Причина, по которой многие игроки ждали выхода Deus Ex: Human Revolution со скепсисом, вполне очевидна. Уоррен Спектор (отец оригинала) не принимал в проекте никакого участия, даже после попыток его привлечь. А из бывшей студии Ion Storm лишь один человек присоединился к разработке – Шелдон Пакотти. Да и то, бывший сценарист помогал лишь в качестве консультанта по истории. Ностальгирующие и преданные фанаты сразу предали игру от Eidos Montreal анафеме, руководствуясь лишь шилом в одном месте и аргументами о том, что «Лучше точно не будет». Лучше, разумеется, не стало. Приквел в сухую проигрывает в сравнении с первой частью, если их сравнивать. Но пусть такими глупостями занимаются те самые фанаты! Ведь Human Revolution все равно отличная игра.
Еще до выхода проекта, разработчики постоянно говорили о том, что не просто дотошно изучили всю историю первой части, но и вся команда поголовно влюблена в оригинальную игру. Да и влияние Square Enix не прошло незаметно – из десятков проектов у японской студии было лишь парочка промахов.
Страшное будущее
Sarif Industries – крупнейший и практически передовой производитель имплантатов и электронных протезов. Адам Дженсен устроился в эту компанию после предложения своей возлюбленной, а по совместительству талантливейшей ученой Меган Рид. Бывший участник подразделения SWAT сразу же забрался на должность начальника службы безопасности. И ведь все было хорошо: отношения с Меган выше положенного, работодатель уважает, зарплата высокая. Но в один день все изменилось – на лабораторию напали неизвестные. Несколько человек с имплантатами перебили практически весь персонал, уничтожили кучу оборудования, убили Меган, а Адама избили до полусмерти и оставили гореть.
Final Fantasy XXVII – тонкий юмор.
Но Дэвид Сариф своих не бросает – Дженсена срочно кладут на операционный стол, заменяют электроникой неработающие органы, а уже через шесть месяцев пускают на поиски участников инцидента. Раскрытие глобального заговора займет минимум 20 часов. Много? А чего еще ждать от RPG? Здесь нет огромного мира – за этим последуйте к сериям The Elder Scrolls и The Witcher. Однако сторонние квесты тоже встречаются. Коллегу Дженсена шантажируют за то, что он воровал дорогой препарат. Сдать бедолагу или помочь? Последствия выбора могут обернуться интересным расследованием и хорошей наградой. Неожиданно игрока могут попросить убить требовательного сутенера, выкрасть диск с важными данными или узнать подробности рокового дня.
Адам Дженсен – один из самых интересных персонажей последнего времени. Ирония заключается в том, что он никогда не питал симпатии к «усовершенствованию» человека. Он ни разу не улыбнется за всю игру, достаточно умен, всегда отвечает четко и по делу. Каждый диалог – интереснейший процесс. Особенно, когда у собеседника нужно что-то узнать или получить. Как и в Mass Effect, во время общения NPC двигаются, оглядываются по сторонам и вообще ведут себя более-менее естественно. До уровня игры от BioWare, конечно, далеко – здесь нет никакой интерактивности, а движения персонажей повторяются. Но все равно, все выглядит достаточно естественно. А благодаря прекрасной озвучке, мысли о том, чтобы промотать разговоры персонажей, не возникают никогда.
Анализирующий модуль позволяет лучше понять собеседника.
Последствия выбора
Частенько действия игрока будут иметь далеко идущие последствия. Не выстрелили в преступника – он убьет заложника, а затем нападет и на самого Дженсена. Попросили приятеля помочь – через несколько дней его уволят с работы. Решили помочь риэлтору? Готовьтесь отдавать ее долг мафии из своего кармана. На одном из уровней зашли в женский туалет? Адама обязательно пристыдит наблюдательный коллега. Эта игра припомнит все.
Здесь каждый уровень – это универсальный паззл. Куда ведет вентиляция? А может подняться по лестнице? Или сделать из коробок и мусорных баков конструкцию, чтобы залезть в окно? Даже запертую дверь запросто можно выбить гранатой или дробовиком. Выбирайте сами – здесь нет одного универсального пути. Прохождение локации – это творчество. Убивать врагов или прокрадываться за их спинами? Human Revolution заставляет вспомнить все навыки, полученные в Manhunt и Metal Gear Solid – чаще всего приходится смотреть на радар и следить за маленькими треугольниками NPC.
На высокой сложности проигрывать придется часто.
Дизайнеры проделали колоссальную работу, ведь такой свободы передвижения не было даже в Hitman: Blood Money. В маленькое помещение, обычно, можно пробраться минимум двумя способами: через дверь и открытое окно. Порой доходит до смешного: в конце карты игрок может обнаружить тайный проход, который ведет на начало уровня. Еще один незамеченный способ передвижения и упрек самому себе – надо быть внимательней.
Громко или незаметно?
За прокачку здесь отвечает праксис – условная единица, которая обновляет прошивку программ в теле Адама. Авторы переделали систему улучшений и теперь игроку не нужно искать робота, который зашьет обновление в героя. Убили врага – 20 очков; дернули за правильные ниточки в разговоре – 30; выполнили задание – 1000. Универсальные очки можно потратить на десятки умений. Невидимость упростит бесшумное прохождение. Но бегать в таком случае – себе во вред, ведь топот шагов слышен на пять метров вокруг. В таком случае можно прокачать бесшумный бег и посмеиваться над ничего не подозревающими врагами.
Невидимость – отличный способ показаться там, где тебя не ждут.
Система «Икар» позволит прыгать с большой высоты и не разбиваться. Модуль взаимодействует с магнитным полем Земли и замедляет падение героя. Улучшение «Тайфун» при активации выстреливает из тела Адама множеством маленьких гранат. Для тех, кто предпочитает агрессивный способ прохождения, нужно модифицировать руки. Их усиление уменьшает отдачу от любого оружия или устраняет ее полностью. К этому можно добавить пробивающую способность, чтобы железным кулаком разбивать хрупкие стены. А модуль, устанавливаемый в сетчатку, даст возможность безнаказанно смотреть за охраной сквозь стены.
На активные способности, как и в первой части, тратится энергия, а самостоятельно восполняется только одна ячейка. Да и та – слишком медленно. Что же делать, если заряда нужно много и сразу? Талантливые ученые изобрели специальные батончики Cyber Energy. Съел такой – зарядился. Есть маленькие, восполняющие только одно деление, средние – пополняют два, а большие батончики заряжают Дженсена целиком.
Количество места в инвентаре тоже можно увеличить.
Доступный арсенал также способствует различным стилям прохождения. Так, в распоряжении «тихушника» на первых порах будет шоковый пистолет и снайперская винтовка с усыпляющими дротиками. В дальнейшем, можно и на летальные винтовки нацепить глушитель. Для любителей пошуметь разработчики заготовили гораздо больше стволов. Дробовик, пистолет-пулемет, снайперская винтовка, тяжелый пулемет и даже гранатомет. Каждый ствол можно модифицировать с помощью специальных модулей. Система поиска целей, пожалуй, самое интересное приспособление. Спрятавшись за укрытие и нажав специальную кнопку, игрок активирует траекторию до врага. С ее помощью можно стрелять, не высовываясь, пуля сама создаст нужную дугу. Дробовику можно поставить второе дуло, пистолету-пулемету увеличить урон, привинтить лазерный прицел и установить разрывные пули.
А если закончились патроны, выручит контактный бой. Подойдя к противнику вплотную, у игрока появится выбор – убить вражеского солдата или просто вырубить. Камера переключится на режим от третьего лица и продемонстрирует эффектный ролик. Кровожадность не поощряется. Помимо того, что перед смертью противник изрядно орет на всю округу, так еще и Дженсен получит меньше опыта.
Взлом компьютера – интересная мини-стратегия.
Во время перестрелок создается сумасшедшая динамика, особенно на высоком уровне сложности, когда Адам падает замертво от одного-двух выстрелов. Нечто подобное было в первой части F.E.A.R. Здесь противники не обучены переворачивать столы, чтобы прятаться за ними, но тоже ведут себя достаточно разумно. Они координируют свои действия, запоминают, где последний раз видели игрока, ведут подавляющий огонь, в случае потери героя ищут его и кидаются гранатами. Светошумовые дезориентируют и слепят на длительное время, газовые вырубают, ЭМ-гранаты отлично подойдут против дроидов, а осколочные просто всех перебьют. Такого же типа есть и мины, а имея на руках минную основу и гранату любого вида, можно их скомбинировать.
Романтика кибер-ренессанса
В Deus Ex: Human Revolution шикарная атмосфера. В перерывах между миссиями игрок может погулять по Детройту и китайскому городу Хэнша. Вверху ездит монорельс, в канализации и возле мусорных баков обитают панки и бандитские группировки, вокруг толпятся жители, повсюду светится неоновая реклама, из колонок играет прекрасная музыка. Еще до выхода игры Eidos Montreal называла все это кибер-ренессансом: человечество стоит на пороге нового научного скачка, одни люди модифицируют себя, уродуя собственную внешность, другие убивают носителей улучшений, чтобы забрать имплантаты, третьи считают, что модификации – это надругательство над законами природы. Они же ходят на демонстрации и вступают в открытый бой с полицией. Ведь многие организмы так и не могут привыкнуть к инородным предметам, вынуждая человека постоянно пить дорогое лекарство – нейропрозин. Находясь в игре, хочется просто зажать ctrl и передвигаться медленными шажками, осматривая декорации.
Снежный и светлый пейзаж – уникальный кадр для серии Deus Ex.
При этом такое впечатление не портит даже устаревшая графика. Конечно, игра поддерживает сглаживания, ее можно запустить в режиме DX11 и поставить в настройках большое разрешение, но это лишь немногим улучшает ситуацию. Оригинальную Deus Ex тоже ругали за бедность технологий, а Human Revolution выглядит чуть лучше Deus Ex: Invisible War. Большие уровни, много эффектов и отвратительные текстуры, пожатые ролики между миссиями да острые углы на моделях.
Повсюду разбросаны читалки новостей и книг.
***
Deus Ex: Human Revolution – это почти ремейк первой части. Игра настолько высокого уровня появляется не часто и все недостатки – это по большому счету придирки. Почему весь мир останавливается, когда герой производит контратаку? Почему хруст переломанных костей и крики никто не слышит? Почему некоторые сюжетные линии незакончены и кажутся выдранными в процессе разработки? Почему у всех солдат желтые пальцы? Почему вес героя не ощущается? Почему, наконец, враги никогда не заглядывают под стол, в вентиляцию на полу и прочие места, где может сидеть игрок? Но все это меркнет по сравнению с атмосферой, великолепным сюжетом и отличной возможностью проходить миссии именно так, как хочется. Однозначно, Deus Ex: Human Revolution – претендент на лучшую игру года.