Вышедшие на рынок в сентябре 2002-го и в октябре 2003-го с разницей чуть больше года, абсолютно разные игры никто и не думал сталкивать лбами. У Battlefield 1942 вообще не было одиночной компании, а многопользовательская часть Call of Duty казалась, мягко скажем, неинтересной. Обе игры объединяла разве что эпоха – Вторая мировая война. Так что с тем же успехом можно было причислить к их конкурентам, например, Commandos 2: Men of Courage.
Но война есть война. И впоследствии Infinity Ward прикрутила к Modern Warfare отличный мультиплеер, DICE впихнула в Battlefield: Bad Company занятный сюжет и теперь, в 2011 году, практически каждый игрок считает своим долгом сравнить Battlefield 3 с грядущей Call of Duty: Modern Warfare 3. Впрочем, сравнивать незачем – как оказалось, эти две игры практически не похожи друг на друга.
Падение Блэкберна
Несмотря на то, что многие наверняка сразу полезут в многопользовательский режим, сюжет в Battlefield 3 весьма любопытен. Здесь нет фантасмагории уровня последних серий Call of Duty. Как и в Black Ops, главного героя допрашивают правительственные сотрудники уже после случившегося. Морского пехотинца обвиняют в подрыве нескольких атомных бомб, украденных террористами из России. Сержант Блэкберн, разумеется, всячески оправдывается и рассказывает свою историю событий. По его версии украл бомбы некий Соломон совместно с лидером группы террористов из ССО Аль-Баширом.
Война, по сути, тоже игра.
Такой хаотичный подход к истории позволил авторам рассказать сюжет посредством нескольких очевидцев этих событий. За самого Блэкберна игроку предстоит побывать в Ираке, где регулярно происходят землетрясения, в Тегеране под проливным дождем, прокатиться в поезде Нью-Йорка, пройтись по канализациям города и даже побывать на Таймс-Сквер. Скучать солдату не приходится – то бомбу обезвредить придется, то за пулемет посадят, то вынудят проползти с ножом, прячась от вездесущих патрулей боевиков. В дальнейшем, в шкуре Дмитрия, сотрудника ГРУ, предстоит предотвратить подрыв бомбы в Париже. А за Миллера дадут поучаствовать в уже поднадоевших танковых боях. К сожалению, полетать в истребителе за пилота ВВС так и не получится – придется лишь во время отстреливать вражеские самолеты да пехоту. Однако выглядит это все равно более впечатляюще, чем та же Ace Combat: Assault Horizon.
По духу игра больше напоминает Medal of Honor (2010), DICE также сделала ставку на реализм. Это значит, что игрок не увидит разорванной Эйфелевой башни или оголенной до ржавых прутьев Статуи Свободы. Конечно, в одиночной компании встречается добрый десяток скриптовых сценок, но зачастую они представляют собой контактную борьбу за владение оружием. Да и те сделаны для оправдания QTE по принципу «меньше динамики, больше реализма». А по-настоящему дух захватывает, пожалуй, только в одном месте, когда на героя буквально падает небоскреб.
Жаль, что такие моменты случаются редко.
В Battlefield 3 акцент сильно смещен в сторону солдатского долга, патриотизма и драмы. Только сопровождающие герои все равно кажутся расходным материалом и очередными NPC, а действительно запомнятся лишь несколько человек. Сам Блэкберн, Соломон и русский спецназовец Дима. К тому же последний вылезет из памяти не сразу только благодаря «медвежьему» лицу (которое, кстати, подарил ему актер Олег Тактаров).
Военное ремесло
Интересно то, что пробежать одиночную игру залпом – не самая легкая задача. В отличие от Call of Duty, противники здесь убивают в два счета, целятся достаточно точно, а здоровье восстанавливается черепашьими темпами. Порой кажется, что даже оружие против игрока – разряжается быстро. Все это совсем неплохо, но консольный атавизм в виде чекпоинтов серьезно усложняет жизнь. Частенько приходится начинать заново за сотни метров от смерти, а ведь впереди еще десятки метких солдат и, возможно, какой-нибудь ролик. А если смерть приходит от неожиданного бага – злости вообще нет предела.
Однообразная анимация смерти (одинаковая как в одиночной, так и в многопользовательской играх) очень надоедает.
Печально, но факт – в Battlefield 3 на момент релиза действительно осталось несколько десятков багов, некоторые из которых не вылечены до сих пор. Бесконечно повторяющиеся звуки и порой необоснованные тормоза – еще полбеды, потому что в основном они лечатся установкой свежих драйверов и отключением (!) одного из ядер процессора. А вот неверно сработанные скрипты, необъяснимые убийства главного героя и вылеты прилично портят нервы. И это после того, как львиную долю тех же самых ошибок игроки нашли в открытом бета-тестировании.
Впрочем, многие пользователи истерили понапрасну: их компьютеры просто не оправдали возложенных надежд. Все потому, что DICE сделала самую красивую игру на планете. Модели персонажей выполнены аккуратно и с большой любовью анимированы. Яркие спецэффекты вкупе с самым завораживающим дождем среди игр не просто мешают целиться во врага, но и заставляют застыть на несколько секунд, чтобы полюбоваться на них. Местные текстуры даже после взгляда в упор не вызывают отвращения. Что ни говори, заоблачные системные требования у игры вполне обоснованные.
К сожалению, визуально природные пейзажи сильно проигрывают урбанистическим.
Реалистичную картинку удачно подкрепляет звук. Из-за того, что все сопровождение игры записывалось на военных полигонах, а сам звук вещает в Dolby Digital, игрокам лучше прикупить приличные наушники или колонки до запуска исполнительного exe-файла. Иначе бОльшая часть удовольствия от проекта пройдет мимо них. Одно остается неясным – почему Battlefield 3 настолько тихая? Иногда она прямо-таки вынуждает выкручивать громкость до максимума.
Стенка на стенку
В многопользовательских режимах графика, разумеется, хуже. Текстуры более низкого разрешения, а эффектов на порядок меньше. Но удовольствие от этого отнюдь не портится. Хотя бы из-за того, что в игре практически каждый дом на карте (в отличие от одиночной компании, где даже проломить стену проблематично) можно снести до основания. Во время сражений не редко случается так, что сидящего в здании просто заваливает камнями от попавшего танкового снаряда. Именно поэтому танки в мультиплеере – на вес золота. Жаль, но традиционно для серии для того, чтобы научиться управлять самолетом или вертолетом, придется совершить не одно игровое самоубийство, в очередной раз врезавшись в дом, скалу или упав в воду.
В этой игре всегда можно сделать парочку трюков.
Однако даже если управиться с грудой металла вам не удалось – не отчаивайтесь, исход сражения все равно зависит от пехоты. Глобально все осталось на том же уровне, а тонких изменений минимум. Теперь в игре всего четыре класса: штурмовик, инженер, разведчик и солдат поддержки. У каждого есть возможность помочь товарищам. Например, инженер починит технику, а штурмовик вовремя подкинет аптечку. Всего игрокам предоставлено девять разнообразных карт и шесть знакомых всем режимов, среди которых есть классические командные противостояния и захваты территорий.
Каждое оружие в многопользовательском режиме прокачивается отдельно. Как и каждый класс. Кстати, опыт набирается очень медленно, из-за чего игра кажется достаточно тяжелой. Набрав соответствующий уровень, игрок волен выбрать какое-нибудь дополнение вроде колиматорного прицела, мины или фонарика. Последний – очень полезное средство для тех, кто научится им правильно пользоваться. Ведь в умелых руках фонарик запросто ослепит врага и не даст ему попасть в цель.
Популярная социальная сеть пробралась и сюда!
Сомнительные достоинства
В довесок авторы добавили в игру режим, гордо именуемый кооперативом. Выглядит он, как лишний хвостик, и вряд ли способен заинтересовать многих. Шесть карт, которые выдраны прямиком из одиночной игры, проходятся мигом и не оставляют никаких впечатлений. Взаимодействия – ноль, два игрока просто имеют абстрактную цель, вроде «зачистить местность» или «ожидать подкрепления», и бок о бок сражаются с волнами врагов. Проходить это стоит разве что из-за наград – после успешного выполнения миссий в «кооперативе» появится новое оружие в многопользовательской игре.
А вот что действительно сомнительно, так это Battlelog. Теперь, для того чтобы поиграть в Battlefield 3, игроку необходимо установить специальный плагин для браузера. Это и есть тот сервис, который обещала Electronic Arts. Теперь запуск ярлыка провоцирует вход в браузер, так что без соединения с интернетом поиграть не удастся. В этом окне можно посмотреть свою статистику, пообщаться с добавленными друзьями, увидеть, сколько осталось качаться до следующего уровня, и что на нем ждет. Там же браузеры серверов и некоторые настройки. По сути, это ограниченная социальная сеть, посвященная одной игре. А пока карта загружается, всегда можно полазить несколько секунд по любимым сайтам. Пожалуй, авторам следовало бы именно туда добавить выбор солдата и экипировки для него.