Сладкий сон – что может быть прекраснее после дня, полного забот. Но, увы, вам не удастся насладиться приятным сном, если на душе неспокойно. А порой он может и вовсе превратиться в самое настоящее проклятие, как и случилось с героем новой игры от компании Atlus. Но, может быть, он сам виноват?
Catherine стала дебютным детищем Atlus для консолей седьмого поколения: Xbox 360 и Playstation 3. Ну, если не брать во внимание переиздание "персон" на PlayStation Portable, ведь одно дело переиздать игру, и совершенно другое – создать новую, да еще и в отрыве от флагманской серии Megaten. Да, вы не ослышались – несмотря на то, что над новой игрой работала команда создателей третьей и четвёртой персоны, она не является jRPG про школьников, ныряющих в телевизор или забирающихся на башню и стреляющих себе в голову с целью вызвать древних духов. Catherine, внезапно, головоломка. Понятное дело, что такая-то фирма не выпустит очередную офисную забаву без сюжета. Хоть геймплей и основан на напряжении мозгов, но и сюжет в наличии. Да ещё какой сюжет!
За двумя зайцами...
Наш герой – молодой человек Винсент, уже разменявший четвертый десяток, но до сих пор не набравшийся ума. Однако же, ему посчастливилось встречаться с красавицей Катериной, длинноволосой и ответственной девушкой. Она сильно контрастирует с ветреным Винсентом, любящим посидеть в баре со своими друзьями и не особо заботящимся о будущем. Но, как говорится, противоположности притягиваются. И все бы хорошо было в жизни парня, если бы в один день она не превратилась в ад... точнее, в одну ночь.
Эх, сюда бы мою алмазную кирку из Minecraft.
Винсенту приснилось, будто бы у него отрасли рога как у барана, и он был вынужден взбираться по стене из кубов, спасаясь от гибели – находящиеся ниже кубы падали в бездну один за другим. С ним были и другие участники этого кошмара, прямоходящие овцы ростом с человека. Парень проснулся в холодном поту, почти ничего не помня. Ну, казалось бы, что такого необычного. Сон как сон, пусть и бредовый. Но масла в огонь подливает тот факт, что в последнее время во сне все чаще умирают молодые мужчины, причем полиция не может найти причин смерти, или виновных. Поговаривают, будто бы они умерли во сне из-за проклятья.
Страшный сон с побегом по вертикали от смерти начинает преследовать Винсента каждую ночь, и он понимает, что падение в этом мире окончится гибелью и в реальности, а его труп станет причиной очередных экстренных выпусков новостей.
Как будто этого мало, у Винсента начинаются проблемы в личной жизни. Набравшись в баре вечером следующего дня, он знакомится с другой девушкой, и проводит с ней бурную ночь, правда, из-за алкоголя ничего не помнит. Повеса оказывается зажат между Сциллой и Харибдой – двумя девушками с одинаковым именем Катерина (Catherine и Katherine в английской версии игры).
"Мы с женой были счастливы двадцать лет. А потом мы встретились..." (с) Родни Дейнджерфилд
Гонки по вертикали
Итак, как и в самых популярных проектах компании Atlus, серии игр Shin Megami Tensei Persona, действие Catherine четко разделено на две части: ночную и дневную.
Во сне Винсенту предстоит передвигать блоки и взбираться вверх по фантасмагорической башне, которой бы позавидовал даже ад Данте. Наш герой может толкать блоки, тащить их на себя и карабкаться по краю стены аки Человек-Паук. С первого взгляда это похоже на обыкновенную головоломку, но разработчики постоянно добавляют в неё перца. Нам то и дело попадаются необычные блоки: одни нельзя сдвинуть или уничтожить, а другие ломаются, взрываются под вами, насаживают героя на шипы или подбрасывают его высоко вверх. Достаточно неосторожно встать на поверхность ледяного блока, и Винсент поедет на заднице прямо в бездну. Блоки держатся в пространстве по своим, необычным законам – им достаточно иметь одну общую грань с устойчивым блоком, чтобы не упасть вниз. Я думаю, вы догадываетесь, что произойдет, если на главного героя упадет такой "кирпичик". Но даже этого создателям Catherine показалось мало, и вам придется соперничать с другими "овцами", также пытающимися спастись. И если часть из них мешает вам ненамеренно, занимая нужные блоки или сдвигая их, то потом появляются безумные личности, пытающиеся, во что бы то ни стало, спихнуть вас вниз.
Благодаря такому разнообразию, головоломка обретает новые измерения, и чтобы успешно продвигаться вверх, вам нужно будет придумывать тактики и трюки. Часть, скорее всего, вы найдете сами, а кое-чему вас могут научить собратья по несчастью во время недолгих передышек.
Catherine сложна, но это не та кривая сложность, которая заставит вас выбросить джойстик в окно. Скорее, хочется найти элегантную разгадку, и радоваться вместе с Винсентом еще одному пройденному уровню. Незабываемое чувство, когда понимаешь, что решение было так просто и логично, а ты топтался рядом и умирал раз за разом.
Вот тебе и "цветы жизни"!
Стоп, а как же боссы?! И они тут есть – при их появлении сложность начинает зашкаливать, а действовать приходится, буквально выдавливая каждую лишнюю секунду. Умереть 20-30 раз в битве с боссом? Не проблема! Зато с каждым повтором вы будете действовать все эффективнее, зная подвохи каждого участка. В этом суть Catherine – игра не прощает ошибок, но благоволит к тем, кто на них учится.
Однако рано или поздно любой сон заканчивается (кроме вечного сна, разумеется) и Винсент возвращается в реальный мир, полный своих проблем. Управлять героем нам дадут только в его любимом баре, где можно расспросить местных жителей о сплетнях, встретить своих овец-соратников из сна в их дневной форме, и подбодрить их. Увы, бедняги ничего не помнят о происходящем ночью, как и Винсент. Но интуитивно тянутся к вам, чувствуя что-то знакомое.
Одновременно с этим развивается драма с двумя Катеринами, и порой она страшнее ночных уровней. От ваших выборов в диалогах и других действий будет зависеть исход игры – в ней есть несколько концовок разной степени приятности.
С точки зрения графики к Catherine нет никаких нареканий. Конечно, нас тут не удивят реалистичными моделями и крутыми эффектами, так и игра не об этом. Кстати, хоть большая часть сюжетных вставок сделана на движке игры, но порой нам показывают аниме-фрагменты, нарисованные Studio 4°C, японскими аниматорами, создавшими множество необычных творений, вроде Detroit Metal City и Genius Party.
Звук и музыка просто идеальны. Еще бы, ведь OST писал Shouji Meguro, автор музыки серии игр Shin Megami Tensei и аниме Bleach. В этот раз он взял в оборот классику: Бетховена, Баха, Мусоргского и других, сделав на них ремиксы в своем незабываемом стиле, добавив классическим мелодиям "пугающих" ноток. И, естественно, написал несколько уникальных композиций.
А вот персонажи в английской версии, увы, говорят только по-английски без возможности выбирать язык. Как поклоннику уникальной озвучки, мне остается лишь надеяться, что народные умельцы выпустят патч, возвращающий японские голоса на место. Однако англоязычных актеров подобрали на удивление неплохих, выразительных, так что и тут все очень даже хорошо.