Есть люди и компании, от которых общественность каждый раз ждет совершения какой-либо революции или создания чего-нибудь по-настоящему крутого. На каждой презентации Apple хочется видеть очередное устройство, которое изменит мир, тысячи фанатов Майкла Джексона и Rolling Stones мечтали о скорейшем выходе новых шедевров от любимых исполнителей. Большинство кинокритиков уверено в том, что фильм обречен на успех, если за него взялся Майкл Бэй, Стивен Спилберг или Ридли Скотт. Эти творцы прошли длительную проверку временем.
Точно также и в игровой индустрии – у Valve или Blizzard никогда не было промахов. Rockstar внимательно следит за деталями, всегда дает точное представление об эпохе игры и очеловечивает своих героев. Хидео Кодзима давно зарекомендовал себя именно как художник, а не разработчик развлечений. Вряд ли найдется много людей, которые верят в провал BioWare (даже после неудачи с Dragon Age 2), IO Interactive, The Creative Assembly, Кена Левина, Джоната Блоу или Тима Шейфера.
Вот и после анонса Rage все игроки также, не пропуская ни единого обещания или рекламного ролика, затаили дыхание. Они надеялись на хороший сюжет, разнообразный процесс и на очередную графическую революцию от ID Software и Джона Кармака. Увы, не случилось. Джон Кармак действительно талантливый программист, а в ID Software работают не глупые люди. Но горы им уже не свернуть.
Непреодолимая катастрофа
Rage – отнюдь не плохая игра. Беглый просмотр здешнего мира навеивает ассоциации о Borderlands без технологии Cell-Shading. Натуральные горы простираются далеко за линию горизонта, пыль мешает нормально оглядеться вокруг, яркое солнце наказывает за неосторожный взгляд, ветер еле слышно насвистывает в уши. А вокруг – полная разруха. Кратеры, разваленные здания, все обволокло какая-то кишечная масса и кровь, машины природой закопаны в песок, высушенные деревья едва шатаются... Все это встречается буквально на каждом шагу. Целые города погребены под грудой собственного веса. Чудом уцелевшие многотонные памятники, краны, грузоподъемники лишь с усмешкой напоминают о былой мощи человеческой цивилизации и заставляют содрогнуться от того, какое испытание выпало на людей.
Земляне оказались не способны уничтожить астероид, направляющийся на их родную планету, а лучшие умы не смогли предсказать даже примерный исход событий. Правительством было принято единственное и, как казалось, верное решение. Собрать несколько сотен уникальных человек, среди которых были ученые, прошедшие особую подготовку, соорудить для них специальные капсулы и спустить на сотню метров под землю. По плану капсулы должны были подняться в одно время, а проснувшиеся люди – создать новое общество. Но что-то не задалось. Главный герой проснулся один, бортовой компьютер вовсю сигнализирует о поломке, а другая часть команды уже давным-давно гниет, так и не очнувшись от криосна.
Самый харизматичный персонаж в игре.
Оказывается, часть землян смогла уцелеть после падения метеорита и без помощи науки. Теперь их сыновья либо окопались в убежищах, либо заняли старые постройки. На ветхой заправке Дэн Хагар основал свое собственное поселение. На юге возле гор живут нефтяники. Город Источник одновременно похож на бывшую дамбу и на шахтёрский поселок. Некоторые умудрились занять метро и вполне благополучно жить там. Бандиты укрепились в бывших гаражах и заводах, а побочному продукту радиации вообще много не надо – лишь бы крыша над головой была.
К несчастью, сюжет Rage быстро сдает свои позиции и в два счета превращается в банальный сборник однотипных квестов. Создав потрясающий стартовый ролик, заинтриговав с самого начала, авторы, будто издеваясь, подсунули первого персонажа, который рассыпал надежды как карточный домик. Дэн Хагар только язвительно спросит, знает ли герой, что происходит, что такое Правительство, да посмеется над тем, что нихрена герой не знает. К слову, даже главная интрига ничего собой не представляет. Как и Альянс в серии Fallout, местное Правительство характеризуется централизованной системой, продвинутыми технологиями и главным злодеем, занятым реализацией своих коварных планов. А помешать ему в этом собираются доблестные партизаны. Rage – просто большой гроб сценарных клише.
Айзек Кларк не справился с работой инженера.
Волонтер из прошлого
Писаки из ID Software не постарались вытянуть увядающую историю даже в квестах. Складывается ощущение, что у молчаливого героя на лбу высечено «помогу всем и каждому». Причем, иной раз совершенно непонятно, какую выгоду он получит, согласившись на тот или иной квест. Персонаж только вышел из капсулы, как его моментально заставили работать. Сами задачи обрисовываются NPC лишь частично, остальное – на специальных бумажках вроде тех, что были в Dead Island. Согласен – вперед! Из-за ограниченного описания иной раз понимать, что требуется от игрока, приходится прямо в процессе. «Нужно взорвать склад», – говорит шериф, а на деле их аж три штуки. Чаще нажимайте tab – в отличие от бездушных людей электронная записная книжка никогда не врет.
Первоначально просьбы горожан кажутся чуть ли не миролюбивыми. Пропал нефтяник – разузнайте, что с ним; перестала работать радиовышка – нужно починить; поселению нужны припасы – придется доставить груз нуждающимся. Но не все так просто – дорогу игроку на любой миссии переступят мутанты или бандиты. Так или иначе, именно они оказываются виновными. Врагов на уровнях иной раз не меньше, чем в Painkiller. А жаль – перестрелки с ними получились очень скучными и утомительными. Причем, проблемы просто наслоились одна на другую.
За такое даже можно получить ачивмент.
В игре крайне тяжело умереть. Даже на максимальном уровне сложности одиночную кампанию можно пройти, пользуясь только одним пистолетом. Противники опасны лишь тогда, когда подбегут вплотную. Пока они постреливают из укрытий – можно не бояться. Вероятно, проблема заключается в том, что их намеренно сделали косыми для консольных игроков, которым тяжело целиться на геймпаде. Но для любителей PC от этого оправдания ни горячо, ни холодно.
Если экран покраснел – не беда, нужно просто вовремя уклоняться от снарядов. Также можно спрятаться в безопасном месте и подождать – через несколько секунд все как рукой снимет. Для тех, кто случайно напоролся на гранату или получил дробью в упор, авторы предусмотрели встроенный в пришельца из прошлого дефибриллятор. Стоит только упасть на землю, как прибор включается и при точном нажатии на клавишу мыши не только восстанавливает часть здоровья, но и до смерти жарит рядом стоящих противников. До полного бессмертия не хватало только бесконечной энергии для дефибриллятора, но для его заряда требуется какое-то время.
Знакомьтесь: главный герой. Гордость прошлого.
Злодеи из пустоши
А все могло сложиться хорошо. Авторы сделали для Rage очень сообразительных противников. Солдаты часто стараются выбрать правильную позицию, будучи прижатыми плотным огнем, стараются отойти. Они никогда не стоят, открыв все тело, предпочитая прятаться за укрытиями. Раненые – кричат, хромые – отбегают, а те, кому совсем худо, – отползают. При наличии гранат противники стараются их кидать поближе к игроку.
Мутанты тоже хороши: никогда не угадаешь, куда побежит упырь в следующую секунду. Они активно пользуются особенностью окружения, прыгают в разные стороны, заползают на стены и быстро передвигаются по верхним трубам. Печально, но даже это не будоражит кровь. У игрока вряд ли появится острое желание сбежать, а мыслей о том, что герой сейчас умрет, просто не возникает.
Иной раз у разработчиков просыпается чувство юмора.
Единственное, что бросает в жар – это битвы с боссами. Да и то, только на какое-то время. Некоторые гиганты просто поражают своими размерами и возможностями. Так, например, встретившийся в Мертвом городе супостат запросто обрушивает небоскребы одной лапой и швыряет камни, как футбольные мячи. Те, что поменьше, могут пускать длинные щупальца. Люди-боссы стараются использовать огнеметы и ракетницы.
Без инструментов никуда
К сожалению, оружие в Rage не чувствуется, а реально мощным кажется только дробовик. Никакой отдачи, никакой мощи в звуках – что автоматы, что пистолет являются такой же декорацией. А ведь перестрелки – краеугольный камень всей игры. Хорошо хоть сами «стволы» выглядят потрясающе. Это особенно заметно, когда игрок впервые получает пушку – персонаж начинает всячески вертеть и разглядывать свой новенький трофей. Оба автомата отлично детализированы, ракетница выглядит именно такой же здоровой, какой и должна быть. Есть бесшумный арбалет и снайперская винтовка. Скупой арсенал компенсируется дополнительными прибамбасами вроде крылопалки (бумеранга с системой автоприцеливания), двух видов гранат, а чертежи помогут сделать что-нибудь самостоятельно.
Старичок в наглую предлагает купить DLC. Без шуток.
Рецепты – вообще интересная часть Rage. Покупая или находя ценные листочки, игрок, руководствуясь ими, может производить много полезных вещей. Ингредиенты собираются на уровнях: травы, шестеренки, тряпки, банки, инструменты, аккумуляторы, бутылки и прочий мусор. Трудно поверить, но герой действительно способен собрать из этого хлама целебные бинты, радиоуправляемые машинки, начиненные взрывчаткой (прям как в Call of Duty: Black Ops), и мини-турели, которые можно поставить во время нашествия врагов. Для того чтобы открыть запертые на замок двери, можно сделать замколомку, если нужно на время повысить урон, наносимый врагам, «адреналиновый приход» – то, что доктор прописал. Электромагнитная граната поможет отключить особо вредное оборудование. Все это можно и покупать, но в тяжелом бою о магазинах и мысли не возникает. Плюс, уникальный вид пуль всегда пригодится.
В этом плане игра чем-то напоминает Bioshock. У каждого оружия есть несколько видов боеприпасов. «Толстячки» для пистолета с одного выстрела сразят слабозащищенную цель, а «матрешки» превратят его в подобие автомата. Из дробовика можно сделать ракетницу или ионную пушку. Гвоздь программы – арбалет. Помимо того, что его можно зарядить как простыми стрелами, так и электрическими (отлично подходят для стрельбы по воде), для него предусмотрены дротики, пускающие во врагов наноботов. Эти машинки позволяют взять временный контроль над разумом противника. Жаль, что до полного подчинения, как в Messiah или Second Sight не дошло – солдат становится безумен, хватается за голову и передвигается абы как. Зато по желанию он полностью детонирует, забирая бывших коллег за собой в могилу.
Здесь он готов стоять часами.
Палки в колеса
В отличие от Fallout 3 и New Vegas, Rage – линейная игра. Передышки между миссиями нужны, чтобы пройтись по магазинам, а сторонние квесты – для заработка дополнительных денег. Впрочем, в свободное время здесь все равно можно найти себе развлечение. В мини-игре, где герою нужно бросать кости, от пользователя ничего не зависит, можно поиграть на скорость, вбивая нож в стол между пальцами. Игра «Ярость» похожа на урезанную, но забавную версию Magic the Gathering, где выигрыш основывается на удаче и набранной колоде. В одном городе можно подыграть инвалиду на гитаре – это развлечение напоминает Guitar Hero.
А вот за городом уже делать совершенно нечего. Несмотря на то, что в Rage представлены огромные территории, бороздить их просто так совершенно бессмысленно. Из приключений можно отметить только бандитов, которые постоянно возрождаются на одних и тех же местах. Даже если игрок найдет какое-нибудь место или здание, куда можно зайти – из этого похода не выйдет ничего хорошего. Внутри никого не будет, ждите, когда вас отправят туда ради квеста. Такая ситуация до боли напоминает Xenus, где тоже были гигантские территории, но на них было абсолютно нечем заняться. Одно хорошо – ID Software не прибегла к заветной комбинации ctrl+c, ctrl+v.
Взрываются вражеские машины отменно.
При этом машина не является постоянным спутником. Да, можно несколько раз поучаствовать в гонках (есть несколько видов, в том числе для пацифистов), приобрести ракеты и патроны для установленного на крыше пулемета. На багги можно поставить крутые шины, повысить сцепление с дорогой и даже налепить логотип ID Software. Однако, породниться с железным конем все равно не удастся – игроку выдают новые авто с завидной регулярностью. Только что накопили на таран для капота и поставили его? Жаль, потому что следующий квест заставит пересесть на другой багги, а апгрейды с предыдущего переставить нельзя.
Злиться, яриться, психовать!
Rage богатая по своей натуре и потенциалу игра, но она задыхается от каких-то совсем глупых болячек. В первые же дни после выхода проекта на прилавки, игроки взвыли от сумасшедшего количества ошибок. Rage категорически отказывалась запускаться на многих системах, а на остальных выдавала дикие «тормоза», синие экраны, вылеты на рабочий стол. Когда в далеком 2002 году компания ATI проворонила утечку альфа-версии DooM 3, ее видеокартам досталось не слабо – впоследствии DooM 3 работала нормально только на ускорителях от NVidia. Rage работает плохо даже на Xbox 360, на кого же Кармак обиделся теперь?
Баги с текстурами на лице. Здесь их еще мало...
Даже после патча игра демонстрирует совсем сумасшедшую картину. Артефакты повсюду, полигоны разрываются и уродуют модели, а текстуры либо не подгружаются вовсе, либо нехотя обновляются прямо перед игроком. А ведь Rage действительно красива. Разрыва шаблонов, разумеется, не происходит, но здесь есть приятные эффекты, достаточно правдоподобные текстуры, симпатичные лица персонажей, отличная анимация (с синхронизацией речи), а углов практически нигде нет. Только вот хотя бы какой-нибудь физики окружения очень не хватает. Ведь деревянный ящик, не сбитый от взрыва гранаты, как и машина без повреждений, выглядят в конце 2011 года просто удивительно.
В мультиплеере Rage немного занятий. Здесь предоставлено два вида игры. Гонки, как и в однопользовательской кампании, подразделяются на несколько видов. Либо простые соревнования, либо с минами, ракетами и пулеметами. Второй вид игры – это почти кооператив. Здесь разве что нет сюжета. Два пользователя просто бок о бок пробегают знакомые по одиночной игре карты и истребляют мутантов. Первое не тянет запускать из-за топорной физики автомобилей, а видеть те же самые уровни после прохождения и без того не малой кампании просто не хочется.
Жаль, что за всю кампанию такие моменты встречаются редко.
***
ID Software сделала игру, за которой тянется длинный шлейф из двухтысячных. Здесь все решают скрипты и вовремя поставленная перед носом игрока преграда. Даже если это обычная бочка, герой не сможет ее перепрыгнуть. Весь потенциал выходит из Rage буквально через несколько часов после начала. А проходить ее дальше хочется только ради получения ответов на вопросы. Увы, вопросы так и останутся без ответа.