Цифровая дистрибуция растет и крепнет, и некоторые компании рискуют вовсе не выпускать игру на обычных носителях, а целиком и полностью довериться продаже её по сети. В основном это, конечно же, инди-игры, а также небольшие вещи, которые выпускать на диске просто не имеет смысла. А вот создатели нового сурвайвал-хоррора AMY из компании VectorCell решили, что их детище вполне окупится через цифровую дистрибуцию... а быть может, они просто не решились выпускать эту игру на дисках, боясь провала? Давайте разберемся в этой загадочной истории вместе.
Двое во тьме
Ребята из VectorCell прилично всех заинтриговали готовящейся игрой. Критики прочили, что она станет "возрождением жанра" мрачных хорроров, в которых надо больше прятаться по углам и решать головоломки, чем стрелять и перекатываться. И действительно, этот жанр в последнее время не радует своих почитателей большим количеством новинок. Действительно страшные игры с потрясающей атмосферой, вроде Amnesia: Dark Descent, где нас заставляют побегать в темноте без оружия, или Silent Hill: Shattered Memories, где нас также гоняют монстры, без возможности ответить им крепким ударом стальной трубы, остались в 2010 году. Безусловно, из кирпичей, отложенных во время прохождения этих игр, можно построить не один замок, но хочется чего-нибудь свежего. Единственное, что имело подобный потенциал в 2011 году – Dead Space 2, все же остается шутером, пусть и очень страшным. Когда появились первые новости об AMY, фанаты оживились, чего и следовало ожидать – ведь создатели пообещали глубокую атмосферу, необычный подход к геймплею в том смысле, что игроку постоянно необходимо будет следить за своей подопечной, девочкой, в честь которой и назвали произведение. Но вот долгожданная игра вышла, и меня постигло некоторое разочарование...
Особо циничные игроки будут ждать своего шанса, когда враг отвлечется на девочку.
Итак, перед нами 2035 год, и завязка весьма неплоха. Главная героиня Лана едет в поезде с девочкой, изъятой из некоего научно-исследовательского центра, где над бедной малышкой проводились опыты. Женщина возможно рада была бы поболтать по душам со своей спутницей, но девочка нема с рождения.
Когда Лана звонит своей подруге по поводу укрытия от преследующих их сотрудников исследовательского центра, за окном что-то взрывается, а на неё саму нападает мутировавший негр-проводник со странным символом на лбу (буквально пять минут назад с ним всё было в порядке!). Поезд терпит крушение, и по совместительству прибывает в город.
Интересное начало, обещающее интригующий сюжет. Но что же нас встречает в самой игре? В первую очередь – плохонькая графика. Она находится примерно на уровне PlayStation 2, хотя в роликах все выглядело вполне современно. Единственное, что художники действительно хорошо прорисовали, так это лица. Чуть позже становится понятно, почему им не пришлось напрягаться – игра очень тёмная. Да, это обычное дело для данного жанра, но ведь нам не дали даже фонарика! И только во втором акте малышка Эми обзаведётся лампой дневного света.
"День сурка" в отдельно взятой локации
Дело мог бы исправить интересный, отточенный геймплей, но и тут в AMY нас ожидает грусть и разруха. Девочка, которую вы обязаны таскать за руку как Йорду из ICO, должна была стать неплохой "усложнялкой" игрового процесса – и она справилась со своей задачей, правда не самым приятным способом. Бедный ребенок частенько вырывается из руки, особенно в те моменты, когда вы пытаетесь увести его от разъяренных зомби. Игроку постоянно приходится думать не только о себе, но и о девочке, что в результате чаще приводит к раздражению, нежели к увлекательности игры. С другой стороны, тот факт, что вы должны стараться не отходить от малышки надолго, добавляет перцу и интересности. Ведь стоит Лане отойти от Эми, и главная героиня постепенно начинает превращаться в одного из зомби, что заканчивается гибелью. К счастью, иногда мы можем найти специальные ампулы, которые могут временно снять симптомы заражения, и дать вам лишние пару минут. Противовесом этому являются особо зараженные участки на полу, попадание в которые может быстро довести вас до печального финала.
Достаточно отойти от Эми на какое-то расстояние, и начинаешь превращаться в Сару Керриган.
К счастью, маленькая девочка бывает очень полезна – этого у неё не отнять. Эми может залезть в маленькую дырку, и открыть комнату изнутри, нажав на кнопку, взламывать компьютеры как заправской хакер, а чуть позже выясняется, что она и вовсе наделена сверхъестественными способностями, которые Лана сразу же берет в оборот.
Но не так страшна забота об Эми, как попытки справиться с попадающимися тут и там врагами. Оружие, доступное героине (чаще всего это тривиальная доска), постепенно ломается, и игрок рискует остаться с голыми руками посреди мутантов. Сам бой это отдельная песня: вы можете бить, или уклоняться, но стоит вам получить один-другой удар, и автофокус сбивается, а саму Лану чудесным образом разворачивает спиной к врагу. Нужно ли говорить, во что превращается битва с двумя противниками сразу?
Но значительную часть обитателей этого нового, враждебного мира, вам не одолеть, даже если бы не было вышеперечисленных "нюансов".
Некоторые враги попросту убивают вас с одного или двух ударов, и остается лишь один способ выжить – прятаться. Шкафы, столы и другие предметы мебели с радостью обеспечат вас укрытием, если вы успеете ими воспользоваться, что со здешним управлением не так уж и легко. Особенно если за поворотом топчется огромный монстр. Из шкафов можно поглядывать, разведывать окружающую обстановку, что сразу же напоминает нам Silent Hill: Shattered Memories.
Что за чертовщина происходит буквально в паре метров от вас – порой приходится только гадать.
Но создатели AMY посчитали, что этого недостаточно, и добавили сложности в виде дверей с ДНК-замками, из-за которых приходится обшаривать всю округу в поисках кусков людей, имевших допуск. А еще есть особо ненавидимые мной электромины, реагирующие на движение, и не исчезающие после взрыва. Очень медленное проползание мимо них, несомненно, доставит вам множество "приятных" минут.
Результат всех этих геймдизайнерских решений один – вы будете умирать, возвращаться в начало уровня, умирать снова и снова, проходить один и тот же участок, пытаясь угадать – что же надо сделать в этот раз, чтобы вас не убили с одного удара. Чувствуешь себя героем "Дня сурка". Сначала это подогревает интерес и бросает игроку вызов, но после пятой-десятой по счету смерти от одного и того же монстра, или вовсе по нелепой случайности, я попросту выключил игру. И вряд ли когда-либо запущу её снова.
***
AMY получилась очень противоречивой. Я бы посоветовал играть в нее только любителям survival horror, да и то, лишь тем из них, кто наделен от природы стальными нервами и ангельским терпением.