.
"Времени нет. Времени нет совсем!" – об этом постоянно сетует Белый Кролик. Но вы уж найдите время и пройдите целиком этот несомненный шедевр. Однако берегитесь за свое психическое здоровье, ведь у каждого из нас в глубине подсознания спит своя Страна Чудес...