К сожалению многих разработчиков, формула идеальной игры с зомби до сих пор не придумана. Да и наверняка тот, у кого она окажется в руках, не поспешит расставаться с таким богатством. Польская студия Techland, прежде всего известная серией ковбойских экшенов от первого лица Call of Juarez, решила попробовать свои силы в проекте с живыми мертвецами. На бумаге их формула казалась интересной. Позволить игроку путешествовать по курортному острову, разрешить кататься на автомобилях, выполнять квесты, использовать практически любой найденный предмет в качестве оружия самообороны и дать возможность развивать свои навыки. Да еще и кооперативное прохождение на четырех игроков прикрутить обещали. Читать пресс-релизы разработчиков зачастую намного интереснее, чем находиться в Dead Island, но это еще не значит, что она совсем плоха.
Ад на Земле
Остров Баной (вымышленное место в Папуа-Новой Гвинее) – интересное и крайне порочное место. Алкоголь здесь, не переставая, льется рекой, громкая музыка и пьяные крики туристов не умолкают ни на секунду, а ночь практически у каждого из приезжих заканчивается неразборчивым сексом. Здесь зарегистрировано рекордное количество заболеваний ВИЧ и СПИД, все вокруг говорят на тысячах языках и диалектах, а животные практически не изучены наукой. Одно из самых веселых мест на планете таким бы и оставалось, но все изменилось буквально за одну ночь. Каким-то образом большая часть людей была заражена вирусом, отчего превратилась в плотоядных и очень голодных зомби.
Под утро бывший футболист Логан проснулся с ужасным похмельем (последствия бурной ночи), знаменитый рэпер Сэм Би – уставшим от рабочего концерта, телохранительница Пурна – сонной после дежурства, а сотрудница отеля Сян Мэй – практически выжатой от ночной смены. Голова раскалывается, на улице кто-то некстати орет, а лифт как назло не работает. Весь персонал гостиницы куда-то запропастился, изредка на полу встречаются пятна крови и трупы, а некоторые выжившие с криками падают с балконов. Стальной выдержке и хладнокровию героев мог бы позавидовать каждый! Все они спокойно наблюдают за происходящим, обшаривают брошенные кем-то сумки, лазают по комнатам отелей в поисках чего-нибудь интересного и разве что не зевают от скуки.
У авторов занятное чувство юмора.
И пусть весь мир подождет
Охотно поддаваясь жанровым клише, сценаристы наделили героев уникальной сопротивляемостью к вирусу. Это значит, что только игроку суждено выполнять чужие поручения. Как правило все задания просты и сводятся к схеме путешествий "из точки А в точку Б и обратно". Во время страшного дня жена потеряла своего мужа и в спешке оставила все вещи в гостинице. Там же и его подарок – ценное ожерелье. У выживших есть рабочий пикап, но ему не хватает важной детали. Нужная часть находится на 300 метров дальше. У доктора нет медикаментов? За сотни метров южнее как раз стоит машина скорой помощи – там есть все нужные препараты. Нужен бензин, чтобы сжечь мертвых – ближайшая заправка не близко. Несмотря на то, что персонажи бросают всего несколько реплик, стоит отдать авторам должное – квестов действительно много. К тому же, интригует и основной сюжет (Как был заражен целый остров? Кто этот незнакомец, который способен управлять большинством систем острова?), и прошлое каждого главного героя.
В игре не самое удачное управление автомобилем.
Пробираться до ключевых отметок на карте приходится буквально с боем. Повсюду игрока поджидают кровожадные твари. Отличаются они, в основном, по уровням. Зомби десятого уровня можно убить с двух ударов, с зомби шестнадцатого уровня уже придется повозиться и так далее. Прокачивается и главный герой. Накопленные очки опыта тратятся на приобретение десятков навыков, вроде повышения наносимого урона после выпитой бутылки виски или умения открывать запертые сундуки. В последних обычно можно найти кучу предметов – гвозди, батарейки, ножницы... А если повезет, игрок отыщет чертеж и, как в Dead Rising 2, соберет необычное, но очень эффективное оружие.
Возможности по истреблению мертвецов действительно королевские. Здесь есть и весла, и самодельные заточки, и циркулярные пилы! Практически каждый из предметов можно улучшить на специальном верстаке за найденные или заработанные деньги. У всех видов оружия есть несколько параметров: сила удара, его скорость, дальность и прочность. Но несколько из этих пунктов порой вызывают немало возмущения. С какой силой нужно бить, чтобы сломать весло от десятка ударов? Как кулаки могут быть эффективнее ножа? Почему тесак буквально рассыпается в руках?
Незавидная участь
Красивой игру назвать сложно. Вышедшая еще в 2004 году Far Cry демонстрировала куда более правдоподобные джунгли. Здесь местность обклеена жутким текстурами, не поддающимися сглаживанию, а то, что местные зомби смотрятся отвратительно, – совсем не заслуга дизайнеров. Однако плюсы от того, что игра работает на Chrome Engine 5 тоже есть – она никогда не тормозит, удивляет обширными и разнообразными территориями и моментально загружается.
Герой и не на такое способен.
У Dead Island в общем-то всего две беды. Но каждая из них сильно портит впечатление от прохождения.
Во-первых, играть в нее через время, даже с друзьями, становится скучно. В Borderlands была генерация оружия, красивая стилистика, динамичный процесс. Мир игры действительно хотелось изучать в поисках чего-нибудь ценного. Здесь же – в каждом закутке одинаковые ящики, мусорные баки и шкафчики, в которых лежат одинаковые пачки изолент, денег и бутылок. И никаких сюрпризов. Процесс напоминает прокачку персонажа в какой-нибудь MMO. Бьем нубов первого уровня, проходим часть территории, бьем нубов второго уровня, повышаем навыки, попутно выполняем квесты.
Во-вторых, игре не хватает атмосферы. Здесь нет юмора, но серьезной Dead Island тоже назвать тяжело. Пока игрок дробит конечности зомби бейсбольной битой и отрезает им руки с помощью катаны, на заднем фоне играют грустные мотивы, медленные мелодии, изредка подключается пианино. Порой музыка вплотную подходит к саундтрекам фильмов "28 дней спустя" и "28 недель спустя", а на экране тем временем царствует абсолютная нелогичность, мелькают пародии и случаются глупые ситуации.
Порой NPC не думают убираться.
По-хорошему, Techland стоило сосредоточить свои силы на одной игре. Вместо этого компания практически одновременно выпустила насквозь трэшевую Call of Juarez: The Cartel и порой однообразную Dead Island. Первую в обязательном порядке нужно было удалить со всех рабочих компьютеров еще на стадии зародыша, а во вторую – вложить больше души и человеческой логики.