В народе геймеров бытует мнение, что From Dust – симулятор Бога. Что ж, либо Бог не такой всемогущий, как его однажды изобразил Джим Керри, либо From Dust вовсе не симулятор всевышнего. Игра скорее напоминает извращенный симулятор ландшафтного дизайнера, которому приходится работать в невыносимых условиях. Его заказчики, если можно так назвать небольшое племя аборигенов, то и дело норовят попасть в беду, причиной которой чаще всего служит слишком игривая природа. То цунами на головы аборигенов сбросит, то лаву под их ногами разольет. А у игрока, новоиспеченного специалиста по ландшафтам, на руках лишь ограниченные инструменты для работы с местностью. Можно тут песочек взять, там песочек вывалить, тем самым изменить направление речушки. А можно взять немного лавы и, разлив ее на горе, увеличить последнюю.
Так и проходит вся игра. В меру скучно, в меру однообразно, но при этом местами интересно и в какой-то степени необычно. Что-то в From Dust есть – осталось лишь понять что.
Суть игры проста и незатейлива: есть карта и небольшое неуправляемое игроком племя аборигенов. Чтобы перейти на следующую карту, племя должно пройти ко всем присутствующим на карте обелискам. Возле каждого из них племя танцует и образует небольшое поселение, вокруг которого начинает активно образовываться растительность. Возле появления всех возможных поселений на карте открывается проход, в который отправляются 5 самых смелых членов племени. Им предстоит пройти вышеописанную процедуру еще раз, только в других условиях.
Условия карты являются одной из особенностей игры. Каждая карта по-настоящему уникальна. Одна из них на 90% состоит из воды, на другой племя с одной стороны поджидает проснувшийся вулкан, а с другой бушующая река, а третья и вовсе представляет собой жерло действующего вулкана.
Игрок, не имея племя в прямом подчинении, может лишь указать тому направление в сторону очередного обелиска. На этом пути племя может столкнуться с определенного рода трудностями, как, например, невозможность пересечь реку. Тут-то к нему на помощь и должен поспешить игрок. В его управлении находятся своеобразная сфера, которую можно в прямом смысле слова заполнить, например, песком. Песком игрок заполняет участок реки и образует проход, по которому племя успешно шагает к следующему обелиску. Вместо песка сферу можно заполнить лавой или водой. Лавой можно увеличивать высоту гор, а водой, например, тушить пожары, которые создают местные самовозгорающиеся деревья.
В то время как игрок создает для племени проходы к обелискам, местная природа не дремлет. Неожиданно на поселение может накатить цунами, или вулкан начнет извергаться с утроенной силой. Тут игрока спасают различные способности, которые даются ему в случае успешного, если можно так сказать, «захвата» обелиска. Способности призваны утихомиривать природу и помогать с ней бороться. Так, например, одна из способностей может на время высушить всю землю, или превратить воду в жиле. Другая способность на несколько секунд позволит игроку создавать землю из ничего. Способностей в игре немного и на каждой карте можно пользоваться только теми умениями, которые навязывают игроку создатели.
Несмотря на то, что From Dust постепенно открывает игроку особенности местной природы и новые способности, игра с каждой новой картой наскучивает. У игрока меняется инструмент действия, но сами действия нет. Племя все так же нуждается в проведении пути к новому обелиску и в защите от различных природных стихий.
К сожалению, такая маленькая игра не обошлась без своих больших раздражающих ошибок. Так, например, иногда очень тяжело «захватить» именно ту часть ландшафта, которую требуется. Требуется наполнить сферу песком, но вместо этого неожиданно может схватиться вода. Нужно «захватить» лаву, но вместо этого захватывается песок. Нередко возникали ситуации, когда местные шаманы и другие члены племени бежали по неправильной траектории. Вместо безопасного прохода к нужному месту, член племени может выбрать путь, на котором он будет сбит сильным потоком воды или вовсе расплавлен лавой. Эти ошибки раздражают еще больше потому, что игра сама по себе не очень дружелюбна. Нередки случаи, когда через несколько секунд после загрузки карты игра сразу насылает на бедное племя все запланированные несчастья. Не успеваешь осмотреться – как твое племя уже смыло с лица Земли.
From Dust одновременно и увлекает и отталкивает. Нестандартный геймплей и насыщенность его интересными деталями снаружи соседствуют с пустотой игры внутри. В очередной раз справившись со стихией и направив племя в путь к следующему миру, игрок получает в награду ту же видеовставку, что видел в прошлый раз. Игра практически никак не поощряет достижения игрока, лишь изредка открывая ему какие-то текстовые записи из жизни племени. Чтобы их прочесть, нужно выйти в меню, разобраться в разных ветках записей и прочесть то, что еще не было прочитано. Игрок, скорее всего, задумается, а хочет ли он их читать, или он захочет поскорее пройти игру и забыть о ней на следующий день.
From Dust действительно забывается на следующий день. В ней нет практически ничего, что заставит переиграть в нее или хотя бы провести в ней еще несколько часов, создавая свой мир. Она парадоксально скучна и интересна, однообразна и захватывающа. From Dust создан с переизбытком фантазии, но при этом страдает от её недостаточности. Её с чистой совестью можно сравнить с картиной любого известного художника – кому-то она покажется гениальной и достойной многочасового внимания, а кто-то окинет её взглядом и забудет через пять минут.