Вышедшая на консолях в июне 2007 года The Darkness оказалась практически идеальной игрой для своего жанра. В ней было все, что нужно для счастья: неоднозначный герой, кровавые мафиозные разборки, интригующий сюжет и мрачная, как ночные улицы Нью-Йорка, атмосфера. Но самым интересным решением авторов стало наделение персонажа дополнительными змеевидными конечностями – той самой Тьмы, что в названии. Помешали проекту разве что невнятный мультиплеер, который мерк на фоне конкурентов, трудные загадки, мешающие пройти одиночную кампанию, и некоторая угловатость моделей персонажей.
Открытая концовка оригинала буквально выпрашивала вторую часть, но Starbreeze Studios предпочла заниматься продолжением The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay – Assault on Dark Athena, а затем (наверняка с огромным удовольствием) принялась за Syndicate. 2K Games ничего не оставалось, кроме как предложить разработку The Darkness 2 другой студии. Почему выбор пал именно на Digital Extremes, до сих пор неясно, но все оказалось не так плохо, как могло быть. Набравшись опыта на портировании чужих продуктов (BioShock и Homefront) для консолей и выпустив не самую успешную Dark Sector, студия таки смогла сколотить вполне крепкий сиквел, пусть и уступивший оригиналу в некоторых чертах.
В темном омуте
Судьба сыграла с семьей Джеки Эстакадо (подозрительно напоминающего Томми из Prey) злую шутку. Еще на первой мировой войне прадед профессионального киллера заключил с Тьмой договор, из-за которого каждый ребенок их семьи по мужской линии будет носителем необычных способностей. Однако не стоит питать иллюзий – Тьма весьма опасна, и лишь вопрос времени, когда она полностью подавит разум человека, оставив себе, в качестве оболочки, только его тело. Мафиозным кланам, объявившим на Джеки охоту, это было невдомек... В общем, мир стал чуточку чище.
Перед смертью враги издают дикие вопли, вроде «Не убивай меня». Ребята, а на что вы рассчитывали, когда шли на эту работу?
The Darkness 2 открывает новую главу жизни героя. Он стал доном, спокойно рассекает улицы вместе со своей мафиозной семьей, все до одного его уважают, а значит, очередной войны кланов не предвидится. Но самое главное – Джеки научился подавлять в себе Тьму и, кажется, даже не вспоминает о ней. Увы, счастливая жизнь длилась недолго – во время ужина в ресторане на здание происходит хорошо организованное нападение бандитов, ряженных в работников ремонтной бригады. Раненый герой оказался заперт в столовой, помещение постепенно заполняется газом, а единственный выход – и тот заблокирован. В такой ситуации ничего не оставалось, кроме как вспомнить о спящем в глубинках сознания «друге».
Для того чтобы начать играть во вторую часть, совершенно не обязательно досконально изучать сюжет оригинала. Сценаристы позаботились о внятной предыстории, где немного «двинутый» персонаж рассказывает про бесконечное противостояние Света и Тьмы и других тонкостях мира, а также вскользь затрагивает события The Darkness. Появление в кадре героев первой части обыграно банальными отговорками, вроде «старый знакомый» или «мой друг», но раздражения от этого нет, ведь для главы мафиозного синдиката свойственно знать многих людей лично. Местная история самобытна и не вызывает вопросов и недопонимания. Тьму желает забрать представитель древнего культа и с ее помощью захватить мир; Джеки постоянно грезит своей возлюбленной, убитой в оригинале; а между миссиями герой рассказывает истории, связанные с происходящим в его жизни.
Сцены в госпитале заставляют мозг судорожно искать ответы на вопросы.
Темные тропы
Жаль, что все события разворачиваются где-то вдалеке, не затрагивая туристические места. Ветхий особняк и его винный погреб, складские помещения, однообразные крыши безликих зданий, самые скучные места увеселительного заведения, стройка – практически все площадки, куда занесет героя, представляют собой безжизненные картонные декорации для разыгрывания поставленных сцен. И ни одна из перечисленных не возникает в памяти после прохождения кампании. В сухом остатке – три действительно атмосферных места. Поместье Эстакадо, в котором развернется нешуточная битва, кладбище, атакованное проливным дождем, и часть заброшенного парка развлечений. Но даже эти уровни не избежали проблемы кривых рук дизайнеров – в этой игре практически везде чувствуешь себя зажатым в четырех стенах. В оригинальной The Darkness между миссиями можно было пройтись по городу, поболтать с персонажами, а некоторые места приходилось искать с помощью карты и подсказок на пейджере. Здесь же – рельсовая дорога.
Изменилась атмосфера и за счет иного графического движка – теперь, как например, в Borderlands или Prince of Persia (2008), за нее отвечает Cell-Shading. Спорный подход позволил Digital Extremes приблизить игру к комиксу, на котором как раз и базируется серия. К сожалению, сам Evolution Engine едва выдерживает возложенную на него задачу, и картинка выглядит неказисто. На местных локациях практически нет мелких деталей, многие модели окружения переходят с одной главы в другую, текстуры пугают низким разрешением, а отсутствие настроек сглаживания в 2012 году заставляет грустно вздохнуть. После напряженной битвы с десятками противников воспоминания о ней шустро подтирает невидимый уборщик – трупы исчезают практически мгновенно, а кровь и следы от пуль мистически испаряются.
Маленький дарклинг в футболке из британского флага и с мертвой кошкой на голове постоянно пьет пиво, громит все вокруг, писается на врагов и вообще всячески придуривается.
Оправданная жестокость
Впрочем, в The Darkness 2 практически не изменилась динамика боя, а это, пожалуй, самое главное. Правая змеиная голова позволяет Джеки отталкивать врагов, оглушать их, наносить серьезные удары или подбрасывать тела в воздух. С помощью левой можно взять, например, бильярдный кий или металлическую балку и пригвоздить врага к стене. Точно также швыряются бочки, табуретки, коробки и баллоны с газом – достаточно навести на противника прицел и бросить в него смертоносный предмет. К тому же, у игрока есть возможность сделать с оглушенным противником что-то наподобие фаталити – Тьма поднимает несчастного в воздух и, в зависимости от выбора, убивает одним из четырех способов. Так, если змеи съедят чужое сердце, то герой получит прибавку к здоровью, если оторвут противнику голову, то карманы пополнятся патронами. Но не давайте фантазии разгуляться – здесь даже близко нет такого количества убийств, как в Bulletstorm, а видов «фаталити» ничтожно мало.
Как и в игре от Epic Games, за устранение противников даются очки, которые обмениваются на новые способности в специальных магазинах. Ветка «прокачки» просто огромна. Тьма может научиться выпускать рой насекомых из собственной пасти или создавать черные дыры небольшой величины. На их фоне остальные умения вызывают усмешку, однако увеличение получаемых припасов или здоровья, броня, покрывающая тело героя, когда он находится в темноте, и другие здорово помогают в прохождении.
Свет от ламп сильно мешает герою ориентироваться в пространстве, чем частенько пользуются враги.
Прямиком в могилу
По большому счету, The Darkness 2 – это все-таки шутер, поэтому стрелять здесь приходится едва ли меньше, чем в той же Call of Duty. Навстречу постоянно несется десяток врагов. К счастью, авторы приложили достаточно усилий, чтобы сделать перестрелки напряженными – разница между тем или иным противником видна невооруженным глазом. Одни, закрывшись непробиваемым полицейским щитом, бездумно бегут напролом, другие используют хлыст и артистично выбивают оружие из рук, третьи стараются держаться подальше, а некоторые способны мгновенно телепортироваться. Но самые опасные – это солдаты с фонариками. Как и в оригинале, персонажи из плоти и крови – не единственные враги Джеки. Тьма панически боится источников света и, помимо издаваемых воплей, мол, «держись подальше от лампочек», на свету она становится недееспособной. К тому же, герой начинает слепнуть так, будто ему в глаза светит промышленный прожектор. Поэтому первым делом приходится расстреливать лампочки и только после этого приниматься за живых недругов.
В многопользовательском режиме жизнь не упрощается. Вокруг десятки источников света, врагов – столько же. И даже игра вчетвером не облегчает ситуацию – у всех героев просто нет таких возможностей, как у Джеки. Кооперативная игра имеет отдельный сюжет, отчасти связанный с одиночной кампанией, а все события проходят почти всегда на других локациях (некоторые из которых гораздо интереснее тех, что представлены в одиночной кампании). Семья Эстакадо нашла нескольких связанных с Тьмой людей и наняла их для поиска Копья судьбы.
В некоторой степени The Darkness 2 весьма жуткая игра.
Способности разделились между четырьмя героями, и максимально успешно покажет себя та команда, участники которой хорошо знакомы с незамысловатым принципом: "танк, хилер и два класса поддержки". Оба режима практически идентичны. Первый – «Кампания» – это поэтапный сюжет. Второй – «Черный список» – представляет собой список людей, так или иначе помешавших семье Эстакадо. В общем, на пару часов занять может, особенно, если учесть короткую (в районе пяти часов) одиночную часть.
***
Переходя из рук одного разработчика в руки другого, The Darkness 2 растеряла атмосферу и черный юмор. Зато сохранила качественный и интересный игровой процесс. Очевидно, что Digital Extremes есть куда расти. Но осталось совсем немного – нанять более опытного дизайнера, заручиться поддержкой талантливого сценариста, сменить хиленький проприетарный движок на более мощный – и этим парням можно доверять разработку третьей части.