Легендарная, бессмертная серия Final Fantasy. Сейчас она переживает непростые времена – тринадцатая часть критиковалась многими фанатами за "кишечность" прохождения, когда вас буквально волоком тащат по сюжету, и за отсутствие музыки Нобуо Уэмацу, родного композитора серии. MMORPG Final Fantasy XIV вообще стала провалом, получив негативные оценки от критиков и игроков. В результате Square Enix приходится перерабатывать её и выпускать под тайтлом Final Fantasy XIV 2.0 в этом или следующем году. Но, несмотря на все эти проблемы, серия не сдается, и мы можем оценить "работу над ошибками" разработчиков в новой игре – Final Fantasy XIII-2.
Мы узнаем, удалось ли Square Enix уйти от чрезмерной линейности и добавить разнообразия, сохранив при этом традиционно сильную сюжетную линию, и заодно взглянем на то, что стало с миром Кокона и Пульса после событий первой игры.
Почувствуй себя Хомурой
Позвольте кратко ввести в курс дела тех, кто не играл в Final Fantasy XIII.
В оригинальной игре нас познакомили с необычным миром, состоящим из двух частей: Суровая планета Гран Пульс стала обиталищем для множества разных монстров, и люди, живущие здесь, явно не чувствуют себя хозяевами. Но над Пульсом парит еще одна "планета" – Кокон. Это странное небесное тело полое изнутри, и там тоже живут люди, но вместо монстров их гнетёт местное правительство Санктум, занимающееся черными делишками. В один ужасный день Санктум решают изгнать всех, кто так или иначе связан с Пульсом прочь из Кокона. Команда повстанцев становится на пути у правительственных солдат, и в этот день в одном месте сходятся пути воительницы Лайтнинг, смелого и бесшабашного лидера повстанцев Сноу, и многих других. Им удалось преломить свою судьбу и спасти Кокон от падения на Пульс – теперь огромная сфера удерживается с помощью кристаллической колонны, а большей части обитателей Кокона пришлось переселиться вниз.
С тех пор началась новая эра, After Fall. События Final Fantasy XIII-2 начинаются в 3 году AF, а главной героиней становится сестра Лайтнинг – Сэра. Сама Лайтнинг и большая часть старой команды куда-то исчезли. Героиню считают умершей, хотя Сэра точно помнит, что с сестрой все было в порядке! Ситуацию Сэре объясняет прилетевший из будущего парень по имени Ноэль. Оказывается, кто-то вмешался в ход истории, и Лайтнинг теперь заточена в ином измерении, Валгалле. Ноэль предлагает девушке отправиться в путешествие во времени, чтобы освободить Лайтнинг и заодно спасти человечество, которое обречено на гибель через 800 лет с нынешнего момента. Вместе с ручным муглом наши герои прыгают во врата времени, и...
А вот и наша команда по спасению будущего.
Такая вот получилась смесь Chrono Trigger и Final Fantasy. Темпоральное путешествие игрокам показывают в виде эдакого разветвлённого дерева. Открывая новые порталы в каждом из времен, вы получаете доступ к еще одному временному сектору. Поначалу звучит и выглядит сложно, но на практике быстро осваиваешься.
Сначала вам кажется, что ваши действия полностью изменяют историю. Стоит отправиться в прошлое, и пройти там основной квест, как вам открывается измененная версия будущего. Но по сути все старые "версии" истории остаются на карте, и вы всегда можете вернуться в них, если там остались какие-либо незавершенные дела. А еще наши герои могут закрывать врата времени, таким образом, обнуляя все произошедшее в этом месте, возвращая историю к началу.
Будни Хронополиции
Когда вы, наконец "высадитесь" в каком-нибудь отрезке времени, начнется привычная jRPG, почти не отличающаяся от Final Fantasy XIII. Бегаете, выполняете основной квест и множество побочных, а периодически натыкаетесь на монстров. Однако в Final Fantasy XIII-2 враги не стоят на карте, как в предыдущей игре, а предпочитают возникать у вас прямо под носом. Игроку также придется смотреть по сторонам внимательнее – из-за временных парадоксов тут и там можно найти полупрозрачные сокровища, а порой и квестовые элементы, "провалившиеся" во времени. Воспользоваться ими можно, если сначала обработать специальным умением вашего мугла.
Неподготовленному человеку порой будет сложно понять, что происходит на поле боя.
Битвы также происходят в Active Time Battle, но нюанс Final Fantasy XIII-2 в том, что в сражении могут участвовать только два человека (весь ваш отряд, собственно) и один прирученный монстр. В принципе, даже этого хватает, чтобы на поле боя начал твориться неописуемый хаос, когда камера скачет туда-сюда, герои бегают и прыгают, все взрывается и вспыхивает. Благодаря системе "парадигм" вы можете заранее прописать тактику для каждого персонажа, но и в ней есть тонкие места. Например, если персонажу назначить роль Saboteur (маг, который вешает на врагов вредные статусы), он чаще всего будет просто раз за разом кидать Deshell, хотя в запасе есть еще масса полезных заклинаний.
Да и вообще, повторяющиеся битвы с готовыми тактиками начинают довольно быстро надоедать. Веселье начинается лишь тогда, когда вы встретите уникального монстра или дойдете до босса.
Отдохнуть от битв можно будет, решая головоломки – так выглядит борьба с "пространственно-временными искажениями". Стоит сказать, что некоторые из них весьма сложные, заставят мозг поскрипеть. К счастью, любую головоломку можно пытаться пройти бесконечное количество раз.
Чокобо сэкономят массу времени и нервов, потому что когда едешь на них – монстры не нападают.
Графика такая же, как в Final Fantasy XIII – яркая, красивая и качественная. Со стилем тоже все замечательно, естественно, с точки зрения поклонника jRPG. Разработчики решили разбавить длинные сюжетные ролики Quick Time Events элементами – во время самых жарких битв с боссами игроку предстоит вовремя нажать на ту или иную кнопку, и от этого "добивание" злодея будет изменяться. А за идеально выполненный QTE вам еще и бонус дадут!
Ну и какая же "финалка" без прекрасной музыки! Хамаудзу Масаси и его товарищи старались не зря, причем кроме обычных для серии оркестровых композиций и мелодий с фольклорной тематикой они добавили рока, джаза и даже немного рэпа.
Еще одним приятным фактом стало то, что часть песен с вокалом в Final Fantasy XIII-2 исполнила девушка родом из России, Ольга Яковлева, больше известная как Origa. Например, вы можете насладиться её голосом во время путешествия по Historia Crux и в деревеньке New Bodhum.
Увы, язык озвучки нам выбрать не дадут, по крайней мере, не в версии игры для США. Однако есть возможность поиграть с японскими голосами и английскими субтитрами – для этого надо добыть где-нибудь китайскую версию, в которой есть такой выбор. Но английские актеры подобраны отлично, поэтому нареканий к ним нет.
***
Внезапно, лично мне Final Fantasy XIII-2 понравилась больше своей предшественницы. Я прошел игру на одном дыхании, и хочу еще! Единственным минусом лично для меня стала масса боев с простыми монстрами, которые уделываются одной и той же тактикой.