Выход Stronghold 3 прошел практически незаметно. Игра отметилась несколькими рекламными роликами да удостоилась маленькой строчкой в графике релизов. Вот уже 10 лет Firefly Studios делает одну и ту же игру, лишь слегка улучшая графику, изменяя интерфейс и придумывая новые хитросплетения сюжета. Вероятно, разработчики наивно полагают, что отличившись одним хорошим проектом, можно почивать на лаврах и долгое время выпускать посредственные продолжения. Но это не так – такая Stronghold уже давно не способна понравиться.
До и После
Одиночный режим предлагает игрокам достаточно внушительный список развлечений. Здесь есть и свободная игра, и мирная и военная кампании, а также исторические осады. Что самое интересное, все виды игр действительно отличаются друг от друга не только названием. Первая представляет собой типичное «вольное плавание» и больше подходит на замену стандартного обучения. Здесь доступны сразу все виды построек, а ресурсы первое время кажутся чуть ли не безграничными. Исторические осады – бестолковая заявка на реализм. Во время выбора карты появляется краткая справка о том, что сейчас будет разыгрываться. Например, захват замка Варкворт, расположенного в Англии, или крепости «Ричард Львиное Сердце». Увы, краткая отписка в пару строчек – единственная история, на которую хватило авторов. А сам процесс сводится к неправдоподобному захвату или обороне без какой-либо тактики.
Где-то в этой куче варварски забивают трех оставшихся героев.
Мирная и военная кампании – это то, что с натягом можно назвать сюжетной частью Stronghold 3. Военные миссии сводятся к сражениям с воскрешенным Шакалом (главный злодей всей серии) и его подопечными. Вначале мы спасаем Принцессу Катерину (которая дерется немногим хуже своих спасителей), затем находимся в бегах и заново отстраиваем собственный лагерь. В мирном режиме нам предстоит расхлебывать последствия этой самой войны. Их, кстати, не заметить при всем желании – карты все такие же девственно чистые, а каждый новый уровень приходится осваивать с нуля. Между миссиями игроку демонстрируют невзрачные ролики с двумя-тремя повторяющимися кадрами, стилизованными под комикс. В этот момент на заднем фоне кто-то скудно делится своими мыслями, рассказывает о войне и размышляет над дальнейшими действиями.
Мой дом – мой сарай
Помимо скучного сюжета игровой процесс вызывает не меньше недоумения. Вероятно, посмотрев на жанр своей игры, Firefly Studios посчитала бессмысленным вводить разницу между юнитами. В итоге, понять, чем отличается тот или иной тип войск, порой не получается даже в сражении. Ведь пылкие пикетчики запросто могут разнести даже каменную стену замка. В итоге, выигрывает, как правило, тот, у кого больше юнитов в подчинении. А ведь для того, чтобы собрать большую армию, нужно запастись недюжинным терпением – скорость игры крайне низкая, а ее регулирование добавили только в недавно вышедшем патче.
Дэйзи надоело жить в этом замке, поэтому она уходит жить в лес.
Хотя сама механика предполагает интересную тактику. Любовь граждан – краеугольный параметр. Если им нравится жить в королевстве игрока, жители прибавляются, если нет – уходят прочь. Чтобы им было, где жить, нужно строить больше хижин. Оно того стоит, ведь от количества людей в замке зависит занятость рабочих мест, а соответственно и приумножение ресурсов. Однако масса потребляет много еды, которой часто не хватает. Также жителей могут смутить медведи, частые казни, хорь, дожди и войны. А хорошая погода, отмена налогов (или даже отдача золота), повышение количества еды на голову и безопасность жизни, напротив, увеличивают любовь к правителю.
Жаль, но даже любоваться Stronghold 3 со стороны невозможно – выглядит она немногим лучше недавней A Game Of Thrones: Genesis. Здесь удручающе кривая анимация, мизерные карты, полное отсутствие каких-либо эффектов и просто омерзительные текстуры. А сама игра, чтобы показать при такой картинке приемлемую скорость кадров, умудряется требовать от компьютера топовый процессор. Радуют лишь скорость загрузки да здания, которые в зависимости от своего положения слегка меняют внешний вид.
Частенько приходится проигрывать из-за того, что курсор отказывается кликать в нужное место.
***
Пожалуй, единственное, чем действительно привлекает Stronghold 3 – красивая музыка. Средневековая атмосфера отлично подчеркивается приятным на слух саундтреком, выполненном с использованием виолы и лютни. В остальном – скучная и безыдейная игра, мало отличающаяся от предыдущих работ Firefly Studios.